Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Отступление французов
Когда длительные переговоры Carrefour по покупке сети cупермаркетов «Седьмой континент» не увенчались успехом, французы сосредоточились на стратегии органической экспансии на арендованных площадях. В июле ритейлер открыл магазин в Москве, спустя два месяца – в Краснодаре. Теперь объекты готовятся к продаже, хотя липецкий гипермаркет компания по-прежнему планирует запустить. По официальной версии продажа российского подразделения связана с «отсутствием перспектив достижения лидерства в краткосрочной перспективе». «Помимо прочего компания неудачно выбрала места для магазинов – и в Москве, и в Краснодаре, – указывает аналитик «Атона» Иван Николаев. – Гипермаркет в черте города? Не самое удачное решение, тем более район Кутузовского проспекта слабо подходит для экономичного формата. А в Краснодаре работает «Магнит»: более конкурентный рынок еще поискать надо». Однако партнер Ernst&Young Татьяна Шустова называет уход из-за низких показателей гипермаркетов маловероятной причиной. Ведь в Москве магазин открылся только 18 июня. «Четырех месяцев явно недостаточно для принятия решения о закрытии нового гипермаркета на основании операционных результатов», – уверена Татьяна Шустова. С ней соглашается начальник аналитического отделения «Ренессанс Капитал» в России Наталья Загвоздина: «Каждый новый гипермаркет выходит на свой максимальный уровень продаж в течение 12–18 месяцев. Кроме того, с одним-двумя магазинами и низким знанием торговой марки Carrefour у населения операции в принципе не могли быть прибыльными». Смена стратегии. Катализатором такого решения Carrefour могла послужить неопределенность в регулировании ритейла: принятие закона «О торговле» может неприятно отразиться на сетевой рознице. «Скорее всего, компания пока просто не готова делать приобретения в России в условиях экономического спада и находящегося в стадии обсуждения нового закона «О торговле». И не готова инвестировать собственные средства в строительство гипермаркетов, как это делает Metro или отечественные лидеры рынка – Х5 Retail Group или «Магнит», – рассуждает Наталья Загвоздина. – В условиях финансового кризиса ввод в эксплуатацию новых торговых центров, где Carrefour мог бы стать якорным арендатором, существенно замедлится в следующие два-три года. Без вложения значительных собственных средств в приобретение существующих недостроенных объектов торговой недвижимости или строительство новых, расти быстрее или даже вровень с лидерами не удастся». Скорее нежелание Carrefour покупать активы связано с решением сосредоточить ресурсы на поддержании уже завоеванных рынков в кризисное время. В 2008–2009 годах в руководстве группы происходили изменения: в ноябре прошлого года был назначен CEO, а в марте 2009 года пришел новый финансовый директор, что не могло не привести к корректировке стратегии компании. Carrefour решила продать структуры на развивающихся рынках и сосредоточиться на основных – Франции и Испании. Рассматриваются разные варианты отступления с российского рынка. В частности, местным ритейлерам предлагается открывать магазины по франшизе, как на Ближнем Востоке, в Японии, Марокко. Отечественные перспективы. Не стоит рассматривать уход Carrefour как негативный сигнал для российского рынка. «Решение в основном обусловлено внутренними причинами», – полагает аналитик UBS Светлана Суханова. «Carrefour сворачивает бизнес, но здесь есть «Ашан» и Metro, которые растут и развиваются», – отмечает Иван Николаев. «Уход Carrefour является скорее единичным случаем и не связан с непривлекательностью российского розничного рынка. Ведь основные факторы: рост рынка, более высокая доходность по сравнению с западными сетями, невысокий уровень консолидации в 6–8% – остались, – уверяет Татьяна Шустова. – И пока процент консолидации будет оставаться ниже зарубежного (11–95% в Европе) его привлекательность будет сохраняться». Однако разговоры о выходе на российский рынок крупных мировых ритейлеров все же остаются разговорами. Попытка Carrefour оказалась неудачной, а проданные «ВТБ Капиталу» и американскому фонду TPG Capital 35,4% питерской сети гипермаркетов «Лента» пока неизвестно кому в итоге достанутся. «Перед многими иностранными игроками кризис поставил новые задачи: не развитие на новых рынках, а сохранение текущих позиций», – полагает Татьяна Шустова. «Прежде всего, действия иностранцев замедляет глобальное отсутствие ликвидности, – дополняет аналитик «ВТБ Капитала» Мария Колбина. – Но, с другой стороны, только сейчас российская розница выходит на какую-то интересную ступень. Прибыльных компаний почти не было еще пять лет назад». «Выход таких монстров, как Wal-Mart, происходит иначе: они покупают двух-трех больших игроков рынка, чтобы сразу занять доминирующую позицию, – отмечает генеральный директор ГК «Виктория» Олег Жунников. – Приобретать «Копейку» или «Ленту» они не будут: не их стратегия. Слишком мала доля бизнеса в структуре сетевого ритейла». Другими словами, они покупают сразу отрасль или ее часть. И пока уровень консолидации российского рынка для крупных западных сетей попросту недостаточен. «Вот будет у лидера отрасли 8–10% рынка, а у топ-5 компаний – 30%, тогда мы увидим активную консолидацию. Пока, по нашим оценкам, доля пятерки крупнейших операторов торговли в 2009 году едва превысит 10%», – отмечает Наталья Загвоздина. Не последнюю роль играют риски и потенциальные источники неэффективности розничного бизнеса в России, главным образом неразвитость инфраструктуры. «Wal-Mart много лет присматривается к российскому рынку, но до сих пор пугается дефицита хороших дорог, современных складов, транспортных компаний, имеющих правильное холодильное и иное оборудование, а строить и приобретать свое не каждый решится», – объясняет Иван Николаев. «Региональная экспансия в России таит множество сложностей, связанных с различным уровнем экономического развития регионов, а также с коррупцией местных чиновников. И отсутствие новой редакции закона «О торговле» создает дополнительные риски», – резюмирует Наталья Загвоздина.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?