Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Панихида по ларькам
Законопроект ударит по малому бизнесу — по ларечной торговле: на сигареты и пиво, продажу которого с 2013 года тоже запретят, приходилось около 70% их продаж. В результате многие ларьки должны будут закрыться, из-за чего без работы окажутся от 300 тыс. до 500 тыс. человек.
Как сообщил вчера РИА «Новости» статс-секретарь, заместитель министра здравоохранения РФ Сергей Вельмяйкин, документ сейчас прошел согласование с Минэкономразвития, Министерством финансов и Министерством культуры РФ.
«У нас остались некоторые шероховатости с Минпромторгом, но мы рассчитываем, что они в ближайшее время будут улажены», — заявил он. Это значит, что документ будет рассмотрен в правительстве 18 октября текущего года, а до 1 ноября будет внесен в Государственную думу РФ и в 2013-м уже вступит в силу.
«Необходимость такого запрета назрела из-за того, что ларьки чаще, чем крупная розница, продают сигареты несовершеннолетним, — поясняет директор Ассоциации табачных производителей «Табакпром» Вадим Желнин. — Это более или менее разумный аргумент, но никакой подтверждающей статистики Минздрав, к сожалению, не приводит».
Все заинтересованные стороны признают необходимость заботиться о здоровье подрастающего поколения, но каждая из них находит существенный повод для переживания. Табачные производители переживают за потребителей, которым неоткуда будет получать достоверную информацию о продукте и чьи права будут нарушаться отсутствием открытой выкладки, «Опора России» переживает за малый бизнес, для которого был установлен слишком короткий переходный период, Ассоциация табачных производителей переживает за возможный рост нелегальной торговли.
При этом, несмотря на то что через мелкую розницу продавалось от 50 до 70% всей табачной продукции, из-за нового законопроекта продажи не уменьшатся, уверены в «Табакпроме».
«В первое время может быть краткосрочный эффект, пока производители не перестроятся на работу с крупными сетями, — уверен Желнин. — Устойчивые курильщики, которые и обеспечивают продажи, будут обеспечивать прежние объемы. Для индустрии основная опасность в том, что, если люди вынуждены будут тратить больше времени на приобретение сигарет — очереди в крупных магазинах, дорога и т. д., то в таких условиях начнет процветать нелегальная торговля, вплоть до бабушек у метро».
Запрет на торговлю сигаретами в ларьках может вызвать даже обратный эффект, уверен эксперт. «Когда у человека есть запас, он и курит больше», — считает он.
Больше всего опасений вызывает мелкая ларечная торговля — если опираться на статистику, то российские ларьки в ближайшем будущем ожидает почти полное вымирание. Более 70% продаж мелкой розницы (согласно данным Nielsen) приходилось на пиво и сигареты. С 2013 года пиво из ассортимента ларьков будет исключено. Если убрать из ассортимента еще и сигареты, приносившие около 38% выручки, то, по оценке Минэкономразвития, из 370 тыс. существующих в России торговых объектов всех типов около 175 тыс. будет вынуждено закрыться. В этом случае работу потеряют от 300 тыс. до 500 тыс. человек.
По мнению исполнительного директора Нижегородского регионального отделения «Опоры России» Ирины Войновой, переходный период длиной один год был для малых предпринимателей слишком коротким. По ее мнению, он должен был составлять пять лет, так как большинство предпринимателей отягощены кредитами на развитие бизнеса, ипотекой и т. д.
По мнению отдельных экспертов, некоторый шанс на выживание ларькам даст переквалификация и специализация, например на молоке или торговле овощами.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?