Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Парк покупательских тележек: что выбирают ритейлеры
Давно привычная тележка остается важной частью покупательского пути. Как показывают опросы ритейлеров, большая часть негативных отзывов покупателей связана как раз с тележками. Если тележка неудобная, «едет криво и дребезжит», в нее нельзя посадить ребенка и собачку, впечатление от магазина будет испорчено. Тележка может стать источником потерь магазина – ее ломают, воруют, бросают на парковках. Если персоналу неудобно работать с тележкой, снижается эффективность выкладки. Если тележка не соответствует формату магазина, покупателям неудобно будет с ней передвигаться и они возьмут с полки только то, что уместится в руках. Retail.ru опросил представителей сетей «Лента», «Ашан», «Спар Калининград», «Европа», «Перекрёсток» и «Макси», какие требования они предъявляют к тележкам, какие тренды влияют на выбор.
Фото: Prostock-studio/shutterstock
Первый критерий выбора – цена. Разумеется, в составе сочетания «цена/качество». Как правило, пластиковые тележки стоят примерно в два раза дороже, чем традиционные металлические. Повышает затраты на закупку использование импортных тележек. По этой причине «Спар Калининград» переходит с импортных тележек на отечественные. Курская сеть «Европа», по словам Людмилы Карнюшкиной, руководителя департамента маркетинга и управления ассортиментом, раньше закупала немецкие тележки, а теперь использует тележки российской сборки из импортных комплектующих, не уступающие предыдущим по удобству для покупателей и ниже по цене.
Формат и площадь магазина обязательно учитываются при подборе. Компания «Ашан Россия» более 20 лет одной из первых на российском рынке предложила покупателям своих гипермаркетов огромные тележки. Теперь под каждый формат компании – гипермаркет, сити, супермаркет – разработан стандарт литража с учетом площади магазина, ассортимента и покупательского спроса (240, 180 и 125 литров). От формата зависит популярность тележек и корзинок. Так, в гипермаркетах покупательские тележки и корзинки в будние дни используются в равном соотношении, а в выходные преобладают тележки. В формате гипермаркетов сити в течение недели тележки и корзинки используются одинаково. А вот в супермаркетах большим спросом пользуются корзины.
«При выборе учитываем формат, площадь магазина, объем возможных покупок, поэтому у нас есть разные виды тележек и корзин, – рассказывает Марина Хапова, начальник отдела управления торговым пространством розничной сети «Макси». – Большие тележки предназначены для покупок впрок: в гипермаркетах тележки имеют объем 180 литров, в супермаркетах – 100. Тележки для корзинок, корзинки ручные (28 литров) и напольные на колесиках (38 литров) подходят для меньших покупок и используются в магазинах, где крупные тележки сложно передвигать ввиду небольшой площади торгового зала. Во всех форматах есть детские тележки с флажками – дети очень любят проявлять самостоятельность и помогать родителям с покупками продуктов».
В торговой сети «Перекрёсток» покупатели чаще используют тележки, чем корзинки. Но для каждого формата набор оборудования формируется, исходя не только из этих предпочтений, но и с учетом проходов и ограничений, которые есть в помещении. В магазинах малого формата 65% приходится на корзины, 35% – на тележки. В супермаркетах среднего формата – 50 на 50%. А в крупных объектах большую часть составляют тележки – 65%.
В гипермаркетах «Лента», по словам Сергея Панфилова, технического директора, большим спросом у покупателей пользуются тележки, а не корзины.
Торговые центры Metro прежде всего ориентируются на оптовую торговлю и работают не только с В2С, но и с В2В-клиентами – ресторанами, гостиницами, кафе, магазинами у дома, офисами. Поэтому покупателям предлагается два вида тележек – стандартные и большие, для профессиональной закупки, на которую удобно размещать коробки и габаритные упаковки.
Учет разных покупательских сценариев. Современные тележки выбираются с учетом покупательских привычек и предпочтений. «Для возрастного населения удобны тележки под корзинки – не нужно корзинку носить в руках и нет необходимости нагибаться к ней. Возить большую тележку пожилым людям бывает тяжело и некомфортно, – рассказывает Марина Хапова. – Дети очень любят детские тележки – они под рост ребенка, оформлены в детской тематике. Если покупатель пришел в магазин с питомцем, предпочтет тележку с отсеком для маленьких животных. Мы начали вводить такие тележки в части наших магазинов и видим, что они пользуются спросом у покупателей, поэтому будем продолжать эту историю».
Фото: Petrychenko Anton/shutterstock
Легкость маневрирования – еще один ключевой критерий. Покупатели перемещаются по торговому залу довольно хаотично, могут резко изменить направление движения, вынуждены обходить друг друга, поэтому важно, чтобы тележка всегда могла легко совершить маневр объезда или разворота. «Важно, чтобы они были удобными для покупателей, легкими в управлении и маневренными, – говорит Сергей Дорошенко, главный инженер «Спар Калининград».
«Прежде всего мы заботимся об удобстве наших гостей, – комментирует пресс-служба X5 Group. – Разрабатываем отдельное техническое задание для каждого типа оборудования, в котором учитываем функциональные и качественные характеристики. Выбираем тележки и корзинки, которые соответствуют этим требованиям».
Материалы изготовления и прочность конструкции играют важную роль при эксплуатации тележки. По материалу изготовления выделяются три основных типа тележек – металлические, пластиковые и комбинированные.
Пластиковые тележки обычно легче и тише, чем металлические, но могут оказаться менее прочными. Металлические тележки, как правило, более прочные и долговечные, но могут быть тяжелыми и шумными. «В магазинах «Лента» используются металлические тележки, – рассказывает Сергей Панфилов, – они надежнее и служат дольше».
Главные требования сети Metro к тележкам – это прочная конструкция, способность выдерживать большой вес, а также штабелируемость – возможность размещения одну в другую. Сеть не использует тележки из пластика, считая их менее прочными.
«Ашан» также выбирает металлические тележки, причем изготовленные из качественного материала. Сети важна целостность и устойчивость конструкции, при максимальной нагрузке тележка не должна прогибаться либо деформироваться, а также должна ехать прямо, без заносов в сторону. Срок службы таких тележек – от двух лет.
В 2022 году «Ашан» провел комплексную работу по выбору тележек, учел все пожелания клиентов, а также проанализировал обратную связь от сотрудников. В результате была разработана стратегия по полному обновлению парка тележек в течение трех лет к 2025 году.
Покупатели «Спар Калининград» чаще выбирают пластиковые тележки, так как они более легкие и маневренные. «Пластиковые тележки к тому же выглядят более стильно, чем привычные металлические, и это делает их популярными среди покупателей», – поясняет Сергей Дорошенко.
Комбинированные тележки представляют собой пластиковую корзину на металлическом основании. По мнению специалистов магазиностроения, такой тип тележки представляет собой «золотую середину» между полностью пластиковыми и металлическими моделями. Основание из металла – более надежное и крепкое, чем пластиковое, а корзина из пластика – более дешевая и легкая, чем металлическая сетка.
Тренд на устойчивое развитие актуален и при изготовлении оборудования. Например, сеть «Европа» содержит в своем парке металлические тележки и пластиковые корзины из вторичного пластика, что экологично и удобно для небольших покупок.
«Перекрёсток» раньше использовал только металлические тележки, но с конца 2022 года в сети начался процесс перехода на тележки, полностью изготовленные из пластика. Сейчас в супермаркеты «Перекрёсток» поставлено более 55 тыс. тележек из переработанного пластика и более 12 тыс. – из первичного пластика.
«Замена металла на экологичный пластик дает возможность не только увеличить использование вторичного сырья, но и внедрить в супермаркеты тележки с усовершенствованной конструкцией, что делает процесс покупок для гостей «Перекрёстка» более комфортным, – рассказали в пресс-службе X5 Group. – Помимо экологичности у пластиковых тележек есть и другие преимущества. Например, они значительно легче металлических, их вес составляет всего 10 килограммов. Такие тележки не подвергаются коррозии и воздействиям химических веществ, а также более прочные и меньше деформируются при ударах. Нагрузка в эко-тележке распределяется равномерно по всей площади основания за счет правильно сконструированных шасси».
Дополнительные функции и удобства. Еще одним важным фактором является удобство использования тележки. Некоторые тележки оснащены специальными функциями, например, сиденья для детей или крючки для сумок, которые делают их более удобными для покупателей.
