Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Пища духовная
До конца октября в Госдуме должны пройти второе и третье чтения нашумевшего законопроекта о госрегулировании торговой деятельности. Напомним, что сама идея закона принадлежит отечественным товаропроизводителям, пытающимся защититься от диктата торговых сетей. Свои варианты предлагали сразу несколько инстанций - правительство, ТПП, Госдума и Совет Федерации, - однако в первом чтении был рассмотрен только один - правительственный - документ. Сегодня его текст разослан в регионы, различные ведомства и профессиональные объединения, от которых ждут поправок. Однако, как стало известно "Итогам", никто из полиграфистов и издателей в работе комиссии, собирающей и анализирующей поправки, не участвует. А зря: в законе практически не учитываются интересы производителей пищи духовной - периодической печати и книг. Проблемы с торговым оборотом этой продукции схожи с теми, с которыми сталкиваются производители мяса и молока. Главная из них - задержка с оплатой товара торговыми сетями.
Под прессом
Существующая редакция закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" практически не уделяет внимания вопросу взаимодействия продавцов с производителями каких-либо иных, кроме продовольственных, товаров. По словам главы комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Александра Борисова, законопроект изначально был призван регулировать в первую очередь то, что касается продовольственного рынка. "Для полиграфической продукции особых изменений не будет", - говорит Борисов. Скажем, сокращенные по сравнению с действующими сроки оплаты поставленного в торговые сети товара в законопроекте установлены только для продовольствия.
Однако у рынка полиграфической продукции своя специфика, не учтенная в новом законе, - конкуренции тут значительно меньше, чем в продовольственном секторе, а монополизация как раз выше. Если в Москве еще присутствуют какие-то рыночные условия, то на периферии - сплошная монополия. Достаточно сказать, что в качестве основной распространительской сети там выступает "Почта России". "В отдаленных селах или городах все федеральные ведомства представлены местным отделением связи, раньше были библиотеки, так сегодня они закрываются - это я как член российского библиотечного комитета говорю, так что почта - единственное, что осталось", - поясняет главный редактор журнала "Огонек" Виктор Лошак. Между тем подписка - удовольствие из дорогих, потому что свои расходы почта вынуждена перекладывать на подписчика. "В некоторых странах, чтобы сохранить и даже расширить такой вид услуг, государство считает нужным дотировать подписку, но не в России", - сожалеет Лошак.
Впрочем, в России государство все же дотирует почтовые расходы на проведение подписки, хотя и в незначительном размере. Это одна из антикризисных мер. По словам представителя пресс-службы "Почты России", благодаря этим дотациям на первое полугодие 2010 года тарифы на подписку будут теми же, что и во втором полугодии 2008 года. Что, безусловно, неплохо, но позволяет лишь заморозить нынешнюю, весьма высокую цену подписки, никак не влияя на общее снижение ее стоимости, что сделало бы прессу более доступной для широких слоев населения.
В кредит
Впрочем, главная проблема во взаимоотношениях производителей полиграфической продукции и торговых сетей та же, что и в других отраслях, - задержки по оплате товара, продаваемого в рознице. По словам Виктора Лошака, производители печатной продукции по сути беспроцентно кредитуют распространительские сети: "Причем сроки, в которые возвращаются средства - полгода, например, - считаются сегодня нормальными, а есть сети, с которыми приходится расторгать договоры, потому что они не платят совсем". Казалось бы, что страшного в такой задержке? Ведь деньги же рано или поздно приходят к производителю... Однако любой издатель скажет, чем чревато выведение средств из оборота. Это и невозможность обновлять оборудование и платить адекватные зарплаты, и необходимость пополнять нехватку текущих средств дорогими кредитами, притом что сетевики этот кредит получают бесплатно. А если присовокупить сюда грядущее увеличение единого социального налога, то все это попросту ставит издательско-полиграфическую отрасль на грань разорения. Торговые сети пытаются объяснить такое положение дел спецификой продукции: и спрос быстро меняющийся, и товар - не скоропортящийся. "Необходимо учитывать, что, например, книжный ритейл имеет существенные отличия от розницы продуктовых товаров, в книжных магазинах нет таких понятий, как оплата "входа" товара в магазин, покупка мест приоритетных выкладок и витрин, оплата разрешения проведения промоакций и т. д. Единственная платная услуга, например, в торговом доме книги "Москва" - это демонстрация рекламных роликов на плазменных экранах в залах магазина", - поясняет позицию продавцов представитель ТДК "Москва" Мария Ненахова. По ее словам, так как 80 процентов издательств сосредоточены в Москве и Питере, то столичные магазины, как правило, заключают договоры о поставках печатной продукции непосредственно с ними. Также активно функционируют несколько книготорговых фирм, аккумулирующих у себя на складах ассортимент маленьких издательств, не имеющих своего отдела реализации.
Региональные магазины работают через оптовые фирмы. Что же до сроков оплаты, то нынешняя законодательная норма - 90 дней с момента поставки товара. Сокращение сроков, по мнению Ненаховой, сильнее всего ударит по дальним регионам: "На Север и Дальний Восток товар может добираться по 10-15 дней, и строгое следование новым правилам может обернуться катастрофой, это будет болезненная мера в кризисной ситуации". Впрочем, не у всех продавцов пищи духовной такие сложности: у ТДК "Москва", по словам Ненаховой, "достаточно своих оборотных средств, чтобы ежемесячно отчислять производителям средства за проданные книги, а иногда и два раза в месяц". Но такие магазины - лишь исключение, подтверждающее правило. Так что по крайней мере в Москве и Петербурге вопрос с сокращением сроков оплаты за поставленную производителями продукцию вполне решаем. Но вот воли его решить у власти, судя по всему, пока недостает.
Как пояснил "Итогам" один из активных участников работы над законом о торговле, первый зампредседателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Сергей Лисовский, сейчас крайний срок оплаты продукции полиграфического сектора ограничен по-прежнему 75 рабочими днями (календарные 90 дней). "Это требование Минпромторга, - подчеркивает Лисовский. - Мы намерены добиваться сокращения этих сроков до двух календарных месяцев".
Компромиссное решение - предмет переговоров в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению. Очевидно, что торговые сети приложат максимум усилий к тому, чтобы сохранить все свои сегодняшние преференции, включая и возможность по сути бесконтрольно пользоваться товарными кредитами. Исход "торговой войны" будет зависеть от того, насколько искренне желание власти выступить на стороне производителей. И от усилий ассоциаций производителей, в том числе и полиграфической продукции, по отстаиванию своих жизненных интересов. Ведь в конечном счете проиграет потребитель, вынужденный штопать собственным рублем все дыры в новом законе о торговле.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.