Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Питерцы все делают сами.Сети магазинов DIY опутывают страну
Опубликовано в журнале «Новости торговли» (Уфа), 2007, №8
Начиная с 2002 года в Республике Башкортостан существенно активизировалась строительная деятельность, началось возведение жилых домов, комплексов и коммерческой недвижимости. За последние пять лет сфера строительства и ремонта сформировалась настолько, что сегодня можно говорить об определенном прогрессе.
Залогом успешного и качественного строительства является постоянное наличие строительных и отделочных материалов, обеспечением которого занимаются мощные производственные базы Республики Башкортостан. По данным интернет-газеты «БАШвестЪ», за 2006 год объемы производства некоторых видов стройматериалов существенно возросли. Только по итогам первого квартала 2006 года в республике в 3,4 раза выросло производство гипса, в 2,7 раза — цементно-стружечных плит, в два раза — сухих строительных смесей и шифера, более чем на 30% — различного вида стекла и керамической плитки. И эта тенденция сохранится до конца 2008 года, а затем некоторые показатели начнут снижаться в связи с сокращением бюджетного строительства.
Однако обратимся к конкретным данным о производственных мощностях Республики Башкортостан. Основательно в республике развита лесоперерабатывающая промышленность. Помимо Уфимского района, в котором работают более десяти предприятий, особо стоит выделить Караидельский, где находится пять предприятий, занимающихся добычей и переработкой древесины. Второе место занимают предприятия по добыче и обработке природного камня. На третьем месте производство кровельных материалов и кирпича. А вот производство пластиковых панелей, обоев, керамики в республике недостаточно развито .
Исследование
Розничный рынок для производителя – лакомый кусочек. Интерес тут отнюдь не в известности торговой марки. При должном старании этот рынок может приносить существенную прибыль, иногда превосходя оборот рынка B 2 B (оптовый).
Мы провели изучение розничного рынка строительных и отделочных материалов города Уфы. Цель исследования – определить, какую долю рынка занимают башкирские производители строительных материалов в рознице по сравнению с зарубежными и российскими.
Территорией исследования стали такие торговые центры, как гипермаркет «Строй Арсенал», ТСК «Радуга», «Сатурн», ТЦ «Новая радуга», «Строительный рынок на Кировоградской». А рассматривали мы наиболее востребованные среди потребителей материалы: отделочный камень, керамику, сухие смеси, лакокрасочную продукцию (ЛКМ), напольные покрытия, обои.
Итак, результаты
- Камнеобработка
Искушенный уфимский покупатель на розничном рынке может найти эффектный материал – декоративный камень для внутренней и внешней отделки. В нашем регионе эту сферу производства освоили компании «Камни Урала» и «Камлит». Их продукция и представлена на розничном рынке.
- Керамика
Лидером по поставкам на розничный рынок керамики является «Шахтинский завод» (Шахты). Широкий ассортимент плитки и кафеля предлагают компании «Керамин» (Беларусь), «Уралкерамика» (Екатеринбург). Бессменным лидером импортного производства остается керамика итальянских и испанских компаний. Республиканский производитель в данном сегменте не представлен.
- Сухие смеси
Порадовало производство сухих строительных смесей. Здесь башкирские компании вполне могут конкурировать с ведущими российскими и зарубежными производителями. Необходимо назвать ООО «СтройСмесь» с известными брендами «Плитомикс» и «Стройка», компанию «Горден», выпускающую сухие смеси «Генерал». А вот некогда популярная марка «Быстрой» стерлитамакского предприятия ОАО «Сода» практически исчезла с прилавков магазинов Уфы.
Комментарий
Анвар Урманов, начальник отдела маркетинга ОАО «Сода»:
«Продажи сухих смесей производства ОАО «Сода» в текущем году практически удвоились. Причин того, что они недостаточно широко представлены в розничных магазинах Уфы, на мой взгляд, несколько. Во-первых, значительная часть продукции через дилерскую сеть уходит в строительные организации, минуя розницу. Во-вторых, торговые сети мало заботятся о своих покупателях и берут более дорогие марки. Мелкие же торговые точки заинтересованы получать товар на месте. Тем не менее, мы ведем работу по продвижению нашей продукции на розничный рынок. Создаём сеть дилеров, через склады которых она будет поставляться в Уфу. У нас стабильные цены, современное оборудование, высокое качество, кроме того, затраты на доставку, естественно, намного ниже, чем у производителей из других регионов. Поэтому в Стерлитамаке продажей сухих строительных смесей охвачено 90% торговых точек, растёт доля нашей продукции в Уфе, Салавате, Ишимбае, других городах. Сухие смеси ТМ «Быстрой» также широко представлены в торговой сети Татарстана, Свердловской, Тюменской, Омской областях, Пермском крае и ряде других».
- Напольные покрытия
Абсолютным лидером на розничном рынке напольных покрытий является немецкая компания Tarrket , выпускающая паркет, ламинат, линолеум.
- Обои
Лидером по поставкам обоев на розничный рынок Башкортостана являются немецкие производители. Республика в этой области не представлена.
