Сокращение штата – не единственный и не лучший способ снизить расходы. Если пересмотреть весь подход к организации массового подбора и управления линейным персоналом, можно не только сберечь деньги, время и нервы, но и потенциально поднять мотивацию и лояльность кандидатов, снизить текучку кадров и обрести запас гибкости и прочности даже в кризис. Разбираемся, чем выгодны цифровизация и массовый подбор через цифровую платформу.
Фото: Amnaj Khetsamtip/shutterstock
Затраты на персонал складываются из многих факторов: не только зарплата самих исполнителей, но и все связанные с ними косвенные расходы и время рекрутеров, отдела кадров, бухгалтерии и команды по обучению.
При поиске обычного курьера или работника торгового зала вам нужно будет оплатить:
- рабочее время внешнего или внутреннего рекрутера;
- интернет, мобильную связь;
- доступ к базам данных сайтов по поиску сотрудников или стоимость размещения вакансии;
- другие каналы привлечения – например, контекстную рекламу или кадровые агентства.
Автоматизация
процесса в CRM-системе может ускорить и упростить рекрутинг, но в бюджете появляется дополнительная строка расходов. Многое зависит и от особенностей региона, требований вакансии и квалификации ответственного сотрудника.
Казалось бы, исполнитель найден и готов приносить прибыль. В реальности на стадии адаптации также придется оплатить:
- рабочее время отдела, составляющего документы и занимающегося выплатами;
- рабочее время специалистов по обучению, подготовку учебных материалов;
- больничные и отпускные;
- униформу и средства труда.
Важно учесть, что на линейных позициях сотрудники часто увольняются до окончания испытательного срока по разным причинам - в этом случае на окупаемость найма рассчитывать не приходится и собеседования начинаются заново.
Среднюю цифру затрат на подбор в России назвать трудно: компании редко собирают такую статистику и еще реже делятся ею. Но в США, например, средняя компания тратит около $4000 и минимум 24 дня, чтобы закрыть всего одну вакансию…
Как сократить затраты при подборе?
Снизить расходы на подбор можно, автоматизируя процесс и нанимая временный персонал через единую онлайн-платформу. Сравним по пунктам этапы и особенности «традиционного» метода с работой через платформу.
Важный плюс: цифровизация заодно повышает уровень мотивации и вовлечения временных сотрудников, потому что берет на себя функции информирования и обучения, предлагает бонусы и конкурсы, помогает разобраться со страхованием ответственности, налогами и документами, развеять сомнения, улучшить доход и наладить баланс «работа/дом». В целом, уже сейчас растет новое поколение «цифровых» сотрудников со «встроенной» привычкой к развитым технологиям.
|
Традиционный подбор и наем в штат
|
Подбор временного персонала через платформу MyGig
|
Кто занимается подбором?
|
Штатный или внешний рекрутер/HR. Может заболеть, уволиться или не справиться с задачей.
За сверхурочную работу, отпуск и больничные нужно платить
|
Отклики приходят автоматически, сотрудники платформы производят отбор.
Оплачиваете только закрытие конкретной смены.
|
Сколько времени нужно на закрытие вакансии?
|
Минимум несколько дней
|
Минимум два часа
|
Кто занимается документами и выплатами?
|
Отдел персонала и/или бухгалтерия. Вы платите за их рабочее время и софт.
|
Документооборот на платформе автоматизирован, документы создаются в электронном виде. Платформа отвечает за выплаты и проверку статуса самозанятости.
|
Плюсы подхода
|
|
-
Нанятый на время сотрудник лучше мотивирован изначально, потому что работает на результат и берет на себя ответственность за качество работы и отношения с работодателем.
-
-
Экономия времени и денег.
-
-
Подстройка под пики и провалы в загрузке компании.
-
-
Процесс найма и выплат полностью прозрачный и «белый».
|
Минусы подхода
|
Затраты больше на 15–30%.
