Декоративное изображение
13 673

Поделиться

Онлайн-продажи маркированной обуви и одежды: что важно знать?

1 июля в России стала обязательной маркировка обуви. С 1 января с кодами Data Matrix станут продаваться товары легкой промышленности, для которых правила маркировки схожи с обувью. На карантине россияне еще больше привыкли к онлайн-покупкам, этот сегмент стабильно растет. Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), выступающий оператором единой национальной системы маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак», разъяснил, как продавать маркированную обувь через интернет — будь то в собственном интернет-магазине или через маркетплейс.

Фото: javitrapero.com/shutterstock

Фото: javitrapero.com/shutterstock

Кто маркирует обувь в российском маркетплейсе?

Это зависит от типа договорных отношений маркетплейса с контрагентами. Чаще всего у маркетплейсов не одна схема: есть и те товары, для которых, например, маркетплейс является собственником, а есть те, у которых собственником является поставщик и реализация осуществляется в рамках агентских/комиссионных схем. Так что нужно погрузиться в детали бизнес-процессов. Как действовать при комиссионной и агентской схеме, смотрите здесь.

Если право собственности на маркированный товар переходит от одного участника оборота товаров товар другому участнику оборота, либо участник отгружает маркированный товар в рамках агентского или комиссионного договора — то сведения об этом необходимо подать в систему. Как передавать права на товары между юридическими лицами — смотрите здесь.

Если осуществляется вывод из оборота по причине розничной реализации, в том числе при дистанционной торговле, то сведения необходимо подать в систему либо через ККТ/ОФД, либо путем прямой подачи сведений по факту отгрузки со склада для доставки конечному потребителю (в тех случаях, когда допускается не включать КИ в чек по Постановлению Правительства РФ от 21.02.2019 N 174 «Об установлении дополнительного обязательного реквизита кассового чека и бланка строгой отчетности») — это зависит от договора между тем, кто продает и доставляет, способа доставки и способа оплаты.

Что нужно для оснащения маркетплейса для работы с маркировкой товаров?

Опять же, нужно понимать какую роль в цепочке выполняет маркетплейс: это может быть хранение товара, реклама на площадке, услуги доставки, с переходом собственности от поставщика и без. Называется это всё одним общим словом, но включать в себя может совершенно разные схемы.

Возьмем ситуацию, когда маркетплейс принимает на баланс товар, хранит его на складе и распродает по заказам граждан. Тогда маркетплейс — участник оборота, к нему должна поступать уже маркированная обувь, а сведения о ее приемке должны передаваться в систему через ЭДО. Но в любой схеме нужно помнить правило: при передаче прав и при отгрузке по агентскому договору и договору комиссии нужно подавать действия в систему.

При работе с маркированным товаром рознице может понадобиться обновление программного обеспечения. Стоимость такого обновления зависит от поставщика ПО. Напоминаем, что обновления типовых решений одной из самых распространенных систем  «1С:Предприятие 8» пользователи могут получить в сервисе «1С:Обновление программ». Для получения доступа к обновлениям программа должна находиться на официальной поддержке https://portal.1c.ru/support.

Скоро станет обязательной маркировка парфюма и легпрома. Можно ли «обувной» личный кабинет использовать и для работы с ними?

Да, работа осуществляется через Единый личный кабинет. Нужно открыть еще одну товарную группу. Это бесплатно, как и регистрация в системе.

Мы производитель, и у нас свой интернет-магазин. Есть особенности?

Вы уже наладили маркировку на производстве или при импорте. Как оформлять доставку обуви с курьером — в следующем ответе.

Как оформляется продажа обуви, которую клиенту привозит курьер? Нужно ли ему иметь дополнительно сканер?

При дистанционной торговле сейчас возможны два варианта.

1. Упрощенная схема, когда доставка осуществляется с привлечением компании, оказывающей услуги доставки (которая согласно 174 Постановлению Правительства может не указывать КИ в чеке до апреля 2021 года). Тогда сведения о выводе из оборота подает интернет-магазин по факту отгрузки со склада (что не освобождает от необходимости формировать чек, когда это необходимо по  54-ФЗ , просто это требование не относится к правилам маркировки).

2. Полная схема, когда вывод из оборота осуществляется с помощью ККТ с включением в чек КИ маркированного товара. При этом тоже возможны варианты: формирование чека в печатной форме, формирование чека в электронной форме в зависимости от способа оплаты: в зависимости от этого у курьера может быть касса-сканер, а может быть терминал сбора данных, в котором он отмечает, что клиент получил заказ, а чек при этом формируется электронный и отправляется покупателю на e-mail.

Как оформляется возврат маркированной обуви от покупателя?

1. Если покупатель вернул товар со средством идентификации, продавец сканирует Data Matrix код и оформляет чек с признаком расчета «возврат прихода». Товар автоматически вводится в оборот, по аналогии с тем, как и выводится при продаже.

2. Покупатель может принести товар и без кода. Тогда нужно оформить возвратный чек без указания КИ, а потом товар перемаркировать до предложения к реализации.

Что делать, если код обуви поврежден в процессе перевозки?

На текущий момент перемаркировать товар без средства идентификации без указания предыдущего КИ можно только в случае возврата от конечного покупателя, в остальных случаях нужно указывать предыдущий штрих-код. Если что-то изменится, то эти изменения будут зафиксированы в постановлении правительства РФ от 5 июля 2019 г. № 860.

Интернет-магазин является лишь посредником в заказе обуви из-за рубежа. Должен ли он маркировать ее? Например, человек заказал туфли в российском маркетплейсе, но заказ оформлен из зарубежного магазина напрямую на него, а посылку везет почтовый оператор.

В общем случае товары, купленные физическими лицами для собственных нужд в зарубежных интернет-магазинах, маркировке не подлежат. В данном случае нужно уточнять, какую роль выполняет маркетплейс — от этого зависит, как эти товары проходят таможню. Если туфли придут прямо на адрес покупателя — они могут быть без маркировки, если они придут на склад маркетплейса, будут взяты им на баланс, то они подлежат маркировке до прохождения таможенных процедур.

ИП заказывает партию обуви на «Алиэкспрессе» для дальнейшей перепродажи. Как оформить маркировку? ИП нужно быть участником ВЭД?

ИП в данном случае — импортер со всеми вытекающими последствиями: необходима регистрация в системе «Честный знак», маркировка товара до помещения под таможенные процедуры, подача декларации с перечислением кодов и так далее. Если вы новичок, вам сюда.

ИП заказал обувь за рубежом, заказал маркировку на таможенном складе, но обувь оказалась некондиционной. Как вернуть всю партию? Можно ли вернуть коды в систему?

Предоставление кодов маркировки — это услуга, которая считается оказанной после того, как участник оборота коды получил, возврату коды не подлежат. Рекомендуем тщательнее выбирать поставщика.

Материал предоставлен ЦРПТ

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами