Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Пища для спекуляций
В гипермаркете «Ашан», расположенном в торговом центре «Европарк» на Рублевском шоссе, над прилавком с бананами висит табличка, сообщающая покупателям о том, что «в один руки» можно приобрести не больше 5 кг этого фрукта. Представитель торговой сети Андрей Творогов объясняет, что «ограничение по весу» – просто маркетинговая акция, действующая еще с апреля, ни о каком дефиците речь не идет. В рамках акции сеть реализует около 10 позиций социально значимых товаров по минимальным ценам: помимо бананов в перечень включены, например, яблоки и капуста. Ограничения были введены для того, чтобы не отдавать эти товары перекупщикам, которые скупали бы дешевые бананы и яблоки паллетами с целью дальнейшей перепродажи.
Но подобные надписи, конечно, подогревают спрос покупателей, и без того «подготовленных» новостями последних недель. С конца октября сообщения о подорожании базовых продуктов питания – круп, муки, масла, соли, сахара, чая и кофе – поступают от производителей и ретейлеров почти ежедневно. Почти все заявления сопровождаются ссылками на рост курса доллара, который подстегивает импортозависимую промышленность поднимать стоимость конечной продукции.
Прямой эффект девальвации рубля – рост текущих и будущих издержек на импортные компоненты: семена, средства защиты растений, запчасти, сельхозтехнику, стоимость валютного кредитования и лизинга, говорит ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрных рынков (ИКАР) Евгений Иванов. Девальвация оказывает влияние на рост цен не только напрямую, но и косвенно, поскольку растут издержки, связанные с российскими товарами, идущими на экспорт – нефтепродуктами, удобрениями и т.д. Можно сказать, что производители продуктов отыгрывают свои будущие проблемы, отмечает Иванов: «Сейчас все можно списать на девальвацию. Просто цены на более конкурентных рынках растут медленнее, а на тех, где конкуренция слабая – быстрее».
Гречка
Рост розничной цены с 1 января по 17 ноября 2014 года: почти на 30% на (здесь и далее – данные Росстата).
Зависимость от урожая: в 2014 году собрано 744,6 тыс. тонн или на 21,5% больше, чем в 2013-ом, потребность оценивается в 550 тыс. тонн (здесь и далее – данные Минсельхоза).
В конце октября ретейлеры начали жаловаться на производителей, предупредивших их о повышении отпускных цен. Оптовая стоимость 1 тонны гречневой крупы выросла с 15,5 тыс руб. на середину июля до 50 тыс. руб. на 20 ноября, свидетельствуют данные ИКАР, в рознице цены росли гораздо медленнее. Несмотря на уверения региональных властей (основными поставщиками гречки являются Алтайский край, Татарстан и Башкортостан) и Минсельхоза, что урожая хватит с избытком, в некоторых регионах покупатели начали ажиотажно скупать крупу в магазинах, а поставщики повысили цены для торговых сетей. Когда рост цен превысил 16% за неделю, Федеральная антимонопольнаяслужба пообещала проверить крупнейших поставщиков.
Пшено и рис
Рост розничной цены с 1 января по 17 ноября 2014 года: пшено – на 15%, рис – на 10,7%.
Зависимость от урожая: в 2014 году риса собрали 1,143 млн тонн или на 15% больше, чем в 2013-ом, импортировали еще 254,5 тыс. тонн.
По мнению исполнительного директора аналитического центра «Совэкон» Андрея Сизова, рост цен на рис и пшено мог стать проявлением «эффекта домино»: эти культуры на рынке воспринимаются как заменители гречки, при удорожании которой спрос на эти продукты увеличивается.
Пшеница (мука, макароны)
Рост розничной цены с 1 января по 17 ноября 2014 года: мука – на 3,2%, макароны – на 3,9%.
Зависимость от урожая: прогноз на 2014 год – 60 млн тонн пшеницы или на 13% больше, чем в 2013-ом, хватит на экспорт – 20-22 млн тонн.
Розничные цены на макаронные изделия могут вырасти на 20-25%, заявлял «Интерфаксу» гендиректор одного из лидеров производства макаронных изделий «Экстра М» Андрей Дрибный. Рост цены на зерно твердых сортов пшеницы (именно из нее производят пасту и макароны) составил почти 70% за октябрь-ноябрь, пояснил он. Рост стоимости пшеницы связан с сокращением мирового производства сразу на 10%.