- Лакокрасочная продукция
Довольно интересно обстоят дела на рынке лакокрасочной продукции. В рознице эта сфера является наиболее разнообразной и насыщенной различными торговыми марками. Прилавки так и пестрят этикетками, баночками и названиями. Мы решили остановиться на этих отделочных материалах подробнее.
Что нам стоит дом… покрасить
Следует сказать, что розничный рынок лакокрасочной продукции является средой высокой конкуренции. Всего на этом рынке представлено более сорока торговых марок от более чем тридцати производителей России и зарубежья. В целом, рынок по сравнению с 2006 годом претерпел некоторые вполне естественные изменения.
Изменился лидерский состав брендов ЛКМ. Если в 2006 году абсолютными лидерами рынка были торговые марки «Лакра» (завод «Лакра-синтез», Москва), «Текс» (Санкт-Петербург), «Ореол» (концерн «Эмпилс», Воронеж) и «Поли-Р» (Турция-Россия), то сегодня ряды фаворитов розничного рынка пополнили некогда новички: «Царицынские краски», «Квил» (Екатеринбург). А вот ассортимент продукции «Лакра» существенно сократился.
В этом году абсолютно укрепились лидерские позиции импортного производителя ЛКМ «TiKKURiLA» (Финляндия).
Интересно: Практически полностью исчез с прилавков некогда популярный бренд «Ярославские краски» с усатым дядей на этикетке. Теперь объединение «Ярославские краски» использует новый стиль оформления продукции, кстати, отвечающий современным требованиям рынка. «Ярославские краски» можно найти в банках с названием «Ярко» и «Первый», которые очень распространены на уфимских строительных рынках.
Номинации
В номинации «Прорыв 2007 года» в сфере ЛКМ можно смело назвать «Царицынские краски». По сравнению с 2006 годом доля рынка этой торговой марки выросла в два раза.
Успешными новичками рынка ЛКМ стали краски «Квил» (Белгород) и «Триоль» ТД «Лакокрасочные материалы» (Уфа). Не существовавшая в 2006 году, торговая марка «Триоль» на сегодняшний день заняла 3,6% розничного рынка – неплохо для начала.
Стоит заметить, что рынок ЛКМ, несмотря на все многообразие продукции, нельзя назвать насыщенным. Это доказывает тот факт, что, например, по сравнению с 2006 годом количество производителей ЛКМ только в Уфе увеличилось в 1,3 раза. Так, приступили к производству лакокрасочных материалов «Магазин № 23», ТД «Лакокрасочные материалы», компания «Камлит».
Тенденции
Современные тенденции рынка диктуют определенные правила игры. Сегодня уже не удивишь покупателя просто алюминиевой банкой с краской. Теперь все должно быть максимально эстетично, например, ведерко с изящной крышкой.
Тенденция современного рынка ЛКМ – это популярность акриловых красок. На рынке существует целый спектр предложений акриловых и латексных интерьерных и фасадных красок. Акриловые дисперсии пользуются большим спросом благодаря их потребительским свойствам, а также возможностям колировки. Одним из существенных преимуществ для потребителя является их экологичность, поэтому краски «без запаха» так популярны. По той же причине все большую долю рынка занимают эмали на алкидной основе. В отличие от привычной ПФ (пентафталиевой) и масляной краски, они не имеют столь сильного запаха и быстрее высыхают.
Выводы
В результате исследования нами было подсчитано, что доля башкирских производителей на розничном рынке Уфы составляет 3,1%*, что само по себе не является высоким показателем. Однако это не говорит о низких возможностях республиканских предприятий. Около 48% из них пока работают только на рынке B 2 B и не вышли в розницу.
Не смотря на рост производства строительных и отделочных материалов, по данным интернет-газеты «БАШвестЪ», на сегодняшний день производственные предприятия испытывают трудности в связи с отсутствием платежеспособного спроса, проблемами с реализацией продукции ввиду ее низкого качества, недостатком оборотных средств. Причины этого кроются в изношенных основных фондах.
Проблема эта характерна не только для республики, но и для страны в целом. Строительный комплекс России, по оценкам специалистов, уже через 15 лет будет испытывать недостаток в материалах из-за этих же проблем. Степень износа основных фондов в отдельных подотраслях доходит до 50-80%. И, хотя в последние годы ежегодный прирост выпуска строительных материалов достигал десяти процентов, эти объемы не удовлетворяют потребностям современного строительства, так как технический уровень предприятий низок, а износ технологического оборудования, наоборот, высок.
Ни один регион не в состоянии самостоятельно реанимировать промышленность строительных материалов, а вот государству в целом это по силам. Модернизировать имеющиеся производства, построить новые с последующей приватизацией их коммерческими структурами – вполне реальный шанс, который может дать государство этой отрасли.
Татьяна Саранцева, аналитик консалтинговой компании «Double You»
Фото автора
* — доля рынка считалась по анализу мест продаж массового скопления покупателя. В счет не включены фирменные магазины башкирских производителей.
Опубликовано в журнале «Новости торговли» (Уфа), 2007, №8
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.