Декоративное изображение
5 673

Поделиться

Паразитизм с человеческим лицом

Контрабандный "Макдоналдс" Плюс такого бизнеса — нулевой начальный капитал. Например, далеко не каждый ресторан считает уместным иметь у себя службу доставки. Прежде всего речь идет о фастфуде, где срок доставки (в среднем около получаса) превышает время, в течение которого еда сохраняет необходимое, по мнению руководства фастфуда, качество. Тем не менее почему бы не развозить, например, продукцию "Макдоналдса"? Компания "Дом мой", предложившая доставку бургеров по Санкт-Петербургу, появилась на свет в 2006 году. "Мы провели опрос и поняли, что услуга будет популярна, особенно среди молодежи,— вспоминает исполнительный директор службы доставки "Дом мой" Александр Попов.— С каждым годом спрос растет. Сегодня мы получаем в день до 30 заказов на еду из "Макдоналдса"". В Петербурге кроме нескольких крупных служб доставки вроде "Дом мой" еду из "Макдоналдса" развозят маленькие фирмы, специализирующиеся только на этой услуге,— с охватом небольшой территории. По словам Александра Попова, периодически появляются конторы, доставляющие еду по всему городу, но они часто не справляются с организацией работы и исчезают, несмотря на серьезную раскрутку в интернете. Такая же ситуация и в Москве. Множество компаний действует в пределах одного района — в окрестностях той или иной станции метро. Здесь стоимость доставки не превышает 100 руб., время выполнения заказа — от 20 до 40 минут. Доставкой из "Макдоналдса" могут заниматься и курьерские службы, основное занятие которых — доставка документов. Также они могут привозить на дом цветы и алкоголь. Например, московская служба "Пилот". У нее доставка из "Макдоналдса" действует примерно год и, по словам операторов, пользуется колоссальным спросом. Стоимость доставки — 280 руб., срок — 40 минут с учетом всех пробок и очередей. По словам главного консультанта консалтинговой компании "Шаг" Владимира Сметанникова, за границей доставка из "Макдоналдса" весьма востребована: "Службы доставки действуют в странах с быстрорастущей экономикой — Китае, Индии, Сингапуре, Южной Корее, Бразилии и других, есть они также в Саудовской Аравии и Кувейте, всего в 25 странах мира. А в Китае и Аргентине сервис службы доставки представлен в отдельном разделе официального сайта "Макдоналдса" в этой стране, поскольку местные компании покупают франшизы". В России у "Макдоналдса" официальной доставки нет. Представители компании считают деятельность российских служб, занимающихся развозом еды из ресторанов компании, чуть ли не контрабандной. "Необходимое нам качество бургеров и картошки теряется уже через 5-10 минут, когда еда начинает остывать и пропитываться соусами,— говорит пресс-секретарь компании "Макдоналдс" Нина Прасолова.— Мы отрицательно относимся к фирмам, доставляющим из наших ресторанов. Не обслужить курьера, занимающегося такой доставкой, мы не можем, но сами возможность доставки исключаем полностью". Профильные компании доставку из других заведений фастфуда предлагают намного реже: потребители им просто не доверяют. Но есть и другие причины. "Кроме "Макдоналдса" мы предлагаем еду из ресторанов "Теремок" и "Штолле",— рассказывает Александр Попов.— Можно сказать, что мы пытаемся даже сотрудничать, но с этими компаниями все сложнее, так как у каждой из них своя концепция продвижения. У "Штолле", например, есть своя служба доставки. Но через нашу службу можно помимо еды из "Штолле" заказать любой товар, предлагаемый на нашем сайте. А компанию "Теремок" не устроило то, что мы доставляем еду более чем за два часа. Были и такие компании общепита, с которыми мы просто прекращали сотрудничать, когда нас не устраивало качество их работы". Помимо курьерской доставки фастфуда давно существуют компании, практикующие дополнительный сервис по закупке продуктов или товаров так называемого импульсного спроса, то есть нужных именно в данный момент. Чем отличаются службы, доставляющие товары из супермаркетов, от обычных интернет-магазинов, торгующих продуктами (в Москве таких с дюжину: "Утконос", "Седьмой континент", "Азбука вкуса" и проч.)