Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Почему в России закрываются службы доставки и как интернет-магазинам от этого защититься
Одним из итогов всех событий прошлого года для рынка e-commerce стала перестройка рынка логистики. Конечно, изначально все ожидали куда более драматичных итогов, как и в других отраслях. Однако важные изменения все-таки произошли, и их нужно зафиксировать.
О том, как меняется рынок доставки заказов и как на это реагируют интернет-магазины, рассказывает Денис Чигаев из компании PIM Solutions.
Фото: ViDI Studioshutterstock
В первую очередь эти изменения связаны с уходом целого ряда крупных служб доставки. Формально служб курьерской доставки за последнее время стало больше. По данным сервиса «Контур.Фокус», с января 2022 года по апрель 2023 года количество сервисов курьерской доставки в России увеличилось на 14,1%, с 6101 до 6963 компаний. Судя по всему, просто считали количество компаний, у которых в числе видов деятельности указана доставка. Это в основном небольшие региональные компании, перевозящие грузы на «Газелях». А вот служб доставки федерального масштаба стало меньше. У этого есть несколько причин.
Уход зарубежных компаний
В 2022 году российский рынок покинули крупные зарубежные перевозчики, которые успешно работали на нем много лет и, безусловно, занимали свою нишу. Это такие компании, как DHL, FedEx Corporation, TNT Express, United Parcel Service, и другие.
Их уход не оказал существенного влияния на рынок e-commerce. Они занимались в основном трансграничной торговлей, которая резко просела из-за закрытия для российских покупателей популярных зарубежных интернет-магазинов. В остальном их без проблем заменили российские сервисы.
Банкротство крупных служб доставки
С прошлого года произошло банкротство двух крупных курьерских служб – IML и PickPoint. Первая работала на рынке с 2007 года. В свое время IML первой предложила доставку за 24 часа между Москвой и Санкт-Петербургом. В 2020 году у компании была собственная сеть в 60 регионах, более 1000 ПВЗ и более 1 млн отправлений в месяц.
Финансовые проблемы у IML начались несколько лет назад, но компания вполне могла их решить. События прошлого года добили ее окончательно. Уход IML с рынка сопровождался скандалами: к компании были поданы иски на миллиарды рублей, и разбирательства по ним еще далеки от завершения.
В отличие от предыдущего примера уход с рынка компании PickPoint получился не таким скандальным, но он гораздо сильнее повлиял на рынок. Ее сеть насчитывала 6 тыс. постаматов и 4,5 тыс. ПВЗ в 657 населенных пунктах. На бизнес PickPoint негативно повлиял уход из России западных ритейлеров, которые были основными клиентами, а также невозможность финансирования со стороны западного инвестора. Нового инвестора найти не удалось, и кассовые разрывы быстро привели к банкротству.
Это не единственные, но самые заметные примеры ухода с рынка служб доставки.
Уход служб доставки с внешнего рынка
Еще две крупные курьерские службы решили сосредоточиться на обслуживании основного бизнеса своих владельцев и перестали доставлять заказы сторонних интернет-магазинов.
Первым это сделал сервис Ozon Rocket, который использовал логистическую инфраструктуру маркетплейса для доставки внешних заказов. В какой-то мере это было ожидаемо. Во-первых, в 2022 году Ozon взял курс на прибыльность и начал избавляться от убыточных направлений, одним из которых оказался Ozon Rocket. Во-вторых, количество заказов на основной площадке постоянно растет и нагрузка на логистику тоже. Понятно, что собственные заказы всегда будут в приоритете, и нерационально отвлекаться на сторонних заказчиков в условиях жесточайшей конкуренции. В-третьих, было странно обслуживать своих конкурентов, еще и себе в убыток.
Вслед за Ozon Rocket по такому же пути пошла и «Сберлогистика». В свое время компания строила большие планы и собиралась войти в топ-3 на рынке экспресс-доставки. Однако в конце 2022 года сервис решил сменить вектор развития и сосредоточиться на обслуживании компаний из экосистемы Сбера – «Сбермегамаркета» и «Самоката». Договоры со сторонними интернет-магазинами начали расторгать. Сервис активно работал на рынке и был важной его частью, поэтому его внезапный уход стал неожиданным.