Традиционную схему подбора трудно адаптировать под пики и провалы загрузки.
|
Непривычная схема, которую нужно объяснить сотрудникам перед внедрением
|
В отдельных случаях привычный подход к подбору, безусловно, может приносить максимальную пользу и минимальные затраты: например, вы находитесь в регионе, где работников больше, чем работы, а ваш рекрутер обладает гениальным чутьем. Но в любой среднесрочной перспективе платформенный подбор помогает не только сократить затраты, но и сделать процесс подбора предсказуемым, управляемым и прозрачным, а не полагаться на удачу.
Как сократить затраты при управлении линейным персоналом?
Когда первичный подбор завершен, затраты на персонал все равно могут оставаться проблемой. Например, из-за пиков и спадов загрузки.
В магазинах происходит наплыв покупателей после 17–18 часов и перед праздниками, а сервисы доставки получают максимальный объем заказов с вечера пятницы по воскресенье. Держать 10 курьеров на фиксированной зарплате в ожидании пиков неразумно, а качество обслуживания в важные моменты страдает. Мотивация персонала тоже падает, если в периоды простоя они вынуждены скучать и бездельничать, но не могут ни уйти домой, ни заняться личными делами.
При работе с платформой MyGig работодатель имеет возможность оптимизировать график загрузки персонала, снизив расходы.
Пример 1: в штате магазина крупной торговой сети числятся 4 кассира, работающих по графику 2 через 2. Ежедневно на работу выходили 2 человека при пиковой нагрузке с 18 до 21. Все остальное время работы мало, но рабочее время требуется оплачивать.
Решение: оставить в штате 2 кассиров из 4, ежедневно привлекать одного к работе, и выводить на работу на 6 часов самозанятых, совмещающих функции кассира с функциями работника торгового зала.
Выгоды: более длинные смены привлекательны для самозанятых, совмещение функций не вызывает сложностей и позволяет разнообразить загрузку и лучше познакомиться с местом работы. Штатные сотрудники разгружены в пиковые часы, а работодатель экономит до 40 тыс. рублей в одном магазине. Схему можно масштабировать при расширении бизнеса и подстраивать под изменение часов и длительности пиковой загрузки.
Расходы работодателя могут быть связаны с текучкой персонала: если работа ответственная, а график тяжелый, люди чаще берут больничный и быстрее меняют работу. Риск постоянных конфликтов и выгорания снижает мотивацию целых подразделений. График подмен, как правило, регулируется самими исполнителями: любой форс-мажор может привести к срыву работы.
Пример 2: в сети АЗС кассиры работают в графике сутки через трое, каждый день на работу должны выходить 2 человека. В реальности кассиры постоянно срывают график.
Решение: 4 кассира из 8 продолжают работать сутки через трое, 2 кассира переходят на более щадящий график 2 через 2, на ночные смены выходят самозанятые.
Выгоды: гарантия того, что ночью на АЗС будут работать 2 человека, позволяет сотрудникам иногда отдыхать, компенсируя недосып. Для самозанятых ночная смена интересна, потому что позволяет совмещать подработку с дневной загрузкой. АЗС экономит до 36 400 рублей в месяц, текучка кадров снижается.
Как цифровизация снижает расходы: неочевидные моменты
Переход на работу с самозанятыми и цифровизация подбора снижают расходы через оптимизацию зарплат и графиков. Но есть и другие выгоды, не самые очевидные.
- У платформы MyGig есть партнерские соглашения с сервисами для аренды самокатов и велосипедов для курьеров. Вам не нужно покупать и хранить оборудование, чинить его.
- Обучение теории/технике безопасности и тестирование можно провести онлайн и сберечь время. На рабочем месте нужно будет дать только базовые практические инструкции.
- Бронирование смен через мобильное приложение, автонапоминания и контроль выхода через геолокацию помогают минимизировать простои и прогулы, гарантируя полную и постоянную загрузку точек.
- Система отзывов и оценок, а также «черный список» помогают отбирать лучших, а с худшими не работать. Штатного сотрудника, плохо себя показавшего, нельзя так просто уволить одним днем.
Retail.ru