Декоративное изображение
13 529

Поделиться

Особенности национального франчайзинга. Часть 2. Франчайзинг в общественном питании

© Александр Пыпин, Retail.Ru

По материалам конференции «Франчайзинг: мировой опыт и его применение в торговле и сфере услуг» 26 сентября 2001.

Вторая часть нашего отчета по материалам конференции «Франчайзинг: мировой опыт и его применение в торговле и сфере услуг» посвящена франчайзингу в сетях быстрого питания на примерах компаний Росинтер и Baskin&Robbins. Данная часть является логическим продолжением первой части, в которой мы рассказали о теории франчайзинга, его правовых основах и практики применения в розничной торговле.

Наша справка: В США франчайзинг в сфере быстрого питания и ресторанов суммарно занимает 26% от рынка франчайзинга. Крупнейшая франчайзинговая сеть быстрого питания — MсDonalds, насчитывает около 10000 франшизных точек. В России по схеме франчайзинга работают сети точек питания и ресторанов Крошка-Картошка, Ростикс, Baskin&Robbins, Русское Бистро.

О том, как организует работу по франчайзингу компания РосИнтер расказал руководитель отдела франчайзинга компании РосИнтер Иванов В.В. В сеть компании РосИнтер входят кафе, точки быстрого питания, рестораны  — Планета Суши, Санта Фе, Патио Пицца, Ростик’с — всего более 60 точек по России и другим странам. Самая известная из марок компании РосИнтер, конечно же, Ростик’с — cемейный ресторан в котором нет алкогольных напитков — только пиво.

Франчайзинг компания РосИнтер развивает в первую очередь для сети ресторанов Ростик’с, поскольку именно такие рестораны наиболее просто тиражируемы и с минимальными потерями выходят из кризисных ситуаций. Первый ресторан по системе франчайзинга был открыт в 1998 году. Сейчас в сети Ростик’с по франчайзингу работает 16 ресторанов. Число ресторанов у каждого из партнеров компании РосИнтер разнится от 5 до 1. До конца 2001 года будут заключены договора с 4 новыми партнерами.

Существует два типа ресторанов Ростик’с, которые можно открыть по франчайзингу. Первый тип — рестораны, которые размещаются в ресторанных двориках торговых центров. Компаней РосИнтер заключено корпоративное соглашение с сетью торговых центров «Рамстор» о размещении ресторанов в ресторанных двориках этих торговых центров. Подобные соглашения есть и с другими торговыми центрами. Для открытия ресторана в торговом центре, по оценкам РосИнтер, необходимы инвестиции в размере $175000-$200000.

Второй тип ресторанов Ростик’с — отдельностоящие рестораны, рестораны со своим залом. Типичная площадь такого ресторана 200-250 кв.м, а размер инвестиций на оборудование и подготовку к открытию — $250-300 тыс.

С партнером компании РосИнтер заключается три договора — договор коммерческой концессии и два лицензионных договора. Первый лицензионный договор  — договор на право использования имени Ростик’с. «Недавно мы получили патент на способ приготовления курицы — мы долго добивались этого. Теперь в пакет договоров входит и лицензионный договор на способ приготовления курицы» — рассказал г-н Иванов. Договора заключаются сроком на пять лет. Лицензионные договора регистрируются в патентном ведомстве.

Г-н Иванов рассказал о средних экономических показателях ресторана сети Ростик’c, работающего по системе франчайзинга. После заключения договора партнер уплачивает первоначальный взнос в размере $25000. За эти деньги партнер получает право использовать торговые марки, технологии ведения бизнеса, ноу-хау. Лицензионное вознаграждение (периодические выплаты), которое платит партнер, составляет 7% от выручки. Чистая прибыль после уплаты всех выплат и налогов составляет 17%-23% от выручки после всех выплат и налогов. Наценка в ресторанах Ростикc составляет около 100%. Срок окупаемости ресторана около 3 лет. Средний ресторанный чек по Москве $3,5-$4. Оборот ресторана Ростик’c зависит от расположения. Так оборот ресторана расположенного в ресторанном дворике московского торгового центра составляет $30-$40 тыс. в месяц, отдельностоящего ресторана в Москве — $80-$100 тыс. в месяц, а отдельностоящего ресторана в регионе — $45-$65 тыс. в месяц.

