Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Перспективные крупноформатные
На российском рынке идет активное развитие крупных форматов. По мнению ряда розничных игроков, сделавших ставку на гипермаркет, этот формат является самым перспективным на ближайшие три-пять лет. И именно с этим форматом многие операторы связывают дальнейшее развитие в новых регионах.
По прогнозам экспертов, изменения в структуре российского розничного рынка будут в ближайшие несколько лет связаны с существенным ростом количества магазинов крупных форматов. По данным A.T.Kearny, в начале и на пике развития рынка лидируют супермаркеты, доля которых составляет 50%; гипермаркеты существенно отстают — 28%; на долю остальных форматов приходится: сash & сarry – 12%, дискаунтеры – 2%, магазины у дома – менее 1%, другие форматы (киоски, открытые рынки и пр.) – 8%. На зрелом рынке увеличивается доля гипермаркетов (49%), дискаунтеров (12%) и магазинов у дома (10%), а доля супермаркетов, а также киосков и открытых рынков значительно снижается (18% и менее 1% соответственно).
С хорошим покрытием. В России своеобразной площадкой для обкатки крупных форматов стал Санкт-Петербург. Здесь развиваются отечественные сети «Лента», «О’Кей». Поскольку доходы петербуржцев ниже столичных, супермаркеты не получили широкого развития в Петербурге, а потому создатели крупноформатной розницы попали точно в цель: магазины уводили розничных покупателей с открытых рынков, так как цены предлагались практически такие же, но делать покупки было комфортно. Крупный формат – это всегда более широкий ассортимент товаров (за счет площади магазина) и достаточно низкие цены (за счет объема поставок).
«Можно выделить три существенных критерия, определяющих гипермаркет: торговая площадь не менее 5 тыс. кв. м, широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, преимущественно предлагаемых в форме самообслуживания, большая парковка, — говорит директор по маркетингу компании «Пересвет-Инвест» Ирина Кирсанова. — В силу высокой посещаемости гипермаркет — один из самых паркоемких форматов торговли. Паркоиндекс гипермаркетов составляет 10 машиномест на 100 кв. м торговой площади».
Вслед за вышеперечисленными в Северной столице были открыты гипермаркеты «Рамстор», «Карусель», «Наш гипермаркет», «Ашан», «Мосмарт и «Реал».
«Правильнее выделять в этом контексте Санкт-Петербург, регионы и Москву, — говорит руководитель группы маркетинга компании «Лента» Наталья Ардонская. — Санкт-Петербург наиболее насыщен крупными форматами торговли при расчете числа гипермаркетов на численность населения. В Петербурге насчитывается 52 гипермаркета на 4,5 млн жителей, то есть, приблизительно 11,5 магазина на 1 млн жителей. В Москве — порядка 36 гипермаркетов на 10 млн жителей, 3,6 — на 1 млн жителей. По этому показателю Москву обходят Волгоград, Казань, Красноярск, Самара, Новосибирск. Чтобы достичь питерского показателя на 1 млн. чел., в Москве надо построить в 3 раза больше гипермаркетов, чем сейчас существует». С коллегой согласен Семен Слуцкий: «Санкт-Петербург по крупноформатной торговле «закрыт» практически полностью. Там действительно много сильных игроков, с хорошим покрытием рынка».
В Москве возможности для развития формата гипермаркет затруднены: нет свободных земельных участков подходящей площади, участки дорогие, к тому же существуют серьезные транспортные проблемы — пробки. «Как в Москве, так и в регионах остро стоит проблема нехватки торговых площадей, соответствующих требованиям современной розничной торговли, — говорит маркетолог-аналитик сети «Копейка» Татьяна Шестакова. — Продуктовый ритейл в регионах сейчас развивается быстрее, чем это происходило в Москве и Санкт-Петербурге. Это связано с уже накопленным федеральными сетями опытом, более совершенными бизнес-процессами и маркетинговыми технологиями, возможностью получить более дешевые кредиты на длительный срок. Многие крупные сетевые операторы покупали и покупают местные сети, чтобы приобрести недвижимость и выйти в регион под своей торговой маркой».
