Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ПЭТ-упаковка под микроскопом
Последние месяцы дискуссия о пластиковой таре наводнила федеральные СМИ, выплеснувшись чуть ли не в «кухонные» споры между сторонниками пластиковой тары и теми, кто черпает знания по химии из газетных заголовков. Настало время для серьезного разговора об одном из самых революционных и безопасных изобретений 20 века.
Эволюция пластика
В 1941 году инженеры английской компании «British Calico Printers» изобрели новый вид пластика, который до середины 60-х годов использовался в производстве текстильных волокон и упаковочной пленки. А в начале 70-х компания «DuPont» сделала первую ПЭТ-бутылку. Началась новая эра в пищевой промышленности. Стремительно растущий рынок получил достойного конкурента хрупкому и тяжелому стеклу.
В силу своей безопасности ПЭТ довольно быстро становится востребованной тарой для жидких продуктов – детского питания, воды, молока, растительного масла, безалкогольных и алкогольных напитков, включая пиво. Ежегодно в мире продается около 5 миллиардов пластиковых бутылок пива. Выйти на рынок в кратчайшие сроки бутылке из пластика помогли ее неоспоримые достоинства.
Во-первых, она в 12 раз легче аналогичной по объему бутылке из стекла. Стандартная пол-литровая бутылка из стекла весит 350 грамм, в то время как ее пластиковый аналог – всего 28. Потребители и производители очень быстро почувствовали эту разницу, сделав выбор в пользу ПЭТ.
Во-вторых, новый пластик показал себя исключительно пригодным для вторичной переработки и легкой утилизации.
В-третьих, ПЭТ-тара позволила освоить новые рынки сбыта, для которых важны дизайн, прочность, гибкость и прозрачность упаковки. ПЭТ-бутылки не бьются, их вполне достаточно упаковать в полиэтиленовую пленку, что в итоге ведет к экономии при транспортировке.
Наконец, ПЭТ признан абсолютно безопасной для здоровья упаковкой не только в пищевой, но также в парфюмерной, фармацевтической и медицинской отраслях промышленности. Такое доверие объясняется тем, что ПЭТ – стабильный материал, устойчивый к атакам микроорганизмов и не вступающий в реакцию с жидкостями.
Поэтому в пищевой промышленности речь изначально шла даже не о конкуренции пластика со стеклом и алюминием (безопасность и дешевизна первого слишком очевидны), а над увеличением срока хранения продуктов в бутылке из ПЭТ.
На данный момент химики вполне успешно справляются с этой задачей. Производители используют многослойную технологию, когда между пленочными слоями полиэтилентерефталата помещают слои полимера, препятствующего проникновению ультрафиолетовых лучей и поглощающего кислород. Срок годности пива в такой таре увеличивается до шести раз, и это значимый аргумент для брэндов «Budweiser», «Carlsberg», «Grolsch», «Holsten», «Miller», которые выбирают именно многослойный ПЭТ. А вот если в России все-таки будет принят закон о запрете ПЭТ-тары, то пиво в качественной упаковке вряд ли дойдет до отечественного потребителя.
Где господдержка?
К сожалению, Россия не является страной, где правительство стимулирует пивоваров использовать пластиковую тару. В то время как Европейский союз в своих Регламентах за 2006 и 2008 годы оценивает ПЭТ как перспективный материал без ограничений для использования в качестве тары для пива, у российских производителей пластика такой поддержки нет. Наоборот, ПЭТ в России запрещают, навешивая «ядовитые» ярлыки.
Кому же верить? И как на самом деле зарекомендовал себя ПЭТ в пищевой промышленности? Дадим слово ученым.
В 1994 году Нидерландская организация исследования продовольствия и пищи сделала заключение, что ПЭТ-тара безопасна даже для повторного использования.
В начале нулевых Международный институт биологических наук США изучил токсичность и генотоксичность ПЭТ, его мономеров и типовых промежуточных продуктов. Вывод однозначный: материал не представляет угрозы для здоровья человека и не проявляет эстрогенной активности.
Два года, с 2010 по 2012, Управление по контролю за качеством пищевых продуктов, медикаментов и косметических средств США собирало данные исследований, имитирующих длительное хранение и многократное использование ПЭТ. В итоге ПЭТ заручился господдержкой в качестве пищевой упаковки для разового и многократного использования.
В тот же период исследование Американского совета химической промышленности показало, что переработка ПЭТ существенно экономит энергию и сокращает выбросы парниковых газов.
В 2011 году Аналитический центр МГУ им. М.В.Ломоносова провел исследование, результаты которого также подтвердили безопасность ПЭТ для упаковки пива: содержание обычных химических веществ оказалось в 40-170 раз ниже допустимого.
В 2014 году Институт технологий и упаковки Фраунхофер в Германии исследовал пластик на возможное содержание всех вредных веществ, которые когда-либо бездоказательно упоминались в публикациях о ПЭТ-таре: фталаты (дибутилфталат, изобутилфталат и еще 11 фталатов), бисфенол, метанол, формальдегид. Ни одно из исследованных веществ не было обнаружено в образцах ПЭТ бутылок.
Зато российские депутаты, не сделавшие ни одного лабораторного анализа ПЭТ, на голом энтузиазме выдворяют пластик с рынка, ввергая в безысходный кризис мелкие пивоварни и заведения, торгующие разливным пивом. Хотя этот крупный сегмент российского продовольственного рынка существует исключительно благодаря простоте производства и утилизации ПЭТ-тары. Например, на Дальнем Востоке около 70% пива разливается в ПЭТ-бутылку. Запрет на пластик приведет к падению уровня занятости и упущенной прибыли для государства в виде не уплаченных налогов в бюджет. А все потому, что законотворцы из Думы запрещают разливать пиво в безопасную и удобную тару. Вопреки мировому опыту и здравому смыслу.
Материал предоставлен Институтом региональной экспертизы
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?