Авторы обзора
Руководитель проекта Денис Передерин, аналитика по ЮАР – Вахрушева Вероника, студентка ОП «Востоковедение»
Реклама на retail.ru
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Представленный в статье аналитический обзор предназначен для тех, кто интересуется одним из самых перспективных рынков Африки – онлайн-торговли в ЮАР. Обзор освещает ряд актуальных вопросов, в частности: как в данный момент развивается электронная торговля в ЮАР, каковы на сегодняшний день особенности африканских маркетплейсов и т.д. Также в обзоре рассмотрен кейс цифровой трансформации в ЮАР – с использованием системы искусственного интеллекта от Amazon.
Исследование было проведено на материале ведущих консалтинговых компаний и провайдеров в рамках прикладного проекта факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ и компании Splat, где студенты-востоковеды разных образовательных программ НИУ ВШЭ изучали тренды рынков Азии и Африки.
Розничный рынок ЮАР, как и экономика страны в целом, испытывает ряд вызовов, связанных со стабильностью зарплат, уровнем сбережений и потребительским доверием. Однако, несмотря на это, а возможно, и благодаря некоторым из этих факторов, происходит значительный рост доли электронной коммерции, что делает рынок ЮАР более открытым для новых игроков. С развитием африканских рынков, с увеличением застройки и массовой электрификации домохозяйств проявляются многие из мировых потребительских трендов – например, сокращение срока жизни домашних устройств, а также другие потребительские привычки, включая онлайн-шопинг.
В настоящее время, несмотря на трудности экономики и в розничном секторе, объем розничной онлайн-торговли в Южной Африке стремительно растет. По прогнозу Go Globe, выручка сектора e-commerce ЮАР в 2023 году составит 6,32 млрд долларов США и продолжит расти в среднем на 11,9% ежегодно до 9,91 млрд долларов США к 2027 году (см. рис. 1).
Как видно на рисунке 1, также ожидается, что электронная коммерция B2C будет неуклонно расти в течение прогнозируемого периода в среднем на 8,84% в год в течение 2023–2027 годов с 5 млрд долларов США в 2023 году до 7,70 млрд долларов США к 2027 году.
Согласно прогнозам Statista, объем e-commerce в 2024 году должен вырасти на 13,4% по сравнению с 2023 годом, с совокупным среднегодовым темпом роста (CAGR 2024–2029) в 10,49%, при этом онлайн-торговля составляет 7,5% от общего объема розничной торговли в Южной Африке.
Среди основных факторов, способствующих росту электронной коммерции в Южной Африке, исследователи указывают увеличение интернет-проникновения, рост использования смартфонов, быстро растущий средний класс, трансформации в розничной торговле и изменение модели того, как потребители взаимодействуют с бизнесом. Удобство и большой выбор товаров, доступных онлайн, и широкий выбор безопасных методов оплаты способствовали быстрому распространению электронной коммерции по всей стране. Южная Африка доказала, что достижения в области платежных систем и функции мобильных платежей способствуют укреплению доверия потребителей и стимулируют рост онлайн-транзакций.
В настоящее время в ЮАР происходит изменение потребительского поведения, особенно среди молодой аудитории. Согласно исследованию Go Globe, такие факторы, как возможность делать покупки в любое время, иметь доступ к отзывам о продуктах и получать рекомендации онлайн, привлекают потребителей для совершения покупок в интернете.
Женщины являются наиболее частыми посетителями торговых сайтов, по данным Go Globe, на их долю приходится 55% всех посещений.
Относительно возрастных характеристик потребителей – в ЮАР 61% пользователей электронной коммерции составляют жители от 25 до 54 лет. Услугами онлайн-магазинов в основном пользуются в крупнейших городах: на покупки жителей Йоханнесбурга и Кейптауна приходится соответственно 24% и 20% от общего объема онлайн-продаж в ЮАР. Почти 70% южноафриканских онлайн-покупателей используют смартфоны для совершения покупок, 48% используют свои мобильные телефоны для онлайн-банкинга.
Южноафриканские покупатели очень экономны и активно используют онлайн-ресурсы для планирования покупок продуктов питания – почти 47% всех покупателей продуктов указывают, что они сравнивают цены онлайн, прежде чем решить, где делать покупки, в большинстве случаев. 67% покупателей продовольственных товаров предпочитают посещение маркетплейса, в то же время 56% из той же группы опрошенных используют сайт магазина или приложение бренда.
Крупнейшим игроком на южноафриканском рынке e-commerce является Takealot.com. В 2022 году выручка магазина составила 556,6 млн долларов США. По статистике посещаемости в 2023 году Takealot.com занимал лидирующую позицию, в среднем в месяц портал посетили 10,5 млн покупателей, далее идут BidOrBuy, Zando и Amazon (см. рис. 2).
Важно отметить, что в 2023 году заказы на Amazon из ЮАР осуществлялись через сайты других стран. Специальное подразделение Amazon.co.za будет открыто только в 2024 году.
Ритейлеры в ЮАР стараются построить цифровые экосистемы вокруг своих компаний и сотрудничают с маркетплейсами. Стратегии выхода на рынок подразумевают новые удобные возможности для доставки, что дает размещение продукции как на крупных маркетплейсах наподобие Takealot, так и через развитие своих каналов интернет-торговли.
В качестве примера конкуренции можно привести следующий кейс. В то время как продуктовый гигант Checkers развивал свои сервисы доставки, другая крупная розничная продуктовая сеть PicknPay в мае 2022 года подписала партнерское соглашение с компанией Takealot. По словам представителя PicknPay, «теперь клиенты смогут воспользоваться большим выбором акций прямо в приложении своего телефона и более быстрой доставкой».
Главным преимуществом маркетплейсов является постоянный поток новых покупателей и возможность расширить географию продаж без особых затрат на рекламу. Новым игрокам проще начинать бизнес, не нужно вкладываться в развитие своего сайта, изучать тонкости приема платежей. Работа с маркетплейсом дает гарантии безопасности транзакций, возможность обрабатывать возврат. Также маркетплейс предосталяет услуги по упаковке и доставке.
В то же время наблюдается возрастающая конкуренция на маркетплейсах и зависимость продавцов от установленных правил. Все акции и специальные условия необходимо согласовывать.
«Южная Африка не только шагает в ногу со всем миром в сфере использования искусственного интеллекта (ИИ), но во многих случаях лидирует в этой области», – говорит Адам Селипски, генеральный директор web-сервисов Amazon (AWS), крупнейшего поставщика облачных вычислений в мире. Кроме того, в своем интервью в 2023 году на конференции в Лас-Вегасе Селипски сказал: «ИИ отменил традиционные различия между развивающимися и сформировавшимися рынками».
ЮАР является самой промышленно развитой страной на континенте, несмотря на энергетический кризис, высокий уровень безработицы и социального неравенства. И одним из путей преодоления экономического кризиса правительство страны считает привлечение инвестиций в цифровую экономику, что позволит ЮАР выйти в новую эру прогресса и инноваций, особенно инвестиции в технологии будущего и возобновляемую энергию. Интересен факт, что современные облачные решения появились именно в ЮАР, еще до того, как web-сервисы Amazon (AWS) стали мировым лидером в области облачных вычислений. Первый облачный сервис Amazon EC2 был создан командой AWS в Кейптауне и запущен в 2004 году, он считается сейчас фундаментальной частью технологии облачных вычислений. В 2018 году AWS объявила о планах по строительству новых центров обработки данных в ЮАР и инвестировала 15,6 млрд рэнд (валюта ЮАР, примерно 850 млн долларов США). В 2021 году AWS успешно запустила свой первый проект солнечной энергии в ЮАР. В заявлении сообщалось, что солнечная электростанция будет обеспечивать возобновляемой энергией центры обработки данных AWS, а также способствовать достижению целей ЮАР по использованию возобновляемых источников энергии до 2030 года. В новом заявлении AWS говорится, что к 2029 году компания планирует инвестировать еще 30,4 млрд рэнд в развитие своей южноафриканской облачной инфраструктуры.
В AWS отмечают, что в сфере гонки ИИ важно не победить, а сосредоточить усилия на увеличении числа участников гонки, то есть оснащении каждого южноафриканского бизнеса оборудованием, позволяющим раскрыть потенциал ИИ и конкурировать на мировой арене. Оптимальная среда развития ИИ требует большего, чем просто технологическая инфраструктура. Это зависит от тесного сотрудничества между правительствами и промышленными предприятиями в отстаивании безопасного и ответственного подхода к ИИ. Глобальное сотрудничество крайне важно, учитывая, что возможности и риски, присущие ИИ, по своей сути глобальны.
Спрос на цифровые и технические навыки в ЮАР охватывает множество отраслей, а неспособность устранить этот разрыв будет препятствовать экономическому росту, одновременно усугубляя безработицу. Amazon призывает бизнес и правительство активно поддерживать доступные программы обучения, чтобы создать кадровый резерв, владеющий цифровыми навыками, например, с помощью таких программ, как стипендиальная программа AWS AI & ML.
В 2024 году Amazon готовится запустить на территории ЮАР свою торговую площадку Аmazon.co.za и планирует привлечь местных продавцов. Ожидается, что конкуренция принесет пользу южноафриканским потребителям, а пока аналитики активно строят прогнозы, как это отразится на рынке электронной коммерции. Основным конкурентом считается Takealot, ведущий интернет-магазин Южной Африки.
Сравнительный анализ по ряду позиций (см. таблицу ниже) показывает, что подход компании Amazon отражает ее глобальную стратегию, направленную на привлечение независимых продавцов за счет значительного снижения комиссии для продавцов (1 рэнд/год). Этот шаг, по мнению аналитиков, побудит Takealot пересмотреть свою ценовую стратегию и комиссию продавцам (400 рэнд/год).
|
Amazon |
Takealot |
BidOrBuy |
Аудитория |
Доступен по всему миру |
Фокус на ЮАР |
Фокус на ЮАР |
Выбор товаров |
Огромный универсальный каталог |
Каталог настроен под местные запросы |
Каталог настроен под местные запросы |
Цены |
В среднем более низкие цены |
Более высокие цены на отдельные позиции |
Могут быть высокие цены на отдельные товары |
Сроки доставки |
Стандартное время доставки |
Сверхоперативная доставка по ЮАР |
Быстрая доставка |
Комиссия продавцов |
1 рэнд/год |
400 рэнд/год |
1,5% комиссия с продажи |
ИИ система |
Anthropic |
Techsys Digital |
Gum Gum |
В настоящее время группа Naspers и ее дочерняя компания Prosus Group готовятся к схватке с Amazon и планируют усилить инвестиционную поддержку бренда Takealot, ведущего интернет-магазина Южной Африки. Представители компании подчеркнули: «Мы приветствуем конкуренцию; нас это не беспокоит», – и выразили уверенность в способности Takealot конкурировать, отметив эффективные цифровые ресурсы и решимость компании.
В Bidorbuy также отметили готовность к инвестициям в ИТ-бюджет, закупки облачного программного обеспечения, такие технологии, как ИИ, машинное обучение, интернет вещей, блокчейн и т.д.
Таким образом, в Южной Африке, с ее историей цифрового лидерства на африканском континенте, сейчас открыты возможности для компаний всех размеров и секторов использовать ИИ и одержать победу на технологической арене.
Поведение южноафриканских потребителей также претерпевает постепенные, но заметные трансформации по нескольким направлениям: растет доверие, люди привыкают к удобству и скорости, многоканальное взаимодействие становится нормой, накапливается персонализированный опыт.
Авторы обзора
Руководитель проекта Денис Передерин, аналитика по ЮАР – Вахрушева Вероника, студентка ОП «Востоковедение»
Читайте также:
Китай: что нужно знать тем, кто планирует начать бизнес в стране?
Почему стагнирует экономика КНР и чем живет китайский потребитель?
Продажи на российских маркетплейсах: тренды в основных категориях
Sokolov: 13% оборота приносят маркетплейсы
Где и как продавать мебель в 2024 году?
Постное меню: мода на здоровье
Ресейл: новый драйвер рынка одежды
Ландшафт ИТ-возможностей: как ритейлеру выбрать систему автоматизации
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.