Регионы играют по-крупному. В российских регионах активно развивается формат гипермаркет. В Челябинске работают гипермаркеты «Молния» и «Сезам», в Барнауле — «Алтай», в Новосибирске — «Гигант» (компания «Сибирский гигант»), за пределы Казани вышла сеть «Бахетле», а Перми – «Большая семья» («СемьЯ»). ГК «Линия» развивает сеть гипермаркетов в Белгороде и Курске, на Дальнем Востоке расширяется местная сеть гипермаркетов «Самбери» (компания «Невада»). Компания «Лента» запланировала открыть до конца 2007 года порядка 26 гипермаркетов в Великом Новгороде, Петрозаводске, Нижнем Новгороде, Волгограде, Тольятти, Омске, Новосибирске, Барнауле, и три торговых комплекса — в Санкт-Петербурге. ФС «Вестер» открыла гипермаркеты «ВестерГипер» в Воронеже (торговая площадь 4,7 тыс. кв. м) и Ижевске (4 тыс. кв. м). «Мосмарт» (4 торговых центра в Москве, один — в Тюмени) до конца 2007 года открывает 4 гипермаркета: в Костроме, Липецке, Самаре и Новосибирске.
В прошлом году на рынок Сибири вышел целый ряд новых операторов. Первой в Сибирь пришла «Лента», у компании работает три магазина в Новосибирске (один строится) и по одному в Омске и Барнауле. В ноябре свой первый торговый центр в регионе открыла Metro Cash&Carry. В конце ноября в новосибирской «Меге» заработал «Ашан». Ряд девелоперов, строящих новые торговые центры, уже начали переговоры с этой компанией, предлагая ей новые площадки.
Массированный десант в Сибирь готовит и «Мосмарт». Компания заключила договор с ТРЦ «Сибирский молл», который к весне 2008 года планирует открыть в Новосибирске банк «Глобэкс». «Мосмарт» вышла на замену выбывшего «Рамстора» в ТРЦ «Евразия» компании «Многофункциональные центры» (аналогичные комплексы строятся сейчас в Новосибирске и Кемерово). Еще один гипермаркет сети заработает в марте этого года в Красноярске в ТРК «Огни». Также весной в Кемерово в ТРК «Планета» (компания «РосЕвроДевелопмент») откроется гипермаркет «О`Кей».
Первым местным оператором, который начал целенаправленно развивать в Сибирском регионе формат гипермаркет, стала красноярская компания «АЛПИ». Сегодня ей принадлежит уже более 20 магазинов (площадь торгового зала свыше 7 тыс. кв. м), которые расположены помимо Красноярского края, в Новосибирске, Томске, Омске, Абакане и в ряде городов Кемеровской области. Эффективность магазинов у «АЛПИ» ощутимо ниже, чем у конкурентов. По итогам 2006 года, средний годовой оборот на 1 кв. м в этой сети не превышал $1,5 тыс., в то время как у крупнейших сетевых операторов региона этот показатель составлял порядка $8 тыс.
Проекты в крупном формате есть и у других сибирских ритейлеров. Например, кемеровская компания «РегионМарт» (создана владельцами сети «Чибис» и «УРСА Банк») открыла три гипермаркета «Поляна» (два в Кемеровской области, один в Красноярске). В 2008 году планируется выход на рынок Алтайского края и Республики Алтай. Компания «Кора» уже больше полутора лет успешно торгует в гипермаркете «Палата», открытом в Кемерово. «Сибирский гигант» стал первым западно-сибирским ритейлером, построившим с нуля одноименный гипермаркет в Новосибирске. Комплекс общей площадью свыше 20 тыс. кв. м сумел успешно выдержать атаку «Ленты», открывшей в конце 2006 года магазин буквально через дорогу. И хотя в самой «Ленте» на вопрос о финансовых результатах новосибирских магазинов отвечают уклончиво (дескать, они «вполне соответствуют средним показателям»), машин на парковке у «Ленты» в несколько раз меньше, чем у «Гиганта».