? "Первое — организация работы: у интернет-магазина есть свой склад и прямые поставки товаров, а у служб доставки продуктов из супермаркетов этого, как правило, нет,— разъясняет генеральный директор интернет-магазина Onovamnadom.ru Наталья Кулакова.— В службах доставки, не имеющих собственных складов, цены выше: они закупают товары по розничным ценам, тогда как интернет-магазины — по оптовым". Цена играет огромную роль, так что если строить серьезный бизнес, то с собственным складом. Это позволит оптимизировать складские остатки: если 20% ассортимента — самый ходовой товар — находится у вас на складе, а остальные 80% вы докупаете на стороне, значит, можно сэкономить на складских площадях и при этом решить проблему неликвида: маловостребованные товары хранятся не у вас, а на складах партнеров. Конечно, закупка товара на стороне снижает вашу маржу. "Но,— продолжает Кулакова,— в торговле работает пресловутое правило Парето: 20% ассортимента дает 80% продаж. Значит, вы всегда будете докупать лишь незначительный (в денежном выражении) объем товара". Однако, по словам экспертов, в кризис организовать работу склада подчас бывает непросто именно по причине низкого спроса. В связи с большой востребованностью товаров импульсного спроса кое-кому приходит в голову доставлять и такие товары, как знаменитый препарат виагра. "У нас есть идея доставки "Виагры", и осуществить ее не так уж и сложно,— говорит исполнительный директор одной из московских служб доставки.— Поскольку эта услуга ночная, ее легко будет оказывать сверхсрочно, ведь по ночной Москве за полчаса можно доехать куда угодно. Кроме того, цены можно устанавливать любые, так как человек, знающий, что такая услуга существует, готов платить любые деньги". А упомянутая выше курьерская служба "Пилот" отдельно предлагает услугу по доставке цветов. По словам оператора, курьеру можно передать необходимую сумму, приблизительно описать букет и указать место, где его можно приобрести. Еще один товар, который сплошь и рядом требуется ночью и срочно,— алкоголь. Правда, компании, работающей с ним по схеме "принял заказ, поехал, купил, привез", мы так и не нашли (нашли только интернет-магазины, торгующие элитными напитками), хотя этот объект доставки — наиважнейший в нашей стране. Здесь стоит упомянуть, что журнал "Большой город" на одну ночь (на 11 сентября) организовал бесплатную доставку недорого спиртного. Акция "Скорая алкогольная помощь" проводилась журналом в ответ на готовящуюся правительством новую антиалкогольную кампанию. "В течение нескольких часов известные журналисты бесплатно развозили пиво, водку, красное и сухое вино, то есть никакого элитного алкоголя,— говорит Нелли Алексанян, корреспондент БГ.— Если когда-нибудь подобная служба будет существовать, успех ей явно гарантирован, поскольку за шесть часов, когда проводилась акция, нам поступило около 50 звонков". Хлебные зрелища Давно известный способ получения прибыли за счет дополнительного сервиса — закупка и доставка клиентам билетов на разного рода зрелища. В последние годы в России система доставки билетов через агентства бурно развивалась согласно росту уровня жизни и количества развлекательных мероприятий. По данным Марии Маттис, руководителя отдела инициативных исследований маркетингового агентства Step by Step, в 2008 году объем продаж билетов в рунете достиг $485 млн — 25% прибавки относительно 2007 года. "Этот бизнес устойчиво опирается на спрос на зрелища,— комментирует Владимир Сметанников.— Не каждый из нас заранее планирует поход в театр или концертный зал. Не каждый хочет стоять в очереди в билетной кассе. Многие предпочитают заказать билет с доставкой и заплатить за дополнительный сервис. Нередко билеты с доставкой используют в качестве подарка". Первая интернет-компания, занявшаяся распространением и доставкой билетов,— "Контрамарка.ру". ""Контрамарка.ру" начала работу в 2000 году, когда наладить доставку по западному образцу, как и сейчас, было невозможно,— вспоминает Марина Ленсу, гендиректор агентств "Контрамарка.ру" и "Партер.ру".— К примеру, в Америке все билеты доставляются национальной почтой за $2-3 за заказ. Сначала мы нанимали курьеров из аутсорсинговых компаний, но со временем нам показалось, что для большей надежности и эффективности стоит иметь свою собственную службу, что мы и сделали". Эксперты полагают, что прибегать к услугам аутсорсинга более выгодно для небольших компаний: содержать собственный штат курьеров имеет смысл только при значительном объеме заказов. В задачу курьера входит привезти билет заказчику и получить за него плату. Соответственно, на первый план здесь выходит надежность доставщика, ведь цены на билеты могут превышать 100 тыс. руб. По мнению многих экспертов, стоимость доставки очень велика — 250-300 руб. По словам Марины Ленсу, когда "Контрамарка.ру" только появилась на рынке, цены на доставку "были разумными", но два года назад они резко выросли — чтобы услуга оставалась хоть сколько-нибудь рентабельной. Игроки рынка рассказывают, что в период с 2005 по 2009 год рынок билетных агентств сильно изменился. В 2005 году произошло самое крупное, по мнению Марины Ленсу, событие в этом бизнесе: компания "Контрамарка.ру" после нескольких лет жестокой борьбы купила конкурента — билетное агентство "Партер.ру". А в конце 2006-го обе билетные конторы перешли под контроль европейского холдинга CTS Eventim AG. После чего мелкие компании, которые, по словам Марины Ленсу, во множестве появились на этом рынке в 2005-2006 годах, стали исчезать, не выдерживая конкуренции. На сегодня "Контрамарка.ру" является самым крупным игроком на российском профильном рынке, при этом она действует на билетном поле, включающем 18 европейских стран. Серьезных конкурентов у нее нет. По словам сотрудников "Контрамарка.ру", билеты от организаторов зрелищных и спортивных мероприятий попадают к ним напрямую, по договорам. Николай Дубровин, ведущий юрист консалтинговой группы "Налоговик", говорит, что у добросовестных продавцов билетов всегда есть договор с организаторами, причем театры и стадионы платят компаниям-распространителям комиссионные за каждый проданный билет. Однако не все билетные агентства действуют по такой схеме. Менее крупные компании могут заранее закупать большое количество билетов. "Для предпринимателей здесь главное — своевременный доступ к пакету билетов,— говорит Владимир Сметанников.— Кто-то из них может занять очередь в шесть утра в день открытия продажи билетов, кто-то сотрудничает с кассирами билетных касс". "Помимо этого здесь существует давно сложившийся круг спекулянтов-перепродавцов, ставших серьезной помехой бизнесу продажи билетов,— рассказывает Николай Дубровин.— Сегодня не только на улицах есть такие субъекты. Немало перепродавцов открыли интернет-агентства, реализующие билеты втридорога. Некоторые предлагают потребителям забронировать у них билеты на концерт или спектакль. При этом самих билетов у них нет, не говоря уже о договорах. Когда они набирают достаточное количество покупателей, то выкупают билеты в кассах, чтобы потом продать их значительно дороже. Интернет-сводники Еще один вид бизнеса в посреднической сфере — партнерские программы в интернете, которые позволяют зарабатывать, выводя покупателя на продавца того или иного товара или услуги. Первые "партнерки" в России появились примерно десять лет назад, и по сравнению с Западом этот бизнес развит у нас очень слабо. Наиболее распространенные его версии — контекстная реклама и продающие партнерские программы. В первом случае "партнерки" различаются по виду оплаты. Самый распространенный — за клик, когда партнер может получить до 25 центов за каждый переход по ссылке на его сайте. Другой вид оплаты — за просмотр рекламного материала на сайте партнера, то есть фактически за каждого посетителя. Более прибыльный вариант — это когда хозяин партнерской программы отдает