Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Отказ россиян от скоромного не приносит убытков ритейлерам
В этом году Великий пост в той или иной степени соблюдает 21% россиян, таковы данные опроса ВЦИОМ. Около 13% респондентов признались, что намерены ограничивать себя частично. При этом возросла доля тех, кто не постится (с 62% в 2010 году до 75% в текущем году).
У исследовательского центра рекрутингового портала Superjob другая статистика: в начале поста только 11% респондентов сказали, что собираются держать пост (среди женщин этот показатель составляет 14%, а среди мужчин — 7%). 41% опрошенных не намеревались соблюдать пост из-за того, что они не религиозны, а 6% из-за того, что не являются христианами. Вместе с тем на вопрос о соблюдении поста 42% респондентов ответили: «Как получится».
«В первые две недели поста наблюдается незначительное снижение спроса на товары, которые нежелательно употреблять во время Великого поста, в пределах 5-10%, — говорит менеджер по PR компании «Лента» Яна Могилева. — Затем спрос восстанавливается. Это происходит ежегодно, следовательно, прогнозируемо».
Аналогичные данные предоставляет X5 Retail Group: продажи мясной продукции, молочных изделий и хлеба с начала Великого поста сократились примерно на 10%. Кроме того, представитель компании Варвара Стоянова отмечает рост спроса на постные продукты: «Продажи готовых салатов с 7 марта выросли на 33%, неделей позже рост составил уже 40%. Если говорить об овощной консервации, рост продаж составил 10% в дискаунтерах «Пятерочка», 45% — в гипермаркетах «Карусель» и 20% — в супермаркетах «Перекресток». Продажи орехов по отношению к концу февраля выросли больше всего в дискаунтерах, на 10-11%, в супермаркетах рост составил 2-4%, в гипермаркетах — 8%».
При этом данные разнятся от региона к региону: изменения незаметны, например, в Поволжье, где 60% населения — мусульмане.
Представители магазина «Ашан» отмечают значительный рост спроса на постные продукты и незначительное уменьшение интереса к мясу и молоку: «Скорее всего, это обусловлено тем, что «Ашан» — магазин семейный. Пост соблюдают зачастую не все члены семьи. Таким образом, клиент совершает те же покупки, что и в обычные дни, но приобретает немного меньше, зато вдобавок к этому приобретает разрешенные в пост продукты», — предполагает директор Центрального офиса закупок «Ашан Россия» Эмин Рустамов.
На убытки ритейлеры не жалуются. «Даже если у клиента постится вся семья, то спрос переориентируется на другую группу продуктов: гораздо больше, чем в скоромные дни, покупается сухофруктов, орехов, грибов, фруктов, овощей (как свежих, так и замороженных), разрешенных во время поста морепродуктов. Таким образом, говорить об убытках ритейлеров — преувеличение», — сказал Эмин Рустамов BFM.ru.
Постный ажиотаж
Пытаясь сохранить потребительскую активность, магазины проводят приуроченные к посту и Пасхе акции, предлагают покупателям специальные товары. «Магазины Ашан» во время поста расширяют ассортимент постных продуктов и обозначают их соответствующей маркировкой: например, в ассортименте «Ашан Сокольники» появились постные блины, постная выпечка и даже торты», — говорит Рустамов.
Представитель «Ленты» рассказывает, что с 11 по 17 марта во всех магазинах сети проходила акция «Великий пост», цены были снижены на часть товаров, которые можно употреблять во время поста. А с 15 по 27 марта проходила акция «Витаминизация», во время которой были специальные цены на овощи и фрукты. «Также в преддверии Пасхи мы проводим дополнительные акции, понимая, что товары к празднику востребованы у наших клиентов», — рассказывает представитель сети.
Желание ритейлеров привлечь внимание покупателей к «правильной» постной еде иногда доходит до смешного. Так, в сети одной из компаний маркировку «постный продукт» ставят даже на укроп и петрушку.
Что касается производителей «запрещенной» еды, они не отмечают особого спада производства с началом поста: «Потребление мяса колеблется, но это колебание в пределах трех-семи процентов, — рассказал BFM.ru президент Мясного союза России Мушег Мамиконян, — не все люди переходят на постное меню, поэтому это не очень чувствительное изменение для компании, и оно стабильно последние семь-десять лет. Предприятия их планируют».
Спрос на молоко сдерживают цены
Молока в этом году россияне действительно покупают меньше. Но религиозные чувства тут ни при чем. «Мы отмечаем снижение потребительского спроса, но пост в данном случае определяющим фактором не является. Налицо общая тенденция снижения потребительского спроса, наметившаяся в связи с повышением цен на сырое молоко и, как следствие, — удорожание готовой продукции», — сообщила пресс-секретарь компании «Юнимилк» Евгения Лампадова.
По ее словам, спрос начал падать еще в сентябре 2010 года. «Для примера приведу ситуацию во время поста в прошлом году: мы отмечали рекордный рост продаж по сравнению с аналогичным периодом 2009 года — на 15%», — отмечает Евгения Лампадова.
Пиво в ходу
Не изменяется спрос и на алкоголь. «Мы не видим изменений в продажах, которые можно было бы трактовать как зависимость от Великого поста», — рассказали корреспонденту BFM.ru в компании «Балтика». «На наш взгляд, Великий пост никак не сказался ни на продажах пива, ни на объемах производства. Мы отмечаем только традиционное сезонное увеличение потребления пива в сегменте клубов, баров и ресторанов», — говорит PR-менеджер «Василеостровской пивоварни».
В компании «Дека» на примере прошлогодних данных отмечают значительный рост производства: в марте 2010 года по сравнению с февралем он составил 53%, хотя в апреле произошло снижение к марту на 4%.
Еде — нет, сексу — да
При этом интерес наших соотечественников к постной еде существует: так, по данным поисковой системы «Яндекс», запросов «постные блюда» и «постные продукты» в марте ежедневно задавали в среднем в 8 раз больше, чем в феврале. «Интерес к постным блюдам стал заметно расти с начала марта, а больше всего информацию про них спрашивали 9 числа (в 20 раз чаще, чем в средний день февраля)», — рассказали BFM.ru в компании.
Интерес к Великому посту не мешает его нарушать. Как показывает опрос ВЦИОМ, отказ от «запрещенных» продуктов — это первое, о чем вспоминают россияне при мысли о посте. По мнению 74% опрошенных граждан, пост предполагает, прежде всего, отказ от животной пищи. О необходимости отказаться от жирной пищи и алкоголя вспомнили по 57% респондентов, а от нецензурной лексики и дурных мыслей — по 45%.
Меньше людей полагают, что отказываться нужно и от других удовольствий: веселья и развлечений (34%), курения (31%) и секса (26%).
С определением смысла поста проблемы возникли у 49% россиян (в том числе у 44% православных), свидетельствуют опросы. На необходимость соблюдения религиозных обрядов указывают еще меньше опрошенных. О ежедневной молитве вспомнили 30% респондентов, а о причастии — 25%. «25% опрошенных также полагают, что соблюдение поста сводится к окрашиванию яиц на Пасху, 21% — к подаче милостыни», — констатируют социологи.
www.bfm.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?