Единственным игроком, который имея крупноформатные магазины, свернул это направление, стал «Холидей». Компания переформатировала свои мини-гипермаркеты в Томске и Барнауле, сократив долю непродовольственных товаров и отдав часть торгового зала под арендную зону. По словам генерального директора «Холидея» Алексея Захарова, компания решила сконцентрироваться на форматах супермаркет и универсам, чтобы не распылять силы на более сложную в организационном отношении работу с непродовольственными товарами в гипермаркетах.
По мнению коммерческого директора компании «Сибирский гигант» Романа Загуменного, появление большого количества крупноформатных магазинов приведет к изменению ценовой политики операторов, работающих в среднем и малом форматах. «Их издержки растут, а все большая часть покупательского потока будет уходить в сторону гипермаркетов. В результате наценка у универсамов и супермаркетов должна вырасти», — считает ритейлер.
«Стратегия развития компании — разделение форматов, ставка делается на гипермаркеты и дискаунтеры, а также на борьбу за себестоимость и ценообразование, — говорит генеральный директор компании «Система Чибис» Сергей Колесник. — Гипермаркеты и дискаунтеры будут расти и со временем займут 70% рынка розничной торговли. Супермаркеты теряют темпы роста».
По индивидуальной мерке. Российские розничные компании в своем большинстве выстроили технологии и разобрались с форматами. «Анализируя западный опыт, мы пришли к выводу, что все развивались по-своему, в зависимости от рыночных потребностей формировался формат, который выражается в численности ассортимента, персонала, ценовой политике, стратегии частной марки и т.д., — говорит Наталья Ардонская. — Поэтому не стоит думать, что в отношении форматов существует жесткая сегментация. Очень часто описания форматов имеют весьма размытые границы. Более того, нет единой общепринятой классификации. Поэтому название формата – процесс творческий. Главное, чтобы то, что за этим стоит, было востребовано покупателями».
В России, по свидетельству специалистов, максимальный потенциал у сегментов гипермаркет, дискаунтер, магазин у дома. «Гипермаркет как формат объединяет в себе абсолютно все преимущества всех других форматов, в том числе так называемой неформатизированной торговли — рынки, палатки и т.д., — отмечает председатель совета директоров Группы «Вестер» Олег Болычев. — По сравнению с Восточной и Западной Европой в Москве и в России нехватка гипермаркетов и дискаунтеров».
Вопрос выбора розничного формата или комбинации форматов для успешности стратегии развития в настоящее время является для ритейлеров одним из самых важных. «Розничный оператор открывает в новом регионе гипермаркет, который является одновременно распредцентром и складом, — говорит директор по продажам ROSS Group Илья Афраймович. — Затем открывает более мелкие форматы, что также может быть успешной бизнес-моделью».
ФС «Вестер» разработала многофункциональный типовой торговый объект «ВестерГипер. Торговая галерея» (общая площадь 30 тыс. кв. м), который будет включать гипермаркет «ВестерГипер» и торговую галерею, где будут представлены бутики ведущих брендов, фуд-корт, салоны связи и прочее. В работе более 50 участков в разных регионах. С точки зрения коммерческой недвижимости, такой объект может считаться полноценным торговым центром, так как имеет все признаки ТЦ: наличие профессионального управления, сбалансированный состав арендаторов, большая парковка. Сдавая площади в аренду по среднерыночным ценам, гипермаркет увеличивает свою прибыль и предоставляет покупателям дополнительные товары и услуги. Принцип размещения арендаторов – перед линией касс гипермаркета, а их подбор связан с нуждами посетителей и еще большим расширением ассортимента. Например, невозможно в таком большом магазине обойтись без фудкорта, что увеличивает привлекательность формата и позволяет покупателям больше времени провести в магазине.
Гипермаркеты стали выступать в качестве якорных арендаторов в торговых центрах. «Самая главная проблема для ритейлера — отсутствие девелоперских проектов, зданий и сооружений, соответствующих технологическим требованиям современного формата, — говорит Олег Болычев. — В связи с этим, необходимо или самостоятельно строить объекты, или идти в партнерстве с девелоперами, однако это затягивает процесс во времени». Необходимо дифференцировать понятия «гипермаркет» и «торговый центр». Гипермаркет занимает лишь часть ТЦ и является, как правило, якорным арендатором, то есть основным генератором покупательского потока. «Гипермаркет, работающий в рамках ТЦ, является не только якорным, но и основным, трафикообразующим арендатором, — говорит Семен Слуцкий. — Именно благодаря гипермаркету в ТЦ обеспечивается стабильный и мощный покупательский поток».
«Гипермаркет является крупным якорным арендатором и привлекает большой поток покупателей, собственник сдает ему площадь в аренду по более низкой арендной ставке. Следовательно, наценка на товары будет меньше, — говорит Ирина Кирсанова. — В связи с тем, что на такой площади необходимо продавать большой ассортимент товаров, и учитывая большую проходимость, руководство гипермаркетов делает крупные оптовые закупки. И чем больше партия товара, тем меньше закупочная цена».
Можно сказать, что российские покупатели уже освоили формат гипермаркет. Посещая гипермаркет по выходным дням, горожане экономят время и деньги. По данным мониторинга розничных компаний, ежедневно гипермаркет в России посещает от 10 до 12 тыс. покупателей. Средний чек в разных городах составляет от $13 до $25. По показателю товарооборота, приходящегося на 1 кв. м торговой площади, отечественные гипермаркеты не уступают западным — удельный товарооборот гипермаркетов Carrefour составляет от 6,5 до 13,5 тыс. евро на 1 кв. м. Учитывая уровень наценки в российской торговле, проект строительства гипермаркета с нуля стоимостью $30-40 млн окупается в течение 3-4 лет.
Чтобы привлечь покупателя издалека, нужно предложить ему выгодные цены, а для этого необходимо постоянно проводить мониторинг цен. Департамент ценообразования сети «Мосмарт» проводит мониторинг цен столичных гипермаркетов, открытых рынков, а также сетей, работающих в эконом-классе. Ежедневно отслеживаются цены на овощи и фрукты (в сезон они постоянно меняются), один раз в месяц отслеживают цены несезонного продовольственного ассортимента. Розничные цены на сезонные непродовольственные товары пересматриваются каждую неделю, на остальные 75% товаров — не реже одного раза в месяц.
«По идее, целевой аудиторией гипермаркетов должно быть население с уровнем доходов ниже среднего, — говорит Ирина Кирсанова. — Но фактически их посещают и более обеспеченные люди. Все зависит от расположения гипермаркета. Например, «Ашан» в «Европарке», «Наш гипермаркет» в «РИО»: хорошая транспортная доступность, престижный район, крупные автостоянки и подземные паркинги, наличие в ТРЦ различных бутиков известных мировых производителей, — все это привлекает внимание посетителей и со средним уровнем достатка». Покупатель готов проехать намного дальше, чтобы посетить гипермаркет, это отличает крупный формат от супермаркета. «Во всех регионах присутствия «Ленты» крупный формат является предпочитаемым, — говорит Наталья Ардонская. — Явных факторов, которые могут сдерживать развитие гипермаркетов, на данный момент, нет. Поэтому можно предположить, что доля гипермаркетов в России в ближайшие три года достигнет 10-15%».
«Совершенно очевидно, что ни один из сегментов розничной торговли в России не насыщен, — говорит Семен Слуцкий. — Если смотреть дискретно по городам, то ситуация будет несколько отличаться: в каком-то городе окажется достаточно много супермаркетов, в другом – гипермаркетов. Но в целом по стране не заполнен ни один формат». На сегодняшний день гипермаркет — один из самых прибыльных и высокодоходных форматов розничной торговли в России. Если рыночная ниша супермаркетов постепенно заполняется, то строительство гипермаркетов только набирает скорость.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?