Декоративное изображение
5 547

Поделиться

Отступление французов

Когда длительные переговоры Carrefour по покупке сети cупермаркетов «Седьмой континент» не увенчались успехом, французы сосредоточились на стратегии органической экспансии на арендованных площадях. В июле ритейлер открыл магазин в Москве, спустя два месяца – в Краснодаре. Теперь объекты готовятся к продаже, хотя липецкий гипермаркет компания по-прежнему планирует запустить. По официальной версии продажа российского подразделения связана с «отсутствием перспектив достижения лидерства в краткосрочной перспективе». «Помимо прочего компания неудачно выбрала места для магазинов – и в Москве, и в Краснодаре, – указывает аналитик «Атона» Иван Николаев. – Гипермаркет в черте города? Не самое удачное решение, тем более район Кутузовского проспекта слабо подходит для экономичного формата. А в Краснодаре работает «Магнит»: более конкурентный рынок еще поискать надо». Однако партнер Ernst&Young Татьяна Шустова называет уход из-за низких показателей гипермаркетов маловероятной причиной. Ведь в Москве магазин открылся только 18 июня. «Четырех месяцев явно недостаточно для принятия решения о закрытии нового гипермаркета на основании операционных результатов», – уверена Татьяна Шустова. С ней соглашается начальник аналитического отделения «Ренессанс Капитал» в России Наталья Загвоздина: «Каждый новый гипермаркет выходит на свой максимальный уровень продаж в течение 12–18 месяцев. Кроме того, с одним-двумя магазинами и низким знанием торговой марки Carrefour у населения операции в принципе не могли быть прибыльными». Смена стратегии. Катализатором такого решения Carrefour могла послужить неопределенность в регулировании ритейла: принятие закона «О торговле» может неприятно отразиться на сетевой рознице. «Скорее всего, компания пока просто не готова делать приобретения в России в условиях экономического спада и находящегося в стадии обсуждения нового закона «О торговле». И не готова инвестировать собственные средства в строительство гипермаркетов, как это делает Metro или отечественные лидеры рынка – Х5 Retail Group или «Магнит», – рассуждает Наталья Загвоздина. – В условиях финансового кризиса ввод в эксплуатацию новых торговых центров, где Carrefour мог бы стать якорным арендатором, существенно замедлится в следую­щие два-три года. Без вложения значительных собственных средств в приобретение существующих недостроенных объектов торговой недвижимости или строительство новых, расти быстрее или даже вровень с лидерами не удастся». Скорее нежелание Carrefour покупать активы связано с решением сосредоточить ресурсы на поддержании уже завоеванных рынков в кризисное время. В 2008–2009 годах в руководстве группы происходили изменения: в ноябре прошлого года был назначен CEO, а в марте 2009 года пришел новый финансовый директор, что не могло не привести к корректировке стратегии компании. Carrefour решила продать структуры на развивающихся рынках и сосредоточиться на основных – Франции и Испании. Рассматриваются разные варианты отступления с российского рынка. В частности, местным ритейлерам предлагается открывать магазины по франшизе, как на Ближнем Востоке, в Японии, Марокко. Отечественные перспективы. Не стоит рассматривать уход Carrefour как негативный сигнал для российского рынка. «Решение в основном обусловлено внутренними причинами», – полагает аналитик UBS Светлана Суханова. «Carrefour сворачивает бизнес, но здесь есть «Ашан» и Metro, которые растут и развиваются», – отмечает Иван Николаев. «Уход Carrefour является скорее единичным случаем и не связан с непривлекательностью российского розничного рынка. Ведь основные факторы: рост рынка, более высокая доходность по сравнению с западными сетями, невысокий уровень консолидации в 6–8% – остались, – уверяет Татьяна Шустова. – И пока процент консолидации будет оставаться ниже зарубежного (11–95% в Европе) его привлекательность будет сохраняться». Однако разговоры о выходе на российский рынок крупных мировых ритейлеров все же остаются разговорами. Попытка Carrefour оказалась неудачной, а проданные «ВТБ Капиталу» и американскому фонду TPG Capital 35,4% питерской сети гипермаркетов «Лента» пока неизвестно кому в итоге достанутся. «Перед многими иностранными игроками кризис поставил новые задачи: не развитие на новых рынках, а сохранение текущих позиций», – полагает Татьяна Шустова. «Прежде всего, действия иностранцев замедляет глобальное отсутствие ликвидности, – дополняет аналитик «ВТБ Капитала» Мария Колбина. – Но, с другой стороны, только сейчас российская розница выходит на какую-то интересную ступень. Прибыльных компаний почти не было еще пять лет назад». «Выход таких монстров, как Wal-Mart, происходит иначе: они покупают двух-трех больших игроков рынка, чтобы сразу занять доминирующую позицию, – отмечает генеральный директор ГК «Виктория» Олег Жунников. – Приобретать «Копейку» или «Ленту» они не будут: не их стратегия. Слишком мала доля бизнеса в структуре сетевого ритейла». Другими словами, они покупают сразу отрасль или ее часть. И пока уровень консолидации российского рынка для крупных западных сетей попросту недостаточен. «Вот будет у лидера отрасли 8–10% рынка, а у топ-5 компаний – 30%, тогда мы увидим активную консолидацию. Пока, по нашим оценкам, доля пятерки крупнейших операторов торговли в 2009 году едва превысит 10%», – отмечает Наталья Загвоздина. Не последнюю роль играют риски и потенциальные источники неэффективности розничного бизнеса в России, главным образом неразвитость инфраструктуры. «Wal-Mart много лет присматривается к российскому рынку, но до сих пор пугается дефицита хороших дорог, современных складов, транспортных компаний, имеющих правильное холодильное и иное оборудование, а строить и приобретать свое не каждый решится», – объясняет Иван Николаев. «Региональная экспансия в России таит множество сложностей, связанных с различным уровнем экономического развития регионов, а также с коррупцией местных чиновников. И отсутствие новой редакции закона «О торговле» создает дополнительные риски», – резюмирует Наталья Загвоздина.

Финанс

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами