Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 4400
Поделиться
Подрастающее потребление
В преддверии глобальных финансовых неурядиц именно подростки могут стать если и не спасением, то поддержкой для мировой экономики. Согласно докладу Teenage Research Unlimited (компании, относящейся к международной исследовательской группе TNS), 46 процентов тинейджеров планируют увеличить свои траты в этом году (86 процентов заявили, что они потратят столько же или даже больше), а 7 из 10 опрошенных верят, что их уровень жизни будет лучше родительского. О каких суммах идет речь? Согласно опубликованному недавно докладу российского подразделения TNS, посвященному расходам россиян в возрасте от 12 до 19 лет, счет идет на миллиарды: если в 2010-м подростки в нашей стране тратили 3,8 млрд долларов, то в прошлом году эта сумма выросла примерно до 6 млрд долларов, или 191 млрд рублей. Главный источник финансирования для юных потребителей, естественно, семейный бюджет — деньги на карманные расходы дают своим чадам 78 процентов родителей, говорят в Исследовательском центре рекрутингового портала Superjob.ru, где проводили соответствующий опрос в конце прошлого года.
— Родители уверены, что наличие собственных средств, пусть и небольших, учит ребенка ответственности и азам финансового планирования,— рассказала «Огоньку» руководитель центра Наталья Голованова.— При этом контролирует расходы отпрысков 61 процент мам и пап. Судя по комментариям, это позволяет родителям быть уверенными, что подросток не покупает алкоголь или сигареты и что деньги не отнимают школьные хулиганы.
По данным Superjob.ru, чаще всего российские школьники получают на карманные расходы до 500 рублей в месяц — именно столько выделяют детям большинство (59 процентов) родителей. По мнению опрошенных, этого должно хватить на «пирожок в столовой, если не понравится школьный обед», сюда же часто входят, например, затраты на проезд. Еще 17 процентов респондентов дают детям от 500 до 1000 рублей в месяц. И лишь считанным процентам родителей удается «отстегнуть» отпрыскам более значительные суммы: от 1000 до 2000 рублей дают 8 процентов респондентов, от 2000 до 3000 — 3 процента, свыше 3000 — 2 процента.
Парадокс в другом: большинство взрослых хочет, чтобы подростки не только брали у них деньги, но и зарабатывали самостоятельно. Правда, сегодня отечественные социологи отмечают, что у нас подрабатывают меньше подростков, чем на Западе, и все же этот процент достаточно высок.
— О том, что их ребенок подрабатывал во время каникул, нам сообщили 20 процентов родителей,— говорит Наталья Голованова.— Чаще всего подростки работали продавцами (9 процентов), курьерами и разнорабочими (по 7 процентов), барменами или официантами (6 процентов), промоутерами (4 процента). По 3 процента трудились в качестве стажеров в офисе, подсобных рабочих, системных администраторов или вожатых в детских лагерях; по 2 процента работали распространителями листовок, озеленителями, секретарями и грузчиками.
Согласно опросам, все заработанные деньги, а также то, что дали родители, у подростков уходят на аудиоплееры, модную одежду, кино и прочие молодежные радости — речь идет прежде всего о развлечениях. Как отмечают социологи, опрошенные «Огоньком», молодежь всегда была наиболее чувствительна к потреблению, ну а нынешние тинейджеры родились и сформировались в условиях быстро растущего российского общества потребления, когда соответствующая культура навязывалась через масс-медиа, рекламу и все, что было вокруг. Повлиял и рост благосостояния, если раньше родители часто не могли покупать все, что хочет ребенок, то сейчас это многим по карману. Эксперты также отмечают, что сегодня как у подростков, так и у их родителей смещены ориентиры: совершенно непонятно, что может принести успех в жизни, надо ли вкладываться в образование или можно просто купить диплом. Отсюда один шаг до легкомысленных трат и пира потребительства.
Самое удивительное, утверждают специалисты, что даже если впереди страну ждет экономический кризис, он, в принципе, никак не изменит сложившуюся ситуацию. Россияне выработали множество технологий, позволяющих потреблять на разном ценовом уровне, в зависимости от доходов: можно, условно говоря, пойти в бутик, а можно в секонд-хенд.
— Подростки просто перейдут на другую стадию потребления, и никто не будет обижен,— считает директор Центра социального прогнозирования Франц Шереги.— У молодого поколения нет бюджета, у них есть понятие карманных денег. Ну пойдут в кино, соберутся, еще что-то сделают
В Санкт-Петербурге социологи как-то провели необычный эксперимент, они пытались по внешнему виду определять доход проходящих по улице людей. Оказалось, что сделать это сегодня очень непросто: чтобы понять, сколько человек получает, нужно увидеть бренд на джинсах или на сумке, потрогать материал одежды, заглянуть за отворот пальто или пиджака
Один из ключевых навыков в потребительском обществе — казаться, а не быть, и этот навык россияне, в первую очередь подростки, довели сегодня до совершенства.
Огонек Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?