Российский e-commerce все больше становится рынком маркетплейсов, о чем еще будет сказано ниже. В этих условиях сами площадки и аффилированные с ними сервисы предпочитают вкладываться именно в гонку маркетплейсов и не распыляться на обслуживание посторонних клиентов. К тому же такой подход позволяет дополнительно сократить расходы.
Фото: Gorodenkoff/shutterstock
Что будет дальше?
Продолжат ли уходить с рынка крупные службы доставки? Этого не знает никто. С одной стороны, количество заказов стремительно растет год от года. С другой – главным образом этот рост обеспечивается за счет маркетплейсов. По данным агентства Data Insight, в 2021 году логистическими компаниями было доставлено 25% всех отправлений на рынке e-commerce, а в 2022 году – всего 13%. В абсолютном выражении количество доставленных заказов сократилось с 400 до 346 млн. В дополнение к этому крупные интернет-продавцы значительно сократили субсидирование доставки.
В этих условиях на рынке логистики неизбежно будет обостряться конкуренция, и кто-то из игроков может с ней не справиться. В первую очередь это касается мелких и средних компаний, но нельзя исключать и неприятные кейсы с крупными игроками.
Интернет-магазины должны учитывать эти факторы, когда они выстраивают свою логистику.
Что делать интернет-магазинам?
Есть несколько способов минимизировать свои риски. Первый – организовать собственную логистику, чтобы не зависеть от внешних подрядчиков. Это долго и дорого. При таком подходе стоимость доставки может сильно вырасти, и тогда продавцы не смогут конкурировать на своем рынке.
Второй подход – выбрать какую-то одну службу доставки, которая, скорее всего, никуда не уйдет с рынка. Скажем, уход «Почты России» невозможен даже на законодательном уровне. Это хороший вариант для мелких и средних по размеру интернет-магазинов.
Продавцы, которые ежемесячно отправляют десятки тысяч заказов, нуждаются в разных вариантах доставки, чтобы иметь возможность доставлять заказы в любые уголки, предлагать удобные варианты для самых разных покупателей и просто не зависеть от одного поставщика услуг.
Поэтому оптимальный вариант для крупных интернет-магазинов – сотрудничать сразу с несколькими доставщиками (многие так и делают). Но и здесь все не так просто. Если подключаться к каждой курьерской службе по отдельности, то работа с ними может вызвать большие трудности. Подключение каждого оператора занимает до нескольких месяцев, плюс ими нужно управлять и сопоставлять их результаты.
Решить эту проблему можно с помощью технологий интеграции и агрегации служб доставки.
При интеграции интернет-магазин сам подписывает договоры с каждой службой доставки, но управляет ими из одного окна по API. При агрегации достаточно подписать только один договор – с самим агрегатором, который сам подключит необходимые службы доставки. Все возникающие вопросы с доставщиками будут решаться через агрегатора. Также агрегаторы могут помочь получить низкие тарифы на доставку, выбрать лучший вариант отправки для каждого заказа и т.д.
Рынок логистики интернет-заказов переживает серьезную трансформацию, связанную как с внешними обстоятельствами, так и с естественными внутренними процессами. В этих условиях интернет-магазинам необходимо принимать решение о том, как им следует организовывать доставку дальше. От этого решения может зависеть их работа в будущем.
Retail.ru
Читайте также:
Бизнес-модель для Дубая: что надо знать, чтобы не прогадать с выходом?
Как китайский Pinduoduo дал бой Amazon в США
Организация дистанционной торговли и поддержка в «1С»
«Магнит косметик» увеличил чек на 70% с помощью блогеров
Продажи алкогольной продукции через маркетплейсы: опыт «ВинЛаб»
Как «Дикси» сделала доставку прозрачной
Как управлять разгрузкой 1700 партнеров на складе: кейс Lamoda и «КОРУС Консалтинг»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.