После заключения необходимых договоров проводится обучение и подготовка сотрудников партнера. Партнер получает руководство по строительству. Ему оказывается помощь в составлении технического задания на проект ресторана. Проектирование и строительство зачастую идет одновременно. «Это идет в разрез с законодательством и подзаконными актами, но мы идем на это» — сказал г-н Иванов. Для минимизации затрат на оборудование ресторана партнеру предоставляется список поставщиков оборудования, у которых можно получить корпоративные скидки.

Кроме поддержки в выборе места ресторана, его строительстве, оборудовании, партнер получает описание стандартов приготовления блюд и обслуживания покупателей, которые необходимо соблюдать.

«Мы работаем с опытными партнерами. Как показывает практика быстрое питание — очень сложный бизнес. Даже в Москве, если месяц не следить за партнером, то начинает падать качество. Мы предоставляем также и консультации по минимизации налогообложения. Но наши партнеры порой умеют минимизировать налоги лучше нас. Их схемы работы также оказываются полезными для нас.»  — отметил г-н Иванов

Рестораны Ростик’с подключены к единой информационной системе. Все показатели бизнеса видны в этой системе в режиме одного дня, что позволяет отслеживать работу партнеров.

РосИнтер проводит единую ценовую политику в ресторанах Ростик’c, будь они свои или партнерские. Цены устанавливаются после проведения маркетингового исследования. Для всех ресторанов партнеров в Москве цены единые. Можно поднимать (но только поднимать) цены на отдельные блюда по предварительному согласованию.

Для оптимизации снабжения партнеров и сокращения их затрат им предоставляется список назначенных поставщиков, у которых можно получить корпоративные скидки. Партнер заключает договора с поставщиками самостоятельно. Доставка продуктов происходит также напрямую прямо в ресторан. Часть продуктов и полуфабрикатов поступает централизованно во все рестораны с фабрики-кухни компании РосИнтер.

Есть у РосИнтера и другая схема сотрудничества с партнерами. «Партнер предоставляет инвестиции — мы все организуем, строим, управляем, добиваемся заданных показателей. 2-2,5 года поработали — переводим на франчайзинг. По такой схемы мы работаем, например, в Омске.» — отметил г-н Иванов.

Не только компания «РосИнтер» поделилась опытом организации франчайзинговой сети точек питания на конференции «Франчайзинг: мировой опыт и его применение в торговле и сфере услуг». Колоскова В.М., управляющая отделом франчайзинга Baskin&Robbins рассказала об опыте организации сети кафе-мороженных под маркой Baskin&Robbins.

Первое в мире кафе Baskin&Robbins было открыто в 1945 году. За 12 лет работы в СНГ открыто более 1000 кафе. Заключено 110 договоров франчайзинга в СНГ. В России открыта фабрика, производящая около 30 млн. литров мороженого в год. Примерные инвестиции в открытие кафе Baskin&Robbins составляют $20-$60 тыс. в зависимости от площади помещения, необходимых работ по реконструкции, строительству, оборудованию Вступительный взнос партнера составляет $11 тыс.

Кафе Baskin&Robbins уже работают в десятках городов России. Договора на франчайзинг могут быть и эксклюзивными. В этом случае в городе открывается единственное кафе и, другого появиться не может. Цена эксклюзивного договора зависит от населения города. Например, при населении города 500 тыс. она составит $20000.

Франчайзи Baskin&Robbins получают традиционный набор услуг — корпоративные скидки на закупки оборудования и товаров, возможность обучения, право использования торговой марки и фирменного стиля. Основной товар — мороженое поставляется исключительно Baskin&Robbins.

На этом мы завершаем публикации по материалам конференции «Франчайзинг: мировой опыт и его применение в торговле и сфере услуг». Как увидели наши читатели, франчайзинг в сфере торговли и услуг в России уже есть, и хотя не имеет такие масштабы как в западных странах, однако стал уже заметным явлением.

Ссылки Сервер Baskin&Robbins Сервер РосИнтер

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами