Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Онлайн-шопинг: покупателей мало, инвесторов много
По словам экспертов, из-за недостаточной прозрачности в этом секторе рынка, реальный объем годовых вложений может достигать миллиарда долларов.
По прогнозам East-West Digital News, к 2015 году российский рынок вырастет до 23-30 млрд долларов, а к 2020 году может составить 40-60 млрд.
Самой большой популярностью у инвесторов пользуются интернет-магазины. Бизнесмены верят в перспективность рынка, несмотря на существующие в России барьеры для его развития: проблемы с доставкой товаров, недоверие со стороны потребителей, непопулярность безналичных платежей и дороговизну аренды.
По итогам первого квартала 2012 года, в России было 58 млн интернет-пользователей. В 2011 году каждый третий пользователь совершал покупки в Интернете.
Из всех видов электронной коммерции особенно быстро растет сектор продаж туристических услуг – на 70-80% в год.
Тайные сделки
За год инвестиции в российские интернет-компании выросли более чем в два раза, при этом размер средней сделки уменьшился.
По официальным данным, в прошлом году объем инвестиций в российский Интернет составил 537 млн долларов, но из-за недостатка прозрачности в этом секторе можно предположить, что общий размер вложений был больше – около 1 млрд долларов, полагает старший инвестиционный аналитик Fast Lane Ventures Андрей Куликов.
При этом средний размер сделки стал меньше. Сильнее всего сократились инвестиции на самых ранних – «посевных» – стадиях.
«Появились инвесторы, которые раскрывают, какие суммы они вкладывают на ранних этапах. Есть инвесторы, которые немного денег дают, а есть инвесторы, которые раскрывают небольшие инвестиции. Это «потянуло» средний размер сделки вниз», – объясняет Куликов.
На ранних стадиях инвесторы осторожничают и дают меньше денег, отмечает эксперт. Размер средней сделки в 2011 году на ранних стадиях стартапа почти в 300 раз меньше, чем на последних.
Онлайн-магазин: 7 лет до первой прибыли
«Интернет каждый год создает компании, которых раньше не было, которые создают новые сегменты, – рассказал в интервью Би-би-си Оскар Хартманн, основатель сайта KupiVIP. – Такая динамика появляется в каких-то секторах, но редко, например, после изменения законов или после войны».
По оценкам Fast Lane Ventures, 344 млн долларов было вложено в стартапы в области интернет-торговли. Рынок электронной коммерции эксперты оценивают в 10-11 млрд долларов. Это в двадцать раз меньше американского рынка и в восемь раз – британского, посчитали эксперты сайта East-West Digital News.
Российский рынок можно сравнить с итальянским или бразильским, но темпы роста у Бразилии в полтора раза выше, чем у России.
Инвестиции в интернет-магазины идут с большим отрывом от инвестиций в другие виды онлайн-компаний, например, видео или производителей программного обеспечения. Хотя втроем они составляют тройку лидеров по размеру инвестиций, если не считать поисковиков Yandex и Mail.ru или соцсетей «ВКонтакте» или Odnoklassniki, которые, однако, стартапами уже назвать нельзя.
Чтобы создать интернет-магазин, кроме вложений в сайт, персонал и маркетинг, нужно потратиться на склад и логистику, объясняет Андрей Куликов.
«Размер команды [сотрудников] в электронной коммерции больше, чем в других интернет-компаниях, – добавляет эксперт. – Кроме этого, инвестиции в электронную коммерцию начинают возвращаться далеко не сразу, и окупаемость таких проектов очень длинная».
Например, крупнейший интернет-ритейлер в мире Amazon, основанный в 1994 году, получил первую прибыль в 2001 году. При этом развитие компании совпало с кризисом доткомов в Америке.
Кроме того, в России выше стоимость аренды и сложнее организовать логистику.
Ждать курьера шесть часов
«В мире 90% всех билетов на концерты, игр и отелей покупают в Интернете», – рассказал Би-би-си вице-президент по работе с клиентами и рынками PricewaterhouseCoopers Дональд Алмейда.
В России доля покупок в Интернете не превышает 1,5%, посчитали аналитики сайта East-West Digital News. Это больше, чем, например, в Италии, но меньше, чем в среднем по Европе. Больше всего покупают в Интернете в США – 12% покупок совершается онлайн.
Российский покупатель все еще не доверяет интернет-магазинам, уверен директор по развитию бизнеса Ozon-Travel Дмитрий Яковлев.
«Есть большое количество людей, которые считают, что их обманут, что им продадут не тот размер одежды, привезут некачественный товар или люди просто исчезнут. Из-за этого популярны модели, при которых курьеру платят наличными после доставки», – рассказывает Яковлев.
Оплата покупок в интернет-магазине Ozon.ru на 80% производится наличными деньгами, рассказывает Дмитрий Яковлев, в то время как покупатели Ozon-Travel 70% сделок оплачивают онлайн.
«В России трудно доставлять посылки почтой, у нас дорогие склады, дорогая логистика и пока еще плохо платят карточками», – добавляет Андрей Куликов.
«Перед тем, как открывать свой магазин, я специально поставила эксперимент и все заказывала в Интернете, – рассказала Би-би-си предприниматель, открывшая свой интернет-магазин по продаже женской одежды американских марок. – Мне звонили курьеры и сообщали, что приедут в течение шести часов! Как можно, живя в таком динамичном городе, как Москва, быть на одном месте в течение шести часов!».
Екатерина Дробинина, Бизнес-корреспондент Би-би-си, Москва. Бизнес FM
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?