Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
"Поднявши меч на наш союз"
Омские оптовики объединяются, чтобы разговаривать с «Пятерочкой» на равных. 6 мая в офисе компании «Индустриальные системы» состоялось первое организационное собрание Омского закупочного союза — рабочее название общественной организации, в которую собираются объединиться омские оптовики. Инициаторами создания альянса стали руководитель компании «ПроЭко» Валерий МАЛИНОВСКИЙ, гендиректор ООО «Инсист Трэйд» Галина БОЙКО и член координационного совета Омского областного союза предпринимателей Сергей ГАНЧАРУК. . Они предложили омским оптовикам, пострадавшим от неплатежей торговых сетей «Пятерочка», «Омский торговый альянс», «АТ-Маркет», а также всему «активному купечеству» города объединиться в союз, дабы совместными силами защитить свои интересы как перед владельцами разорившихся сетей, так и перед теми, кто только начал задерживать платежи.
«Возьмемся за руки, друзья» Главной идеей Омского закупочного союза, по задумке его инициаторов, должна стать разработка и принятие общих правил ведения торговли в городе. — Сегодня таких общих правил нет, поэтому каждая сеть диктует оптовикам собственные требования: оплата по реализации товара или с отсрочкой платежа на месяц-два. Не хочешь? До свидания! Мы договоримся с твоим конкурентом. И так ломают нас поодиночке. И мы вынуждены уступать. Ведь притормозить товар мы не можем: есть обязательства перед производителем (покупка определенного объема в оговоренные сроки и нередко по предоплате), есть арендованные склады, люди, наконец, которым нужно платить зарплату, — привел свои аргументы Валерий МАЛИНОВСКИЙ. По мнению инициаторов союза, единые для всех правила торговли необходимы для того, чтобы все участники цепочки производитель — оптовик — розница — покупатель наладили стабильные, долговременные, добросовестные и взаимовыгодные отношения. — Сейчас многие сети начнут сваливать на кризис все свои проблемы, задерживать платежи за поставки. И все участники рынка рано или поздно перестанут доверять друг другу. Каждый по отдельности мы не в силах повлиять ни на крупных поставщиков, ни на сети, а если мелкие и средние поставщики объединятся в общественную организацию, это будет сила, с которой станут считаться все. Для того чтобы того же МКРТЧЯНА вынудить сесть с нами за стол переговоров, нам нужно обладать определенным весом— общественным и коммерческим. В нашем союзе мы сможем обмениваться информацией друг с другом, составлять рейтинг репутации сетей, чтобы через этот рейтинг оказывать давление на сети недобросовестные и, наоборот, предоставлять более выгодные условия поставок сетям аккуратным в платежах, — попытался убедить коллег Сергей ГАНЧАРУК. По его словам, он уже поставил на недавнем координационном совете Омского областного союза предпринимателей вопрос о том, что бизнес-сообществу необходимо дать свою оценку поведению сетей, задерживающих платежи, — одобряет оно его или нет или вообще безразлично к тому, что происходит. Только так сети сначала начнут задумываться о своей репутации в обществе, прежде чем принимать какие-либо решения. Среди поставщиков, которые пострадали от действий «Пятерочки», как рассказал ГАНЧАРУК, есть три типа: первые уже смирились с потерянными деньгами, предпочитая не связываться, вторые считают, что надо подвести действия МКРТЧЯНА под мошенничество и давить на него. через уголовную систему. Я придерживаюсь третьей позиции — вести с должниками мирные переговоры и пытаться совместными усилиями найти решение, которое устроило бы все стороны. Бизнес, на мой взгляд, должен вестись цивилизованным путем, потому что «война» может привести к гораздо более весомым потерям сторон, чем уже существующие долги, — заявил ГАНЧАРУК. Разорится каждая четвертая сеть Директор ООО «Мистерия ОМ» Сергей ЖАРОВ привел цитату главного исполнительного директора X5 Retail Group (российская сеть магазинов «Пятерочка) Льва ХАСИСА, который считает, что каждый четвертый ритейлер до конца текущего года разорится. — Я за то, чтобы омским оптовикам объединиться в союз, потому что, в отличие от нас, ритейлеры уже давно имеют свою общественную организацию. Нам проще будет разговаривать друг с другом, если стороны будут выступать от этих двух бизнес-сообществ, а не каждый оптовик сам за себя, и тогда появятся общие правила игры на рынке, — считает ЖАРОВ. Возврат дебиторской задолженности, по мнению ЖАРОВА, безусловно, очень важен сейчас, но гораздо важнее придумать такую схему взаимодействия всей цепочки производитель — оптовик розница — покупатель, которая поможет избежать возникновения задолженностейв дальнейшем: — По «Пятерочке» мы, например, суд выиграли, но денег нам от этого пока не прибавилось. Можно, конечно, принять участие в выборе конкурсного управляющего банкротящейся «Пятерочки», но с нашей суммой долга вряд ли мы окажемся в числе кредиторов первой очереди, потому что банкам эта сеть должна чуть ли не миллиард рублей. А если бы у нас был союз, который вовремя среагировал бы на действия проблемной сети, то, может быть, таких долгов бы и вовсе не было. ЖАРОВ предложил коллегам взять на вооружение опыт английских супермаркетов, которые сами для себя разработали и приняли Кодекс торговой практики, по которому выстраивают отношения и с поставщиками. Руководитель кредитного отдела ИП Суханов П. А. Наталья ГОВОРУНСКАЯ рассказала о назревшей потребности в обмене информацией между поставщиками о работе и репутации сетей. — Например, звоню в сеть, чтобы узнать, где же наши деньги за поставки, а мне отвечают, что у них сервер полетел, поэтому не успели заплатить, или, как недавно ответили в «Холлидее», что у них в компании идет реструктуризация. И даже узнать-то негде, правду сказали мне или обманывают. Единственные источники информации о сетях пока только газеты и сплетни в Интернете на каких-либо форумах. Я понимаю, что нам, «сопутке», поставляющим парфюмерию и косметику, долги будут выплачивать не в первую очередь, но если бы я знала заранее, что такая-то сеть не платит даже поставщикам основных товаров (хлеб, молоко и т.п.), то могла бы хоть как-то подготовиться или подстраховаться, — поделилась ГОВОРУНСКАЯ. Она предложила создать в Омске сайт поставщиков, где можно было бы читать и оставлять отзывы о сетях. Начальник службы безопасности компании «Омский завод консервированной продукции» Владимир ПУЖЕЛЬ рассказал о том, что его предприятие уже пыталось наладить с сетями диалог, но это ни к чему не привело: — При малейшей нашей попытке выяснить хоть какие-то подробности о фирме, с которой мы заключаем договор о поставках, сетевики отвечают: не нравится, идите ... к другому ритейлеру. Неделю назад мы написали в «Продторг» письмо, где предупредили, что будем воздействовать на него через правоохранительные органы, административный ресурс и СМИ, если компания не пойдет с нами на контакт, но «Продторг» пока никак не отреагировал. Так что спасение утопающих дело рук самих утопающих. Никто, кроме нас самих, нашими проблемами не будет заниматься. ПУЖЕЛЬ также считает, что оптовикам необходимо объединиться в союз работодателей, для того, чтобы управлять рынком, пока в город не пришел какой-нибудь крупный федеральный ритейлер и не установил собственные правила. По мнению ГАНЧАРУКА, руководство «Пятерочки» все-таки можно вывести на диалог: — Если МКРТЧЯН собирается и дальше жить в России, ему придется идти на уступки, чтобы сохранить свою репутацию в обществе. Я считаю, что бизнес должен решать коммерческие вопросы коммерческими способами. Например, омским оптовикам можно создать собственный инвестиционный фонд, средства которого будут использоваться на выстраивание цивилизованной работы рынка. Печальный опыт «рыбников» Представитель компании ЗАО «Союзконтракт Сибирь» Ирина ВЛАДИМИРОВА заявила, что желание объединиться может не совпасть с практическими интересами самих оптовиков, и поделилась с коллегами печальным опытом создания в 2004 году Союза рыбопромышленников Омской области. В него входили поставщики и переработчики рыбы — всего около 20 человек. Члены союза платили взносы, работала исполнительная дирекция, проводились конференции и круглые столы. — Цели союза были благие — объединиться, составить черный список ненадежных клиентов, бороться с контрафактом (рыбу солили и коптили чуть ли не в каждом дворе, и она была ужасного качества). Мы привлекали к борьбе административные ресурсы, правоохранительные органы — вылавливали подпольщиков, арестовывали их товар. Но в один прекрасный момент произошло пересечение интересов членов союза. Оказалось, что некоторые из них продавали свой товар как раз тем самым подпольщикам, против которых боролся союз. Так что необходимо соблюдать тонкую грань между политическими и коммерческими интересами бизнеса, — рассказала ВЛАДИМИРОВА. В итоге, по словам ВЛАДИМИРОВОЙ, когда часть членов союза начала терять свою клиентскую базу и, соответственно, прибыль, благие идеи ушли в сторону, а «рыбники» просто перессорились и долгое время не общались друг с другом. Хронология О том, как возникла идея создания альянса омских поставщиков см. «Сетевики ломают нас поодиночке, поэтому мы, оптовики, должны объединиться в союз» в «КВ» №13 от 8 апреля 2009 года. Коммерческие Вести
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.