Подсолнечное масло
Рост розничной цены с 1 января по 17 ноября 2014 года: цена не выросла, а наоборот – снизилась на 1,6%.
Зависимость от урожая: собрано 8,8 млн тонн подсолнечника или на 16% меньше, чем в 2013-ом, около трети производимого подсолнечного масла экспортируется.
Оптовые цены на подсолнечное масло за несколько недель с конца октября выросли более чем на 15%, что нехарактерно для данного времени года. «Дело не в том, что на рынке нет семян подсолнечника, а в том, что аграрии его не продают переработчикам. Они просто ждут дальнейшего повышения цены», – рассказал представитель холдинга «Солнечные продукты» (бренд «Россиянка») Василий Борматин. По данным Росстата, цены на подсолнечное масло на прилавке уже начали расти вопреки сезонной тенденции, хотя с начала года пока фиксируется снижение стоимости.
Сахар
Рост розничной цены с 1 января по 17 ноября 2014 года: на 20,4%.
Зависимость от урожая: в 2014 году сахарной свеклы соберут 37,6 млн тонн или на 4,3% меньше, чем в 2013-ом, импортируется более 10% сырья для сахара.
Цены начали расти в октябре из-за того, что крупные производители решили немного придерживать товар, ориентируясь на ослабление курса рубля, рассказывает Иванов из ИКАР. «Но в ноябре оптовые цены начали корректировку вниз, – говорит он. – Производители немного перестарались. Кроме того, им нужно расплачиваться по своим долгам перед кредиторами, поставщиками, платить налоги и зарплаты, то есть они вынуждены продавать продукцию». Обычно с середины августа и до начала января цены на сахар держатся на минимальном уровне, потому что в это время производители перерабатывают не импортный сырец, а сахарную свеклу. Но этой осенью оптовые цены на сахар за короткий срок повысились почти на 30%, зафиксировал ИКАР. Представитель одной из крупных компаний-производителей рафинада рассказал, что они уже несколько раз повышали цену для розницы. Весной-летом, когда рынок переходит со свекловичного сахара на сырцовый можно ожидать нового всплеска цен.
Соль
Рост розничной цены с 1 января по 17 ноября 2014 года: на 2,8%.
Звисимость от импорта: почти 60% соли Россия ввозит из зарубежья, в основном с Украины и из Белоруссии.
Замминистра сельского хозяйства Андрей Волков заявил на форуме «Продовольственная безопасность России» 14 ноября, что «показатели продовольственной безопасности по этой продукции в России снижены». Годовая потребность России в пищевой соли составляет около 1,5-1,6 млн тонн, при этом Украина в прошлом году поставила на российский рынок 0,5 млн тонн или 80% общего объема импорта, свидетельствую данные Руспродсоюза. В первом полугодии 2014-го доля импортной соли в России колебалась от 51,8% до 62%. Главными импортерами были белорусская «Мозырьсоль» и украинская «Артемсоль», предприятия которой находятся на территории Донецкой области, где велись боевые действия. Исполнительный директор «Артемсоли» Денис Фоменко рассказал РБК, что его предприятие снизило поставки в Россию соли всех видов, в том числе технической. Но ситуация исправляется, утверждает он: «По сравнению с летним периодом, когда мы отгружали 100 вагонов в день, сейчас мы грузим уже 150».
Чай, кофе и шоколад
У импортеров готовых чая и кофе цены могут вырасти на уровень девальвации, то есть в среднем на 30%, рассказал РБК гендиректор российской Ассоциации производителей чая и кофе «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. Но если говорить про сырье, то в России локализовано более 70% всей продаваемой продукции, и с учетом доли переработки чай и кофе в среднем по рынку, скорее всего, подорожает на 10-15%. Производители не смогут в одночасье поднять цены для торговых сетей из-за «жестких контрактов», уточнили в одном из крупнейщих отраслевых предприятий. Вице-президент Гильдии пекарей и кондитеров, председатель совета директоров группы компаний «Конфаэль» Ирина Эльдарханова добавляет, что качественный шоколад к весне подорожает до 200 руб. за плтику. По ее словам, здесь нет никаких спекуляций: какао-масло с начала года выросло в цене в 1,5 раза, тертое какао – на треть, плюс стал дороже сахар и сухие сливки.
Ирина Жаворонкова, РБК Новости
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?