Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Пережить летнее безрыбье…
Колумнист Горбунова Любовь, Партнер, Консалтинг-Центр «ШАГ»
В этом году лето хоть и не очень теплое, но наступило оно даже немного раньше, чем обычно, и бурно. Буквально за несколько дней города приобрели ярки краски, раскрылись цветы, люди стали общительнее и доброжелательнее. Мы любим лето. Не любит лето, пожалуй, только Дед Мороз, который вынужден передвигаться все севернее и севернее, чтобы не растаять, и актер в Великом Устюге, который вынужден даже летом ходить в длинном тулупе, валенках, с бородой и в шапке. О том, кто еще не любит лето, и почему мы расскажем в нашей сегодняшней статье.
За последнее десятилетие традиционный летний сезон отпусков заметно перераспределился между тремя другими временами года. Кто-то зимой отравляется в горы кататься на лыжах, а кто-то предпочитает продлить лето, уехав к морю в осенние или весенние месяца. В нынешних условиях всегда есть возможность приобщиться к лету ровно в тот момент, когда ты этого хочешь. Но как ни парадоксально, летом города всё равно пустеют. А это значит, что в магазинах становится значительно меньше покупателей. Продавцы в свою очередь понимают, что летом ничего не заработаешь, и массово подают заявления на отпуск. В результате пустеют обе стороны прилавка.
Лето – это три месяца головной боли для директоров магазинов. Они заранее готовятся к этому со всех точек зрения ужасному времени года. Разные розничные сети по-разному переживают этот период. Некоторые из них на время низкого сезона оставляют в магазинах минимальное количество штатных продавцов, а большинство отпускают отдыхать. В те несколько часов, когда случается наплыв покупателей, бывают нужны дополнительные «руки». Они добираются за счет сезонных работников, временных сотрудников и студентов. Много от них ожидать не приходится, но в качестве рабочей силы для простой работы они вполне могут быть использованы: вынести товар в торговый зал и расставить его, вытереть пыль с полок, раздать листовки...
Среди временных сотрудников летом тоже происходит пересменка. Большинство из них – студенты. В июне у них заканчивается сессия и лето – это вроде бы то время, когда они могут работать и зарабатывать свою «копеечку». Однако те, кто подрабатывал в течение учебного год и набрал какой-никакой опыт обращения с товаром и покупателями, именно в этот момент принимают решение отдохнуть. Менеджер розничных сетей рассказывают, что как только наступает июнь, те, кто хорошо и стабильно работает в течение всего года, подают заявление на увольнение. И их нечем не удержишь. Они уезжают в Крым с палаткой на 2-3 месяца. И такая тенденция имеет свое объяснение. Работающее население имеет финансовую возможность поехать в любое время года «в лето» - от Египта до Австралии. Среднестатистические студенты чаше всего себе этого позволить не могут, особенно те, кто своим трудом зарабатывал на жизнь в течение года. Поэтому из соображений экономии они отдыхают в России и «дикарем». А в нашем климате это возможно в основном летом.
К слову, в Европе продолжительные отпуска – уже не редкость. В разных странах люди понимают, что соотношение «работы» и «жизни» должно быть в пользу второго. Жизнь коротка, и её должно хватить на семью, детей, хобби, путешествия и много других увлекательных занятий. И многие из европейских топ-менеджеров половину года работают, а вторую половину года живут в свое удовольствие. Ездят в другие страны и оттуда в режиме коротких переписок со своими сотрудниками ставят задачи и получают результаты. С этой точки зрения наши студенты ближе к европейским клеркам, чем российские менеджеры.
Что же делать, если постоянные продавцы и опытные помощники ушли в летние отпуска? У директоров есть шанс использовать низкоквалифицированный труд той части российского студенчества, которое весь год училось, а теперь имеет желание подработать. Правда, как показывает практика не эффективно вешать объявление в институтах и ждать, пока студенты сами придут. Концентрация желающих поработать летом гораздо ниже, чем в учебное время. В этой ситуации имеет смысл обращаться в специализированные компании. Уже существуют компании, для которых «сдача» временных сотрудников в лизинг стала отдельным бизнесом. Они помогают директорам рабочей силой в сезон или во время масштабных акций. У них есть база людей (не только студенты), из которой, благодаря обзвону, можно вычленить 3-5 человек, которые остались в городе и готовы в это время поработать.
Обычно такие сотрудники оплачиваются в соответствии с фиксированной почасовой ставкой. Их работа не зависит от дохода магазина. Именно поэтому директору магазина очень важно точно спрогнозиовать, какое количество дополнительных рабочих рук ему понадобится. В случае, если реальный поток покупателей оказался ниже ожиданий, присутствие дополнительных людей оказывается лишним и только мешает работе основного состава. Хорошим подспорьем для определения необходимого количества продавцов может стать прошлогодние показатели счетчика посетителей. И, если количество временных сотрудников определено точно, то на их плечи может быть переложено достаточное количество рутинных действий, и они становятся реальным подспорьем в работе.
Ближе к лету директора розницы, HR -менеджеры и директора магазинов начинают думать о том, какие работы можно передать сотрудникам, не обладающим специальными знаниями и подготовкой. Во многих розничных сетях существуют «курсы молодого бойца» для временных сотрудников – студент получил инструкцию, отработал минимальный нужных набор навыков и в поле.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.