Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ощущают ли россияне рост цен в продуктовых магазинах в 2018 году
Сетевые супермаркеты популярнее гипермаркетов
Компания ResearchMe опросила 1234 мужчин и женщин из всех округов России в возрасте от 18 лет об их предпочтениях и ощущениях от покупок в продуктовых магазинах. Согласно результатам опроса, самыми популярными типами продуктовых магазинов в России остаются сетевые супермаркеты и минимаркеты («Пятерочка», «Магнит», «Дикси») – в них заходит 94% наших соотечественников. При этом 55% опрошенных делают покупки в сетевых супермаркетах эконом класса 2 раза в неделю и чаще. Покупателей привлекают регулярные скидки на отдельные категории товаров – подобные акции важны для 25% россиян.
Чуть менее трети наших соотечественников (30%) не реже 2 раз в неделю посещают несетевые минимаркеты самообслуживания, а 26% несколько раз в неделю совершают покупки в «традиционных» универсамах и гастрономах с торговлей через прилавок. Приверженность небольшим супермаркетам и гастрономам «у дома» объясняется нежеланием россиян тратить время на поиск необходимых продуктов питания – 38% участников опроса ResearchMe заметили, что поход по магазинам не доставляет им удовольствия, а является «вынужденной необходимостью».
Гипермаркеты («Ашан», «Метро», «Глобус») проигрывают в популярности своим малым сетевым конкурентам – каждый пятый опрошенный посещает крупные продовольственные площадки реже одного раза в месяц, а четверть участников исследования вообще не делает покупок в магазинах такого формата. Интересно, что особенно непопулярны сетевые гипермаркеты среди жителей городов с населением менее 500 тыс. человек. Редко заходят покупатели и в супермаркеты и минимаркеты «массового» сегмента (Billa, «Магнолия», «7я») – 48% опрошенных заявили, что никогда не совершают покупок в подобных магазинах.
Престиж магазина имеет решающее значение лишь для 4% опрошенных
60% россиян время от времени покупают продукты в супермаркетах и минимаркетах премиум-класса («Азбука Вкуса», «Глобус Гурмэ», «Перекресток»), но позволить себе посещать такие магазины несколько раз в неделю может лишь 15% опрошенных. Самый высокий процент посетителей магазинов премиум-класса отмечается в Москве, в то время как в малых городах в регионах процент частых посетителей «премиальных» продуктовых значительно ниже (24% против 12%).
Лишь 4% участников опроса отметили, что предпочитают делать покупки исключительно в дорогих, «престижных» продовольственных магазинах – такой позиции придерживается каждый десятый опрошенный среди людей с ежемесячным доходом более 40000 рублей на одного члена семьи.
Россияне чаще ходят на рынки, чем заказывают продукты в интернет-магазинах
Более 60% россиян по-прежнему приобретает продукты на рынках и ярмарках выходного дня – правда, посещает торговые площадки под открытым небом большинство опрошенных реже одного раза в месяц. 54% участников исследования с разной периодичностью делают покупки и в уличных продуктовых киосках.
Возможность заказывать продукты питания или даже специально подобранные ингредиенты для конкретных блюд с доставкой на дом используют преимущественно жители столицы. «Конструкторы еды» («Партия еды», «ДомаВкуснее», «КорзинаНаДом») обеспечивают рецептами и ингредиентами для новых блюд чаще москвичей, чем жителей городов-миллионников (27% против 18%). В интернет-гипермаркетах продуктов питания заказы делает 41% москвичей и менее трети (29%) жителей малых городов России.
Практически половина покупателей ощущает, что может позволить себе меньше продуктов питания, чем в прошлом году
44% опрошенных отметили, что ощущают себя «более бедными по сравнению с прошлым годом», когда совершают покупки в привычных продовольственных магазинах: даже если предположить, что доходы участников исследования не изменились, необходимые товары подорожали настолько, что в нынешнем году россияне вынуждены покупать меньше. Особенно остро ухудшение ощущают люди с низким (менее 15000 рублей) доходом на каждого члена семьи – 52% опрошенных, причисляющих к себя к этой категории, заявляют об ощутимом падении своей покупательской способности. О невозможности приобретать товары того же качества и в том же количестве, что и в минувшем году, часто говорят и представители старших поколений – среди опрошенных старше 45 лет более половины заявили, что во время походов за продуктами чувствуют себя «беднее», чем в 2017 году.
