Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Перезагрузка собственного производства сетей: тренды лета-2022
Собственное производство ритейлеров, как и весь бизнес, делает перезагрузку. Если еще в марте было неясно, как поведет себя потребитель, сохранится ли спрос, где брать технологическое оборудование и запчасти, чем заменить импортные ингредиенты, то к лету неопределенность сменилась уверенностью: готовая еда продолжает расти, покупатель хочет новинок, а значит, производство должно работать. Если на рынке чего-то не хватает – надо искать и изготавливать самим. Руководители собственного производства X5 Ready Food, «Лента», «Командор» и «Гулливер» на конференции «Собственное производство как конкурентное преимущество торговой сети» рассказали о ситуации и планах развития.
Фото: wavebreakmedia/shutterstock
Не читать новости, а закупаться впрок
Светлана Пирогова, генеральный директор собственного производства, торговая сеть «Командор» (г. Красноярск)
Несмотря на все кризисы, интерес покупателя к готовой еде возрастает. Есть традиционные сезонные спады, но в целом все идет ровно. На фоне ухода международных сетей мы получили очень интересную картину – уже в первые месяцы произошел рост продаж фастфуда на 10%. В нашем ассортименте это сэндвичи, круассаны с начинкой, пицца. Вырос интерес к мелкоштучной кондитерке – тортам и пирожным в мелкой фасовке.
Сейчас в нашей сети происходит перезагрузка ассортимента собственного производства. Тщательно проанализировали все позиции, выявили ядро и приняли решение чаще менять ассортимент. Можно, конечно, сидеть на винегрете и оливье, это русская традиционная еда, которая всегда в топе продаж, но покупатель эмоционально нестабилен, хочет заедать стресс и ищет новых впечатлений. Поэтому мы разрабатываем новые блюда и вкусы, новую подачу. За квартал выводим примерно 80 новинок, потом отрабатываем, проводим дегустации и отбираем самые успешные.
Считаю, что в кризис надо не сворачиваться, а пользоваться возможностями. В феврале, когда все следили за новостями, я скупала маргарины и запасалась импортными ингредиентами, понимая, что они могут пропасть и обойтись без них будет сложно. Получилось закупиться по хорошей цене на длительный период развития.
Начался вынужденный промышленный шпионаж
Игорь Старосельский, директор пищевого производства бизнес-единицы «Готовая еда», X5 Ready Food
На фабрике X5 Ready Food выпускается в день более 200 тыс. единиц продукции. Прирост продаж собственного производства весной 2022 года составил порядка 30%, при наших объемах это достаточно крупный показатель в количественном значении. Наиболее динамично растет категория перекусов – сэндвичи, сэндвич-роллы, шаурма, буритто и прочее. Еще одна категория, находящаяся в активной фазе развития, – завтраки, причем не банальные, а необычные, например, рисовый пудинг с тропическими фруктами, каши с различными топпингами и так далее.
На фабрике X5 Ready Food есть кондитерское производство, но значительного подъема продаж в этом сегменте не происходит, возможно, потому что в сетях «Перекресток» и «Пятерочка» достаточно высокая конкуренция с другими производителями. Но и у нас есть хиты, являющиеся маркерами продаж фабрики, и по ним наблюдается незначительный прирост.
Продолжаем работу по выводу новинок, потому что покупатель должен удивляться, находить новое. Никогда не будут продаваться одинаково успешно все позиции, но в целом новинки – двигатель продаж.
В текущих реалиях мы стали рациональнее относиться к продукту. Если раньше предпочитали пользоваться готовыми сырьевыми составляющими – сложными маринадами, импортными полуфабрикатами, то сейчас производим эти ингредиенты самостоятельно. Наша цель – предоставить полноценный обновленный ассортимент, не увеличив среднюю цену на полке.
В связи с санкциями активно идет обсуждение вопроса об импортозамещении технологического оборудования. У нас на производстве используется оборудование производителей Италии, Швейцарии, Германии. Но я абсолютно уверен, что импортозамещению быть. Да, нужно время. В новых условиях мы уже неоднократно столкнулись с тем, что поставщики не могут привезти запчасти – долгая логистика, неизвестная цена.
