Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Остается только посочувствовать»
Напомним, что в прошлом году власти запретили курение в школах, вузах, на спортивных и культурных объектах, в больницах, поликлиниках, в транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы и в аэропорты, в помещениях социальных служб, в зданиях органов государственной власти, на рабочих местах, в лифтах и подъездах многоквартирных жилых домов, на детских площадках и пляжах.
Теперь освобождения от табачного дыма, а вместе с ним и от курящих посетителей ждут точки общественного питания. Наверное, не стоит напоминать, что многие из них получают львиную долю дохода от кальянных комнат и продажи табака. С этого года они будут запрещены. Впрочем, это не коснется специализированных кальян-баров. Их владельцы надеются, что после вступления в силу данного закона они будут процветать.
«С 1 июня правительство будет выпускать лицензии на разрешение открытия кальянных. Их можно будет купить за 40-50 тыс. руб. Однако в ресторанах, кафе и ночных клубах кальяны будут запрещены, так как там могут находиться люди, которые не курят. Зато специализированные кальянные, куда люди приходят именно за тем, чтобы покурить, я надеюсь, с вступлением в силу этого закона будут только процветать», – рассказал генеральный директор кальян-бара «Джинн» Евгений Климов.
Однако официального подтверждения данной информации нет. Сотрудники Роспотребнадзора по Свердловской области заявили, что ни о каких сертификатах и лицензиях на работу кальянных не слышали. Также в ведомстве пояснили, что в соответствии со ст. 12 данного закона, с 1 июня кальянные должны быть закрыты. Впрочем, некая надежда у кальянных все же есть. Специалисты ведомства отметили, что их владельцы могут обратиться в департамент градостроительства и архитектуры города и согласовать вопрос строения кальянной. Она должна размещаться в таком помещении, чтобы выделения от курения табака не могли попасть в окружающую среду.
Вместе с тем эксперты полагают, что антитабачный закон нанесет сильный удар по ресторанному бизнесу. Президент российского сигарного союза Андрей Лоскутов отметил, что курящие люди будут избегать тех ресторанов, где курить будет запрещено, а это значит, что данные заведения лишатся как минимум половины посетителей.
«Российский сигарный союз – объединение потребителей. Однако наши требования к внесению изменений в антитабачный закон завязаны на бизнесе. Учитывая, что к курильщикам в России относится примерно половина всего взрослого населения или около 45 млн человек, мы можем предполагать, что ресторанная сфера с 1 июня этого года понесет реальные потери, причем довольно большие. Стоит отметить, что их испытают на себе еще и авиакомпании. Большинство курящих при наличии выбора уже предпочитает летать с пересадкой, например, в Дортмунде, потому что там хорошо оборудованы комнаты для курения», – пояснил Андрей Лоскутов.
Возникает закономерный вопрос, куда же направится поток курящих потребителей. Эксперты считают, что в этой ситуации выиграют непорядочные бизнесмены, которые не будут считаться с новым законом, а добросовестные будут вынуждены терпеть убытки ради того, чтобы сохранить репутацию.
«Посещаемость ресторанов и кафе и так в последнее время сокращается – это общая тенденция для всего Екатеринбурга. Естественно, что после заперта на курение посетителей станет еще меньше. Курильщики начнут искать летние рестораны и кафе, где руководство проще относится к исполнению законов. Можно предположить, что они возьмут на себя основной поток курящих посетителей. Зато тем владельцам ресторанного бизнеса, кому важно сохранить свое лицо, остается только посочувствовать. Надо подумать, как помочь бизнесу, хотя закон уже вышел, и спорить с законодателем сложно», – заявил президент некоммерческого партнерства «Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области» Анатолий Филиппенков.
Сами курильщики настроены бороться за свои права и добиться внесения в антитабачный закон некоторых поправок касательно открытия ресторанов для курящих.
«Защищая права курильщиков, мы защищаем и других граждан, потому что мы говорим о разумной экономике, которая будет считаться с интересами всего населения РФ, исходя из существующих реалий. Мы не хотим добиться того, чтобы курить и покупать сигареты можно было на каждом углу, но мы выступаем за то, чтобы ничьи права, в том числе бизнеса, не были ущемлены из-за вступления в силу этого закона», – заявил Андрей Лоскутов.
К серьезному сокращению продаж готовятся поставщики табачной продукции, ведь они лишатся крупных покупателей. Так, представитель магазина «Уральский сигарный клуб» Дмитрий Мамедов рассказал, что сотрудничество с оптовыми заказчиками табака, такими как кафе, рестораны и бары, вероятнее всего, с 1 июня 2014 года резко сократится. По его словам, руководство компании пока не обсуждало с клиентами перспективы работы в условиях запрета на курение, но и так понятно, что бизнесу придется плохо: прибыли упадут.
Есть вероятность того, что поставщики табачных изделий полностью посвятят себя розничным товарам, чтобы не почувствовать удара от табачного закона. Так, ряд компаний-дистрибьюторов заявил о том, что они не переживают по поводу вступления в силу запрета на курение в кафе, барах и ресторанах, так как рассчитывают на продажу табака в розницу. В частности, такой позиции придерживается компания «ШарДжа».
Стоит отметить, что дистрибьюторы табака настроены более оптимистично, чем рестораторы. Справедливо заявляя, что антитабачный закон не уменьшит количество курящих людей, они полагают, что их бизнес останется на плаву. Что касается ресторанного бизнеса, то его, по всей видимости, ожидают серьезные изменения. Некоторые кафе, например, выразили желание переквалифицироваться из молодежных в семейные, другие же заявили о том, что приучат своих посетителей курить на улице. Насколько им это удастся и смогут ли эти заведения остаться на рынке, покажет время.
Татьяна Юстус, УрБК, Екатеринбург
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?