В то же время 42% наших соотечественников утверждает, что их покупательская способность в 2018 году совершенно не изменилась. Более состоятельными при совершении покупок в 2018 году ощутили себя лишь 14% россиян.
Несмотря на ощутимый рост цен, более половины россиян по-прежнему сохраняют привычку баловать себя чем-то вкусным для поднятия настроения – с такой целью отправляется в магазин 53% опрошенных.
Россияне экономят на продуктах питания, следят за акциями и считают подарочный сертификат продуктового магазина уместным презентом
Каждый пятый житель России вынужден экономить на продуктах питания, чтобы позволить себе интересный досуг. 21% опрошенных заявили, что покупают продукты в меньших количествах или отдают предпочтение дешевым маркам, чтобы тратить больше денег на развлечения. Чаще всего «экономить на еде» решают молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. 7% россиян покупают продукты питания намного реже, чем хотели бы: они утверждают, что заходят в продуктовые магазины как в «музеи» – любуются витринами, но нечасто могут позволить себе приобрести понравившиеся товары.
Рост цен в продуктовых магазинах превращает отдельные виды товаров (алкоголь, мясную продукцию, фрукты, сыры) в «роскошь», доступную далеко не каждому покупателю. Подарочные сертификаты продовольственных магазинов в создавшейся ситуации кажутся россиянам уместным презентом: 17% опрошенных уже получали в подарок или дарили сертификат продуктовой сети, 56% могли бы сделать такой подарок родителям, 31% - друзьям, 21% - супругу. Не готовы подарить близким сертификат продуктового магазина 29% опрошенных. Среди жителей разных городов москвичи считают такой презент не подходящим ни для одного праздника.
Скидки на отдельные виды товаров помогают россиянам существенно экономить при совершении покупок. Так, 53% покупателей всегда ориентируются на цену конкретного продукта и наличие акций на него – они готовы пойти в другой магазин, если смогут приобрести там необходимый товар дешевле. 54% россиян внимательно следят за промо-акциями продуктовых сетей. Каждый четвертый посещает те магазины, где регулярно появляются скидки на различные категории продуктов и проходят бесплатные дегустации. 83% опрошенных пользуются дисконтными картами и картами лояльности любимых магазинов.
Какие продукты, по мнению отечественных покупателей, подорожали в 2018 году сильнее всего
1. Сигареты. Безоговорочный «лидер» в гонке цен: 74% покупателей отметили, что ощутили подорожание табачной продукции по сравнению с прошлым годом.
2. Свежие овощи и фрукты. Стали дороже для 71% процента россиян.
3. Сыры. Подорожали в 2018 году, по мнению 70% россиян.
4. Рыба и морепродукты. 69% покупателей отмечают, что вынуждены платить больше за прежнее количество морепродуктов.
5. Свежее мясо. Ощутимо подорожало, по мнению 69% россиян.
6. Колбасы. Каждый третий покупатель отмечает, что приобретает колбасу по той же цене, что и в 2017 году, однако 67% россиян не согласны с таким утверждением – они за колбасные изделия сегодня платят больше.
7. Алкогольные напитки. О росте цен на алкогольную продукцию говорят 63% отечественных покупателей.
8. Молоко и кисломолочные продукты. Подорожали, по мнению 62% опрошенных.
9. Соки. Более половины (55%) покупателей отмечают, что фруктовые соки и морсы в нынешнем году стоят дороже, чем в прошлом.
Несмотря на общий рост цен за последние 12 месяцев, ряд продуктов, по мнению опрошенных, сохранил свою «прошлогоднюю» стоимость. Так, россияне не ощущают существенного подорожания круп (о том, что цена на них не изменилась, заявили 50% опрошенных), жевательной резинки (54% опрошенных), хлеба (48% опрошенных) и детского питания (48% опрошенных).
Об исследовании:
Онлайн-опрос проводился на базе социальных сетей ВКонтакте и Одноклассники в период 13-28 марта 2018 года. Опрашивались мужчины и женщины 18 лет и старше из всех Федеральных округов России, города с населением свыше 50 тыс. человек. Отдельно анализировались Москва, города-миллионники, города свыше 500-тыс. и т.п.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?