партнеру определенный процент прибыли, получаемой от продажи товара или услуги посетителю, зашедшему по ссылке, которую партнер разместил на своем сайте. По словам экспертов, на партнерских программах заработать довольно сложно, даже на продающих: уж очень мал процент, предлагаемый владельцами. Тем не менее многое зависит от площадки, на которой будет размещена партнерская ссылка. Прежде всего нужно иметь в виду, что партнерскую программу лучше подбирать исходя из тематики сайта. Наиболее эффективно будет работать партнерская программа на узкоспециализированном ресурсе. Главное условие успеха в работе с партнерскими программами — посещаемость. Крупные владельцы "партнерок" вроде компании "Озон" предпочитают работать с партнерами, на чьих сайтах фиксируется не менее 2 тыс. посещений в сутки. Так или иначе, большинство работавших с партнерскими программами не советует ждать здесь миллионных доходов. По их словам, даже на раскрученных площадках на "партнерке" с прибылью от продаж примерно 15% можно заработать только 1-2 тыс. руб. в месяц. Между тем Антон Гаген, редактор financial- lawyer .ru, утверждает, что прибыль по продающим партнерским программам очень сильно разнится — бывает, что в несколько сотен раз при одной и той же посещаемости: "Есть примеры сайтов, которые при посещаемости 500 человек в сутки приносят веб-мастеру до 2,5 тыс. руб. в день". "В том случае, когда партнерскую программу предлагает фирма по производству электроники и бытовой техники, плата за заказ может составлять 1-2%,— говорит директор компании ArtTech Максим Чечекин.— За книги Ozon.ru и подобные ему сайты дают от 15 до 20%. Чаще всего получается успешно продавать именно книги, а также диски и канцтовары". "Мы предлагаем два основных вида партнерской программы: за клик и за заказ,— рассказывает Ольга Ивашина, заместитель директора по маркетингу компании "Озон".— Партнер может вести дневник о любимых книгах, фильмах, музыке, проиллюстрировать свой рассказ на сайте подходящим товаром или помочь знакомому найти на Ozon.ru книгу, которую тот давно искал. Когда кто-нибудь заказывает товары по ссылке, партнер получает комиссию в размере до 20% стоимости заказанных товаров. Если клиент зарабатывает на программе больше 4 тыс. руб. в год, то такой партнер называется коммерческим. С ним заключается договор, и он получает партнерское вознаграждение на банковский счет. Некоммерческий партнер получает деньги на пользовательский счет в интернет-магазине для оплаты заказов". Так же успешно продает партнерские программы компания Softkey, которая специализируется на реализации софта через интернет. "Первыми партнерами компании стали каталоги платного и бесплатного ПО, которые размещали кнопки "Купить за рубли" в описаниях продуктов,— говорит Татьяна Цветкова, директор по маркетингу и PR компании Softkey.— "Лаборатория Касперского" предлагала партнерским сайтам форму онлайн-проверки на вирусы. Пользователи бесплатно проверяли свои компьютеры, после чего попадали в интернет-магазин разработчика (который обслуживается Softkey), где могли приобрести уже коммерческую версию антивируса. С заказов этих пользователей, приведенных партнерами с их сайтов, и капало им партнерское вознаграждение". Потом компания стала связываться с тематическими площадками и предлагать им на базе платформы Softkey сделать витрину по продаже софта. Партнеры компании Softkey получают от 5 до 30% от суммы фактического заказа. По данным Татьяны Цветковой, крупные площадки с хорошей посещаемостью и правильно организованными ссылками зарабатывают около 90-150 тыс. руб. ежемесячно. Эксперты сообщают, что сегмент партнерских программ стал особенно быстро развиваться в этом году. Причиной считают кризис, в связи с которым порталы недополучили рекламные деньги и начали искать другие способы монетизации собственного трафика. В результате многие владельцы "партнерок" почувствовали заметный рост интереса к ним.

www.kommersant.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами