Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Параллельный импорт и контрафакт: как доказать подлинность товара?
По состоянию на 15 августа 2022 года в рамках параллельного импорта Россию ввезено товаров почти на $6,5 млрд. По оценке Минпромторга к концу года их объем составит порядка $16 млрд. Разрешение параллельного импорта — вынужденная мера, призванная сбалансировать рынок в условиях отказа зарубежных компаний от поставки товаров в Россию. Многие эксперты отмечают, что это создает определенные трудности в борьбе с контрафактом и увеличивает количество «серых» схем, направленных на незаконный вывод средств за рубеж. Как предпринимателю подтверждать подлинность товара в отсутствие разрешения правообладателя торгового знака, в этой статье рассказывает Рамиль Сулейманов, генеральный директор ГК «Арт Деливери».
Таможня «дает добро» без проверки?
До мая текущего года главным инструментом борьбы с контрафактным товаром выступал ТРОИС — реестр зарегистрированных правообладателей товарных знаков, который ведет ФТС. Система действовала следующим образом.Если на таможне обнаруживали подозрительный товар, правообладателю торгового знака направлялось уведомление о необходимости зарегистрироваться в ТРОИС. Если он отказывался, в дальнейшем такая продукция не подвергалась проверке.
В случае завоза импорта под торговым знаком, который включен в ТРОИС, импортер должен был представить разрешение на ввоз товара от правообладателя или его уполномоченного лица в России (официального дистрибьютора). Таможенники могли на 10 дней приостановить оформление товара до получения документов, подтверждающих возможность его ввоза в РФ.
Теперь получать разрешение производителя не требуется, таможенная служба не обязана информировать его о факте ввоза его продукции в РФ. Это расширяет возможности импортеров действовать в качестве альтернативных поставщиков, тогда как раньше получить согласование правообладателя было достаточно сложно. Есть примеры, когда по требованию ФАС суд привлек к ответственности за недобросовестную конкуренцию компании Даймлер А.Г. и КИБ Корпорейшн в связи с тем, что они отказывали в выдаче разрешений независимым импортерам, пытающимся ввезти на территорию РФ оригинальные товары этих производителей.
Хотите торговать импортом — оцените риски!
Многие эксперты рынка считают, что отсутствие проверки товара на подлинность со стороны ФТС развязывает руки недобросовестным импортерам. Тем не менее, в интервью РГ руководитель ФТС России Владимир Булавин заявил: «Что касается контрафакта — как мы с ним боролись, так и будем бороться». Он напомнил, что кроме ТРОИС, у таможенных органов есть и другие способы его выявления, в том числе система управления рисками, Для этого будут использоваться автоматические выборки из реестра участников ВЭД компаний с разным статусом. Система управления рисками включает множество признаков для определения контрафактных товаров, что используется для дополнительного контроля. По-прежнему действует досмотр, есть возможность отправить образцы подозрительной продукции на экспертизу.
Чтобы избежать возможной задержки товара на таможне, импортеру нужно контролировать соблюдение нескольких обязательных условий.
-
Коды ТН ВЭД и наименование производителя, внесенные в декларацию, проверяются на соответствие списку, утвержденному Постановлением Минпромторга.
-
Качество и безопасность изделий подтверждается сертификатами, декларациями, регистрацией в реестре Роспотребнадзора. Если товар подлежит маркировке — она должна присутствовать.
-
При подозрении на контрафакт, таможенники могут попросить документы, подтверждающие оригинальность товара. Это значит, что нужно иметь все промежуточные договоры поставки. Из них должно быть видно, что товар продавался в стране его приобретения легально, то есть проследить по договорам весь товарооборот до первого поставщика, который приобрел его у правообладателя или уполномоченного лица.
Розничный продавец должен иметь полный пакет документов. Кроме того, он полностью берет на себя ответственность по гарантиям на продаваемые изделия. Закон о правах потребителей никто не отменял. Это значит, что при обнаружении брака, продавец будет вынужден устранить его за свой счет или вернуть покупателю деньги.
Намереваясь торговать параллельным импортом, нужно четко просчитать все потенциальные риски: опасность приобрести контрафактный товар, возможное наложение запрета на его вывоз из страны уже после оплаты, колебания валютного курса, турбулентность логистики, а также вероятные иски правообладателей (их российских представителей).
Фото: AUUSanAKUL/shutterstock
Финразведка всегда на страже
У банков возникла проблема отделения платежей, перечисляемых в качестве оплаты за товар по параллельному импорту, от незаконных операций по переводу денежных средств за рубеж. В числе последних часто и раньше имело место авансирование импорта, при этом сам товар впоследствии ввозился не в полном объеме, либо не поступал вообще, либо через таможню проходил совершенно другой груз.
В досанкционные времена ЦБ разработал меры борьбы с серым и параллельным импортом, выявлял клиентов, реализующих такие схемы, со всеми вытекающими последствиями. Им приходилось обосновывать выбор зарубежного контрагента, а любая «ломка» платежей вызывала подозрение у кредитной организации.
Теперь сложилась неопределенная ситуация: параллельный импорт разрешен, но многие финансовые операции по его обеспечению, автоматически могут быть расценены как сомнительные (для этого созданы специальные триггеры).
С одной стороны, при этом могут пострадать добросовестные импортеры, платежи которых будут заблокированы. С другой — теперь можно объяснить выбор «подозрительного» контрагента тем, что он ранее легально приобрел импортируемый товар у производителя. Проверить это за пределами страны органы валютного контроля самостоятельно не могут.
В начале июля в СМИ появилась информация, что Росмониторинг разработал и направил в банки методические рекомендации с критериями, позволяющими разделять законные и «сомнительные» валютные платежи. По понятным причинам содержание документа не раскрывается. Некоторые эксперты предполагают, что это повлечет за собой рост количества документов, требуемых при проведении импортно-экспортных операций. Так, по мнению Елены Троян (консалтинговый центр AML Club), банки могут запросить документы, подтверждающие законность сделки за рубежом, причем их проверка потребует времени.
Добровольно-принудительное «воспитание»
Вопросы борьбы с контрафактом рассматривались на заседании Госкомиссии по противодействию незаконного оборота, проведенном 22 июня. В начале июля в Госдуме был проведен круглый стол на тему: «Параллельный импорт: как защитить граждан от контрафакта и фальсификации». В частности, была озвучена проблема распространения нелегальных товаров на крупнейших торговых онлайн-площадках: Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет».
Присутствующий на заседаниях представитель Минпромторга Владислав Заславский, замначальника департамента, отвечающего за легализацию оборота продукции, заявил, что ведомство проводит индивидуальную работу с маркетплейсами, настаивая, чтобы они принимали меры по пресечению торговли контрафактным фальсификатом.
Руководство Ozon сообщило, что будет запрашивать и проверять у продавцов необходимую разрешительную документацию, включая права на использование товарных знаков. От Wildberries поступила информация о запуске автоматической системы проверки контрафакта, тогда как раньше такая работа проводилась вручную. Многие селлеры этой площадки уже получили уведомление о необходимости забрать свой товар со склада под угрозой его утилизации.
Федеральная антимонопольная служба провела обсуждение поиска эффективных механизмов защиты от контрафакта при параллельном импорте на совместной встрече правообладателей торговых знаков и маркетплейсов. Обсуждается предложение о создании реестра «черных» продавцов, попадание в который влечет за собой запрет продажи товаров на электронных площадках.
Отметим, что единого мнения по вопросу параллельного импорта нет даже в «высших эшелонах». ФАС последовательно выступает за полное его разрешение, считая, что это способствует развитию свободной конкуренции. Глава Минпромторга Денис Мантуровнедавно на встрече с предпринимателями в Ижевске напомнил о временном действии разрешения на ввоз параллельного импорта и призвал готовиться к его отмене «как только мы будем понимать, что у нас есть достаточно российской продукции». Однако в сентябре в кулуарах ВЭФ прозвучало, что готовится решение Правительства о продлении параллельного импорта на весь 2023 год.
Ясно одно: нагрузка на бизнес возрастает, документов и объяснений придется готовить больше, самостоятельно контролировать поставщиков и нести ответственность за качество товара. Импортеры и ритейлеры вынуждены работать в неопределенных условиях, поскольку нет четких требований к документации, подтверждающей подлинность ввозимых в рамках параллельного импорта товаров.
Retail.ru
Читайте также:
Альберт Тютин: «Выкиньте ваши стандарты продаж!»
Экологичная доставка – новый тренд в e-commerce
Маркетплейс Flowwow: спасение бизнеса в условиях IT-санкций
Марья Дей, Ozon СНГ: «Импорт уже не параллельный, а единственный и безальтернативный»
Как внедрить ERP на трех алкогольных заводах одновременно
Приемка товара по качеству: как минимизировать риски в договоре?
Как BI-система помогла логистическому оператору ускорить управление
«Уютный» бизнес: как продвигать товары для дома на маркетплейсах
Как автоматизировать бухгалтерию при работе с маркетплейсами и «1С»
«Корекс» создала единую IT-инфраструктуру и увеличила конверсию продаж на 10%
Как экономить на закупках и увеличивать продажи
Партнеры «Деловых Линий»: опыт организации доставки из программы «1С»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.