Наши действия – ищем здесь запчасти или технических специалистов, которые могут разработать и произвести такие детали. Начался в каком-то смысле вынужденный промышленный шпионаж, потому что производство должно работать.
Например, у нас в мае остановилась одна из итальянских машин, так вот я за три дня смог произвести нужную запчасть на одном из заводов Подмосковья, и машина была запущена. Тогда я понял, что вопрос не в том, сколько времени должно пройти для импортозамещения, а в том, что сознание начало меняться, все понимают, что необходимо исключать риски остановки производственных линий.
Сейчас Rational уходит с рынка, оборудование этой марки стоит почти на каждом производстве. Понятно, что никто не станет его менять, что в этом случае делать с запчастями – искать и изготавливать здесь.
Да, электроника незаменима, и поэтому полное импортозамещение невозможно, но вся техническая оснастка, расходники уже производятся или могут производиться в России.
Наша компания спокойно переживает кризисы. Думаю, этот кризис не последний. Важно сохранять спокойствие и мыслить стратегически. Мы не знаем, что произойдет на короткой дистанции, но любое действие должно быть взвешенным. Самая плохая черта – делать что-то быстрое и необдуманное.
Инвестиции – в расширение предложения
Олег Суковатов, исполнительный директор торговой сети «Гулливер» (г. Ульяновск)
Сеть «Гулливер» – региональный игрок, работает в Ульяновской области и Саратове, объединяет 104 магазина, имеет фабрику-кухню. Уникальным торговым предложением нашей сети является готовая еда собственного производства. Доля СП в товарообороте сети составляет 9%. До начала спецоперации продажи готовой еды росли с динамикой 16%, пенетрация в чеке составляла 35%, в марте продажи еще повысились: народ начал заедать стресс. Также продолжает расти пенетрация – примерно на 2–3%.
С началом кризиса мы переосмыслили свои инвестиции: ввели мораторий на модернизацию запланированных 17 магазинов и пошли в развитие торгового предложения.
Сделали максимальную выкладку упакованной продукции, расширили во всех магазинах открытые витрины с готовой едой, чтобы стимулировать аппетит покупателей. В торговом зале изменили расстановку так, чтобы покупательские потоки пересекались минимально и было удобно зайти за кофе и едой на вынос.
Готовая еда – тренд, на который мы уповаем, в горизонте 2023 года планируем увеличить долю СП до 13%.
В целом расширяем и постоянно обновляем ассортимент. Если продукт не пользуется спросом, выводим и заводим новый. Недавно завели модульные салаты, и, что самое удивительное, они отодвинули по продажам бесспорный хит «сельдь под шубой».
Развиваем мясное производство, инвестировали в оснащение порядка 20 мясных цехов, где будут готовиться полуфабрикаты. Разруб говядины делается на фабрике, потом подготовленные части развозим по магазинам. Планируем, что в 90 магазинах у нас будут мясные цеха полного цикла, работающие с говядиной. Многие ритейлеры боятся сами подойти к говядине, отдают это направление сторонним производителям, но мы все делаем сами – рубим, перерабатываем, несем риски и списываем. Для нас эта категория является трафикообразующей. Прирост говядины СП составляет 140%, правда, с низкой базы, но в целом тренд хороший.
Также развиваем производство хлебобулочных изделий, запланировали открытие порядка 14 мини-пекарен. На фабрике-кухне расширяем заморозку, которую будем допекать в магазинах.
Будущее – за эконом-сегментом
Татьяна Мальцева, руководитель направления пекарни, ТС «Лента»
Товарооборот собственного производства сети «Лента» в рублях растет с динамикой около 15%, понятно, что здесь сказываются инфляция и повышение цен. Но продажи в штуках тоже не упали, а даже выросли – на 8–10% по разным категориям. С началом кризиса наблюдаем изменение некоторых трендов, например, происходит перераспределение потребления мяса: покупатели говядины переходят на свинину, свинины – на курицу. Скорее всего, этот тренд будет развиваться и дальше.
Сейчас мы тоже пересматриваем ассортимент федеральной и локальных матриц. Заводим новинки экономичного сегмента, в которых уже не используем дорогое сырье, такое как мраморное мясо и импортные добавки.
К кризисам подходим с той точки зрения, что из любой ситуации есть как минимум три выхода, надо соблюдать спокойствие и найти эти три выхода.
Быстрого импортозамещения не произойдет
Виктор Петри, руководитель московского представительства «Аскоблок Дебаг Рус»
Бизнес в Европе продолжает надеяться на то, что геополитическая ситуация изменится и компаниям удастся вернуться на российский рынок, хотя, с моей точки зрения, сделать это будет уже достаточно сложно.
Первые 2–3 недели после начала спецоперации у нас и наших партнеров был шок, затем все снова вернулись к планам работы, и мы увидели прежнюю потребность в оборудовании. Компания «Аскоблок Дебаг» продолжает работать в России, никто из наших партнеров не прервал контракты и не остановил свои проекты.
Это правильно, потому что сейчас надо инвестировать в развитие, если есть такая возможность.
Мне часто задают вопрос – возможно ли полное импортозамещение в технологическом оборудовании? В России есть заводы, выпускающие качественное оборудование, им надо помочь, в том числе и закупая у них оборудование для оснащения своих магазинов. Но во многих секторах, особенно в ритейле, производстве продуктов питания, всегда использовалось оборудование европейских компаний. Европейское производство имеет долгосрочную историю развития, свои ноу-хау, наработанные столетиями. Например, если мы создаем новую печь, на это уходит как минимум два года, плюс после пилотного запуска обязательно будут «детские болезни», придется дорабатывать, доводить до совершенства, на это уйдет еще два года. Процесс долгосрочный, поэтому быстрого импортозамещения в России не произойдет. Россия – страна, которая всегда имела хорошую производственную составляющую, но для запуска нового технологического оборудования нужно время.
О кризисной ситуации. У экономистов есть такая поговорка: когда пушки стреляют, надо покупать. Думаю, поэтому правильно делают те, кто сейчас модернизируется или расширяет производство. Несмотря на все проблемы, мы оптимисты и уверены, что все будет хорошо.
Тренд на ЗОЖ в оборудовании собственных производств
Динара Черкасская, коммерческий директор компании «Элинокс» (марка Abat)
Продолжает нарастать мировая тенденция на правильное питание, люди стремятся соблюдать рекомендации врачей, в некоторых странах за ЗОЖ работникам даже начисляют дополнительные бонусы. Потребитель ищет на полках магазинов продукты для сбалансированного питания, имеющие в составе необходимый набор витаминов и микроэлементов, а производители и ритейл должны обеспечить наличие такого предложения за приемлемую цену.
Марка Abat позволяет оснастить собственное производство ритейлеров в том числе под изготовление здоровой еды. Например, можно выпекать хлеб на живых заквасках, используя ферментатор, тестомес, расстойку и печь.
На быстрый перекус можно предложить уже не сдобную булочку, а что-то более полезное – овощные и фруктовые чипсы, сушеные ягоды, пастилу, хлебцы. Для этого используется специальное оборудование – лиофильные сушильные камеры и дегидраторы. Происходит бережная сушка (сублимирование) с сохранением всех полезных веществ.
Некоторые предприятия с помощью этого оборудования создают новые блюда, например, сублимированную пасту с грибами и курицей. Это полезно и очень удобно в потреблении: достаточно добавить горячей воды, чтобы получить полноценное блюдо. При этом процесс изготовления сопровождает аппетитный аромат, что тоже способствует привлечению покупателей.
Очень важно, что камеры позволяют минимизировать отходы собственного производства, так как можно сушить продукты с истекающим сроком годности.
Валерия Миронова, Retail.ru
Читайте также:
Как устроена логистика «ВкусВилла»?
Виктор Петри, Debag: «Главной точкой роста в кризис является качественный продукт»
Торговое оборудование в 2022 году: чем сейчас оснащать магазины и пекарни?
Торговые центры 2022: сценарии развития
Гиперотскок или корректировка стратегии: ситуация в e-grocery
Сделки M&A времен спецоперации и катапультирование западных компаний
Отказываемся от скидок «для всех»: что будет с программами лояльности в 2022 году?
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.