«В сети «Европа» покупателям нравятся металлические тележки с детским креслом, куда можно посадить ребенка или удобно поставить дамскую сумочку, – рассказывает Людмила Карнюшкина. – На углах тележки установлены пластиковые ограничители, чтобы она не травмировала покупателя и не деформировала выкладку товара и оборудование. Используем «умные» тележки, оснащенные планшетом, позволяющие быстро собирать заказы онлайн-магазина».
Дополнительные функции в тележках магазинов «Спар Калининград» включают в себя удобные ручки, держатель для бутылок и стаканчиков, дополнительные отделения для продуктов, детское кресло и даже увеличительную лупу, что дает возможность клиентам с плохим зрением рассмотреть мелкий шрифт на упаковке товара.
Среди дополнительных функций тележек сети «Макси» – отсек для животных и детский отсек, в который также можно поставить рюкзак, сумку или положить верхнюю одежду.
В «Перекрёстках» тележки оборудованы детскими сиденьями. С трех сторон есть дополнительные ручки, которые добавляют удобства в маневрировании и позволяют детям держаться за тележку, когда они находятся в специальном кресле. Также к конструкции добавлены съемные крючки для личных вещей и специальные отсеки для разделения покупательских товаров. В дальнейшем сеть планирует добавить держатели для стаканов.
Фото: Sandor Szmutko/shutterstock
Защита от воровства. Серьезный ущерб парку тележек наносит воровство. «К сожалению, процент воровства остается достаточно высоким, и это до сих пор существенная проблема для всех торговых сетей, – пояснили в пресс-службе X5 Group. – Раньше в основном воровали металлические тележки, чтобы сдать в металлолом. Теперь жители близлежащих домов увозят пластиковые, чтобы использовать в быту, так как они легкие и маневренные».
«Мы сталкиваемся с воровством тележек, особенно в тех локациях, где гипермаркеты находятся в окружении жилой застройки, – рассказывает Сергей Панфилов. – В малых форматах «Ленты» тестируем пластиковые тележки, чтобы проанализировать, поможет ли это новшество снизить процент хищений».
Есть предположение, что пластиковые тележки менее привлекательны для воров по сравнению с металлическими, но практика показывает, что это заблуждение.
Пластиковые тележки так же часто становятся объектом кражи, как и металлические, потому что теперь пластиковую продукцию можно сдать в пункт приема вторичного сырья за те же деньги, что и металлические. Таким образом, оба типа тележек представляют собой одинаковую ценность для потенциальных воров.
Одно из решений, позволяющих снизить вероятность кражи покупательских тележек, – использование тележек комбинированного типа, состоящих из пластиковой корзины и металлического основания. Комбинированные тележки сложнее разбирать без специального инструмента, а также их приходится сдавать в два разных места: на пункты приема пластика и металла. Таким образом, смешанные тележки сложнее разделить на компоненты и сдать в утиль, что должно сильно снизить количество краж.
В сетях «Европа» и «Спар Калининград» отметили, что воровство тележек встречается, но не является существенной проблемой.
Что ритейлеры хотели бы усовершенствовать в тележках. Сеть «Перекрёсток» заинтересована в разработке антикражной системы для тележек и сейчас ищет партнера, который поможет ее создать. «На наш взгляд, самым эффективным способом будет установить блокиратор колес, который будет срабатывать, если тележку вывезли за определенный периметр вокруг магазина», – сказали в пресс-службе X5 Group.
В «Ленте» считают, что неплохо было бы усовершенствовать ручки тележек, чтобы можно было добавить дополнительные держатели. В «Макси» хотели бы для удобства покупателей добавить аксессуары: держатели для стаканчика и мобильного телефона.
А руководители «Европы» мечтают по-крупному – чтобы в России началось производство покупательских тележек полного цикла – и комплектующие, и сборка. Тогда тележки будут более кастомными и обойдутся дешевле.
Валерия Миронова, Retail.ru
Читайте также:
Как федеральные сети выбирают торговое оборудование
Торговое оборудование: движение в онлайн
Новогодние витрины 2024: Милан задает тренды
Мобильное приложение для b2b-продавца: как упорядочить прием заказов от мелкой розницы
Почему в рознице так и не появился «магазин будущего»?
Муляжи товаров: сочно, бережно, результативно
Жив ли рынок производства POSM-материалов и технического мерчандайзинга?
Перевнедрение «1С:ERP»: от «записной книжки» – к полному управлению: опыт поставщика DIY-сетей
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?