Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Окупится – не окупится?
Исследователи задали вопросы покупателям франшиз: насколько они удовлетворены поддержкой франчайзеров и расходятся ли обещания их «головных» компаний с реальностью. По каждой попавшей в исследование марке было опрошено не менее 10 франчайзи.
Средний срок фактической окупаемости франшизы в России – почти два года. Только 10% франчайзи сумели окупить приобретенный бизнес быстрее, чем за год. Впрочем, и более долгий срок окупаемости, как выяснилось в результате исследования, не служит препятствием к развитию сети, при условии, что сами франчайзи считают бренд стабильным. Параметры стабильности - неизменность существенных условий работы с партнерами, аккуратное выполнение всех функций «головной» компании и своевременные поставки. Нестабильность компаний особенно остро почувствовалась франчайзи в прошедший, кризисный год: кто-то ужесточил условия поставок, кто-то сократил ассортиментный ряд, кто-то вообще не справился с принятыми обязательствами.
В результате исследования франшизы разделились на несколько групп:
- Быстроокупаемые и стабильные. Средний срок окупаемости таких проектов – 16 месяцев. Эти компании оказывают полную и своевременную поддержку своим франчайзи в течение всего срока работы, начиная от запуска магазина. В эту группу вошли: Adilisk, Mascotte, Colin's, «Твое», Savage, Sela, Oggi, «Календарь подарков»
- Быстроокупаемые и нестабильные. Средний срок окупаемости – 17 месяцев. Компании этой группы существенно изменили условия сотрудничества с франчайзи в худшую сторону, а кризис в большой степени отразился на рентабельности торговых точек. Бренды этой группы: Ketroy, Incity, «Для душа и души», «Экспедиция», «Центробувь».
- Медленноокупаемые и стабильные. Средний срок окупаемости – около 29 месяцев. Несмотря на «долгую отдачу», франчайзи в целом довольны головными компаниями. В эту категорию попали: Westland, «Эконика», Alba, «Унция», «Бельпостель»
Три франшизы из исследованных – Pur pur, Rikkitikki, Dim, попали в разряд «неокупаемых», а четыре - Fler-o-Fler, Flo&Jo, Lefuture, Eyekraft – не смогли подтвердить свою окупаемость.
От чего зависит, как быстро окупится франшиза? Как понять – получится ли соответствовать заявленным в бизнес-плане срокам? Создатель и совладелец сети чайных магазинов «Унция» - Сергей Николаев считает, что срок окупаемости франшизы зависит от трех основных факторов: используемой бизнес-модели, управленческих навыков самого франчайзи и места расположения магазина (локейшн, локейшн и еще раз локейшн!).
Срок окупаемости франшизы «Унции» составляет в среднем от 2 до 3 лет. «Мы считаем, что потенциального партнера лучше предупредить сразу, что наш бизнес – это не нефтяная скважина, а «долгие деньги», - считает Николаев, - зато это бизнес, который не подвержен влиянию моды, консервативный, стабильный».
«Мы сами открыли 5 магазинов, и срок окупаемости каждого был не более нашего среднего показателя.- делится Сергей, - А шестой магазин не окупался на протяжении восьми лет. И анализируя это, мы поняли, какие ошибки допустили. Теперь мы продаем свой богатый опыт. Те, кто прислушался к нашим советам, получили прекрасный результат. Например, магазин «Унции» в Чебоксарах, открытый Снежаной Лупилиной, окупился меньше, чем за год!»
То, как пойдут дела, во многом зависит и от эффективности самого франчайзи. «Франшиза это не машинка по зарабатыванию денег, – считает владелец «Унции», - мы продаем такой бизнес, который, как и любой другой, предполагает вагон работы: сложной, кропотливой, часто рискованной. Мы со своей стороны помогаем новым франчайзи: проводим обучение для продавцов, обеспечиваем необходимыми материалами, консультируем на всех этапах открытия магазина, делясь всем нашим опытом, приобретенным в 28 городах России. Однако, если предпринимательские знания и навыки полностью отсутствуют, научить вести бизнес мы не можем. Поэтому, прежде чем заключать партнерство, мы проводим отбор - собеседования с потенциальными франчайзи. И были случаи в нашей практике, когда от сотрудничества приходилось отказываться уже на этом этапе»
Эти две составляющие являются необходимыми, но недостаточными для окупаемости франшизы. Если говорить о торговой франшизе, то еще одним важным фактором, выступает место расположения магазина.
«Даже при эффективной бизнес-модели и успешном менеджменте со стороны партнера, 70% приносимой магазином прибыли зависит от места его расположения, – делится цифрами Николаев, - В нашем бизнесе есть постоянные и импульсные клиенты. Так вот, для импульсных, наличие даже 4 ступенек перед входом в магазин может стать препятствием. В результате на 10% сокращается выручка магазина, что, в свою очередь, сокращает прибыль более, чем вдвое. Если так дорого обходятся даже лишние ступеньки, что уж говорить о более серьезных просчетах. Поэтому, выбирая расположение магазина, мы обращаем внимание на все, что имеет к этому отношение, не только сам локейшн, но и размер помещения, оформление витрины и прочее».
Поиску и подбору помещения для будущего магазина создатели «Унции» уделяют особое внимание. «Всех своих новых франчайзи мы сразу же предупреждаем, что не следует поддаваться на искус и брать любое предложенное помещение. – рассказывает Сергей, -Как правило, поиски нужного помещения длятся не менее полугода, а то и более. Конечно, выдержать такой срок – морально сложно тому, кто решил открыть свое дело и находится в предпринимательском порыве. Человек наверняка уже рассказал друзьям, родственникам о том, что скоро откроет свой магазин, но проходит полгода, а мы все не согласовываем попадающиеся площадки. В таких случаях мы призываем партнера проявить терпение и продолжать поиск, до тех пор, пока не найдется идеальное, удовлетворяющее всем критериям помещение. Это не напрасный труд. Наш опыт показывает, что как раз эти полгода станут определяющими для его бизнеса.»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.