Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Отказ россиян от скоромного не приносит убытков ритейлерам
В этом году Великий пост в той или иной степени соблюдает 21% россиян, таковы данные опроса ВЦИОМ. Около 13% респондентов признались, что намерены ограничивать себя частично. При этом возросла доля тех, кто не постится (с 62% в 2010 году до 75% в текущем году).
У исследовательского центра рекрутингового портала Superjob другая статистика: в начале поста только 11% респондентов сказали, что собираются держать пост (среди женщин этот показатель составляет 14%, а среди мужчин — 7%). 41% опрошенных не намеревались соблюдать пост из-за того, что они не религиозны, а 6% из-за того, что не являются христианами. Вместе с тем на вопрос о соблюдении поста 42% респондентов ответили: «Как получится».
«В первые две недели поста наблюдается незначительное снижение спроса на товары, которые нежелательно употреблять во время Великого поста, в пределах 5-10%, — говорит менеджер по PR компании «Лента» Яна Могилева. — Затем спрос восстанавливается. Это происходит ежегодно, следовательно, прогнозируемо».
![](http://87.242.91.24/transparent.gif)
Аналогичные данные предоставляет X5 Retail Group: продажи мясной продукции, молочных изделий и хлеба с начала Великого поста сократились примерно на 10%. Кроме того, представитель компании Варвара Стоянова отмечает рост спроса на постные продукты: «Продажи готовых салатов с 7 марта выросли на 33%, неделей позже рост составил уже 40%. Если говорить об овощной консервации, рост продаж составил 10% в дискаунтерах «Пятерочка», 45% — в гипермаркетах «Карусель» и 20% — в супермаркетах «Перекресток». Продажи орехов по отношению к концу февраля выросли больше всего в дискаунтерах, на 10-11%, в супермаркетах рост составил 2-4%, в гипермаркетах — 8%».
При этом данные разнятся от региона к региону: изменения незаметны, например, в Поволжье, где 60% населения — мусульмане.
Представители магазина «Ашан» отмечают значительный рост спроса на постные продукты и незначительное уменьшение интереса к мясу и молоку: «Скорее всего, это обусловлено тем, что «Ашан» — магазин семейный. Пост соблюдают зачастую не все члены семьи. Таким образом, клиент совершает те же покупки, что и в обычные дни, но приобретает немного меньше, зато вдобавок к этому приобретает разрешенные в пост продукты», — предполагает директор Центрального офиса закупок «Ашан Россия» Эмин Рустамов.
На убытки ритейлеры не жалуются. «Даже если у клиента постится вся семья, то спрос переориентируется на другую группу продуктов: гораздо больше, чем в скоромные дни, покупается сухофруктов, орехов, грибов, фруктов, овощей (как свежих, так и замороженных), разрешенных во время поста морепродуктов. Таким образом, говорить об убытках ритейлеров — преувеличение», — сказал Эмин Рустамов BFM.ru.
Постный ажиотаж
Пытаясь сохранить потребительскую активность, магазины проводят приуроченные к посту и Пасхе акции, предлагают покупателям специальные товары. «Магазины Ашан» во время поста расширяют ассортимент постных продуктов и обозначают их соответствующей маркировкой: например, в ассортименте «Ашан Сокольники» появились постные блины, постная выпечка и даже торты», — говорит Рустамов.
Представитель «Ленты» рассказывает, что с 11 по 17 марта во всех магазинах сети проходила акция «Великий пост», цены были снижены на часть товаров, которые можно употреблять во время поста. А с 15 по 27 марта проходила акция «Витаминизация», во время которой были специальные цены на овощи и фрукты. «Также в преддверии Пасхи мы проводим дополнительные акции, понимая, что товары к празднику востребованы у наших клиентов», — рассказывает представитель сети.
Желание ритейлеров привлечь внимание покупателей к «правильной» постной еде иногда доходит до смешного. Так, в сети одной из компаний маркировку «постный продукт» ставят даже на укроп и петрушку.
Что касается производителей «запрещенной» еды, они не отмечают особого спада производства с началом поста: «Потребление мяса колеблется, но это колебание в пределах трех-семи процентов, — рассказал BFM.ru президент Мясного союза России Мушег Мамиконян, — не все люди переходят на постное меню, поэтому это не очень чувствительное изменение для компании, и оно стабильно последние семь-десять лет. Предприятия их планируют».
Спрос на молоко сдерживают цены
Молока в этом году россияне действительно покупают меньше. Но религиозные чувства тут ни при чем. «Мы отмечаем снижение потребительского спроса, но пост в данном случае определяющим фактором не является. Налицо общая тенденция снижения потребительского спроса, наметившаяся в связи с повышением цен на сырое молоко и, как следствие, — удорожание готовой продукции», — сообщила пресс-секретарь компании «Юнимилк» Евгения Лампадова.
По ее словам, спрос начал падать еще в сентябре 2010 года. «Для примера приведу ситуацию во время поста в прошлом году: мы отмечали рекордный рост продаж по сравнению с аналогичным периодом 2009 года — на 15%», — отмечает Евгения Лампадова.
Пиво в ходу
Не изменяется спрос и на алкоголь. «Мы не видим изменений в продажах, которые можно было бы трактовать как зависимость от Великого поста», — рассказали корреспонденту BFM.ru в компании «Балтика». «На наш взгляд, Великий пост никак не сказался ни на продажах пива, ни на объемах производства. Мы отмечаем только традиционное сезонное увеличение потребления пива в сегменте клубов, баров и ресторанов», — говорит PR-менеджер «Василеостровской пивоварни».
В компании «Дека» на примере прошлогодних данных отмечают значительный рост производства: в марте 2010 года по сравнению с февралем он составил 53%, хотя в апреле произошло снижение к марту на 4%.
Еде — нет, сексу — да
При этом интерес наших соотечественников к постной еде существует: так, по данным поисковой системы «Яндекс», запросов «постные блюда» и «постные продукты» в марте ежедневно задавали в среднем в 8 раз больше, чем в феврале. «Интерес к постным блюдам стал заметно расти с начала марта, а больше всего информацию про них спрашивали 9 числа (в 20 раз чаще, чем в средний день февраля)», — рассказали BFM.ru в компании.
Интерес к Великому посту не мешает его нарушать. Как показывает опрос ВЦИОМ, отказ от «запрещенных» продуктов — это первое, о чем вспоминают россияне при мысли о посте. По мнению 74% опрошенных граждан, пост предполагает, прежде всего, отказ от животной пищи. О необходимости отказаться от жирной пищи и алкоголя вспомнили по 57% респондентов, а от нецензурной лексики и дурных мыслей — по 45%.
Меньше людей полагают, что отказываться нужно и от других удовольствий: веселья и развлечений (34%), курения (31%) и секса (26%).
С определением смысла поста проблемы возникли у 49% россиян (в том числе у 44% православных), свидетельствуют опросы. На необходимость соблюдения религиозных обрядов указывают еще меньше опрошенных. О ежедневной молитве вспомнили 30% респондентов, а о причастии — 25%. «25% опрошенных также полагают, что соблюдение поста сводится к окрашиванию яиц на Пасху, 21% — к подаче милостыни», — констатируют социологи.
www.bfm.ru
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?