Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Первая в списке
Претензии ФНС к «Эльдорадо» — лишь начало крестового похода налоговиков
Федеральная налоговая служба (ФНС) готовится предъявить крупнейшему в стране розничному продавцу электроники и бытовой техники «Эльдорадо» иск о неуплате налогов. По словам президента и основного акционера «Эльдорадо» Игоря Яковлева, общая сумма налоговых претензий составляет 8 млрд руб. Недоимка вскрылась в ходе проверки еще в прошлом году. На 180 млн руб. у налоговиков претензии к внутрихозяйственной деятельности «Эльдорадо» в течение 2004-2005 гг. и на 7,82 млрд руб. — в связи с работой с подозрительными поставщиками, которых налоговики считают однодневками. Кстати, схожее обвинение предъявили и «АрбатПрестижу». Окончательно решение ФНС по делу «Эльдорадо» должно быть вынесено в апреле.
Скандал вышел громкий. До сих пор «Эльдорадо» каким-то образом удавалось избегать крупных неприятностей с чиновниками и налоговиками. Самое неприятное, что было, — это несколько исков от региональных подразделений Роспотребнадзора по поводу правил сервисного обслуживания продаваемой «Эльдорадо» техники. Но тогда даже до штрафов дело не дошло.
Чем закончится нынешний наезд инспекторов, предсказать трудно. 8 млрд руб. — сумма серьезная даже для столь крупной компании (по итогам 2007 г. в сети насчитывалось 1150 магазинов и 450 салонов связи «Эльдорадо», а также шесть гипермаркетов ЭТО — их общий оборот, по данным Яковлева, составил $6 млрд). Яковлев, конечно же, намерен оспаривать претензии налоговиков в суде, но уже сейчас допускает, что в случае неудачи ему придется расстаться с частью бизнеса. Очень похоже, что те же проблемы подстерегают и других ритейлеров. В опубликованном в прошлую пятницу итоговом отчете ФНС за 2007 г. в качестве одного из приоритетных направлений работы налоговиков в нынешнем году названо «совершенствование аналитической и контрольной работы» с отраслями, в которых, по мнению ведомства, велик удельный вес «налогоплательщиков с риском сокрытия заработной платы». Что это за отрасли? Розничная и оптовая торговля, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом. «В этих же отраслях наблюдается наибольшее количество убыточных организаций, поэтому будут исследованы причины убыточности и перспективы оздоровления финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Также был проведен анализ, показавший, что, несмотря на такие факторы, как рост импорта, повсеместный бум строительства гипермаркетов, крупных торговых центров, развитие сетевых магазинов, поступления налогов от отрасли торговли в 2007 г. снизились», — говорится в отчете. Словом, будущие жертвы ясно обозначены.
«Розничная торговля перегружена налогами. Например, таможенными пошлинами на то, что не производится в России», — возмущается председатель совета директоров и совладелец компании «Евросеть» Евгений Чичваркин. Но кто же его будет слушать — чиновников, похоже, уже не остановить. ФНС грозится, что именно ритейл будет находиться в зоне повышенного контроля. План выездных проверок уже на 90% сформирован. Основанием для визита налоговиков может стать, к примеру, быстрый рост продаж при менее быстром росте объемов выплат налогов. Или убыточность на протяжении двух лет. Так что к проверкам стоит готовиться, к примеру, российской «дочке» IKEA — она получила первую прибыль только на шестой год своего существования.
«Следует проявлять осмотрительность при выборе контрагентов. Нелишним будет проверять их исходя из периодически публикуемых ФНС критериев для определения недобросовестных налогоплательщиков», — рекомендует партнер юридической фирмы Baker & McKenzie Сергей Жестков. Но чтобы на практике воспользоваться методикой оценки ФНС по 11 критериям, необходимо иметь доступ к первичной документации предприятий, а также их бухгалтерской и налоговой отчетности. Разумеется, такими возможностями обладают только сами госорганы.
«Ритейл ничуть не грязнее, чем любой другой бизнес! Как раз в рознице сейчас нарушений минимальное количество, потому что все операторы находятся под постоянным контролем проверяющих органов самого разного масштаба», — убеждал корреспондента топ-менеджер одной из крупнейших отечественных сетей по продаже бытовой техники и электроники. И слезно просил не упоминать его имени в печати — лишнее внимание ему сейчас ну совсем ни к чему.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.