Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
5 889

Поделиться

Октябрь 17-го года

Академик Виктор Ивантер: Даже при худшем сценарии событий 1917 года удастся избежать. Фото: Сергей Савостьянов/ РГ
Академик Виктор Ивантер: Даже при худшем сценарии событий 1917 года удастся избежать. Фото: Сергей Савостьянов/ РГ
Минэкономразвития опубликовало прогноз социально-экономического развития России в 2015-2017 годах. В нем два сценария плюс «вариант А (дополнительный)». Средний, хороший и совсем плохой.

Если приложить их к личному кошельку, то в зависимости от того, как пойдет дело в экономике, в следующем году зарплата в стране может увеличиться или на 0,5, или на 2 процента. Средний курс доллара за год составит либо 38,2, либо 37,9. Какой же из этих сценариев сбудется? Как готовиться к худшему и что делать, чтобы сбылись надежды на лучшее? Эти вопросы мы задали академику Виктору Ивантеру, директору Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН.

Но сначала о сценариях. Первый, он же – базовый, развивается в условиях стабилизации в мире, роста глобальной экономики до 4 процентов в год и отсутствия санкций. Цены на нефть Urals крепко держатся на уровне 100 долларов за баррель. В этих условиях на следующий год нас ожидают 1,2 процента роста экономики (в этом – 0,5). В 2017-м – до 3 процентов.

По второму сценарию (умеренно-оптимистическому) в 2015 году рост российской экономики ускорится до 3,3, а в 2017-м – до 4,3 процента. Это вариант предполагает, что бизнес будет активен, а бюджет щедр на финансирование новых инфраструктурных проектов и поддержку наиболее уязвимых секторов экономики. Этот сценарий также предусматривает более быстрое снижение оттока капитала, который может полностью прекратиться к 2017 году.

«Вариант А» даже читать не хочется. Ситуация в мировой экономике ухудшается, цены на нефть падают. Urals в 2015 году – опустится до 91 доллара. В 2016-2017 годах – 90 долларов. Увы, никакого роста нам в ближайший год тогда не видать. «В условиях этого сценария, говорится в документе, ожидается снижение ВВП в 2015 году на 0,6 процента и восстановление на уровне 1,7-2,8 процента в 2016-2017 годах».

Так к чему нам готовиться? Академик Ивантер первым делом посоветовал гражданам не читать перед обедом макроэкономические прогнозы. И вообще не читать их, хотя они и предназначены для широкой публики. «Основания нервничать нет, – уверен академик. – Что нужно делать? Да все, как обычно, работать. Другого способа благополучно жить нет. Копить больше не нужно, и так всю жизнь этим занимались, сегодня – надо тратить. Страна тоже создала большие резервы, надо их использовать для экономического роста».

Но ведь могут упасть цены на нефть (это мы о «варианте А»)! «Про то, что они должны уже завтра-послезавтра упасть, мы слышим последние пять лет, но ничего такого не происходит, – напомнил Ивантер. – И потом, высокие темпы экономического роста, которые у нас были в 2003-м и в 2008 годах, основывались на меньшей стоимости нефти. Да, сейчас снижение цен на нефть приведет к тому, что у нас не будут расти резервные фонды. А, может быть, часть их мы потратим на развитие экономики. Так они для этого и существуют!»

И все-таки, какой сценарий более реалистичен, не отставали мы от академика? Его ответ зажег в нас яркий огонь оптимизма: «Потенциал экономического роста в России достаточно высок. Мы можем выйти на уровень 6-8 процентов ВВП. А для того, чтобы это было реализовано, необходима новая экономическая политика, которая связана, в первую очередь, с активным использованием наших кредитных ресурсов, которые могут стать доступными, прежде всего, для среднего бизнеса. Чего вы так удивляетесь? То, что я говорю, уже оформлено в указах президента. И есть поручения по развитию этого направления. Так что желательно выполнять то, что уже наметили. Чтобы выйти на благополучную траекторию экономического роста, нужна мощная поддержка инвестиционной активности. Это возможно, у нас есть ресурсы – и финансовые, и человеческие. Если мы это сделаем, то никаких потрясений нашу экономику не ожидает. И тогда у нас будет и рост экономики, и рост доходов простого населения».

Опасность для отечественной экономики, считает академик, заключается в неадекватной экономической политике. А сценарии, которые представлены в макроэкономических прогнозах, это не предсказание, это просто выбор той или иной экономической политики. Вот чем они отличаются. По первому сценарию экономика движется по инерции, а по второму – с помощью стимулирования экономического роста.

«И что касается общей макроэкономической ситуации, – пояснил Ивантер, – то нужно понять, что снижение темпов экономического роста произошло до ситуации в Крыму и на Украине. В действительности, все произошло только лишь потому, что мы взяли инвестиционную паузу, резко сократились государственные инвестиции. И это послужило сигналом и для частного капитала, чтобы тоже снизить инвестиционную активность».

Выбор в этом смысле в прогнозах минэкономразвития представлен правильно, считает эксперт: «Нам больше подходит второй сценарий, но его надо несколько усилить, тогда он будет оправдан. А про третий сценарий я даже говорить не хочу, насколько он бессмысленный».

А санкции? Их вообще в расчет не брать? Брать, говорит Ивантер, но со знаком «плюс». «Конечно,- пояснил он, – санкции никакого удовольствия не доставляют, но и мешают. В настоящее время они никакого влияния на экономический рост в России не оказали. А, например, в затруднении доступа наших банков и крупных корпораций к внешним источникам финансирования я вижу в некотором смысле позитивный процесс. Но только в том случае, если он будет заменен доступом этих банков и корпораций к внутренним источникам финансирования. Раньше мы существенные резервы, которые создавались за счет нефтегазового сектора, держали на счетах в зарубежных банках и покупали американские обязательства в долларах и евро. А теперь у нас появилась возможность использовать напрямую эти средства для финансирования экономики. И доход в этом случае будет существенно выше».

Елена Домчева , Татьяна Панина, «Российская газета» 

Какими будут зарплаты, тарифы, инфляция

По первому сценарию зарплата вырастет на 0,5 процента в следующем году и на 4,6 процента в 2017-м. По второму сценарию – от 2 до 5,9 процента.Инфляция в следующем году ожидается одинаковая для обоих вариантов на уровне 6,7 процента, но уже в 2017 году она составит 4,3 процента.Тарифы на электроэнергию в ближайшие три года будут повышаться на уровень инфляции плюс один процентный пункт. Если в деталях, то с 1 июля следующего года электроэнергия подорожает на 8,5 процента. Годом позже – на 6,5 процента, а в 2017 году – на 5,5 процента. Серьезно сбавят обороты тарифы на газ для населения к 2017 году. Если в 2014-м они вырастут на 7,5 процента, то 17-м всего на 4,5 процента. Индексацию тарифов на тепло в 2015 году планируется ограничить на уровне 8,5 процента, в 2017 году – 4,2 процента.«Тот, что рост тарифов на электроэнергию в ближайшие годы не будет сильно превышать инфляцию, не может ни радовать. Если раньше мы наблюдали скачки платы за некоторые ресурсы на 100-200 процентов, то сейчас этого произойти в принципе не может», – уверен исполнительный директор федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Александр Козлов. Он напомнил, что в ближайшие три года платежи россиян будут расти строго по схеме, утвержденной правительством. Введены так называемые предельные индексы изменения платы за коммуналку, превышать которые регионы не имеют право.Уже в этом году тарифы росли в пределах инфляции, и люди это заметили – количество жалоб на рост коммунальных платежей в этом году резко сократилось. Это значит, что плановое – в пределах утвержденных индексов – повышение тарифов не вызвало шока у населения. Так же будет и в следующем году, уверен Козлов.

Доллар с пармезаном

Уже в 2015 году доллар может преодолеть барьер в 40 рублей, прогнозирует минэкономразвития. Но это произойдет только в том случае, если ситуация на мировом финансовом рынке будет ухудшаться, а среднегодовая цена на нефть Urals снизится до 91 доллара за баррель («вариант А»). Автоматически может начаться и снижение цен в других сырьевых секторах – газа, металлов и удобрений, что может повлечь за собой падение экспортных доходов России. Как отмечают в минэкономразвития, в этом случае и произойдет ослабление обменного курса: «американец» в 2015 году будет стоить 40 рублей, а в 2017-м – 42,8 рубля. Кстати, в пятницу на торгах «американец» торговался выше отметки в 39 рублей. Однако дорогой доллар в какой-то мере положительно скажется на внутреннем рынке, так как снизит спрос на импортную продукцию. По оценкам министерства, импортозамещение, которому уже сейчас уделяется много внимания, сгладит негативный эффект.При этом иностранные производители молочной продукции, которые попали под продовольственное эмбарго, смогут вернуться на российский рынок, воспользовавшись исключением для безлактозных продуктов. Ряд молочных продуктов, в том числе сыры долгого созревания и кисломолочная продукция, содержат низкое количество лактозы. Теперь у иностранных компаний есть возможность переориентировать производство под выпуск, регистрацию и ввод на российский рынок продукции как безлактозной, отмечается в прогнозе.Подобная «молочка», спрос на которую, в основном, приходится на аллергиков, исключили из «черного списка» в конце августа, разрешив таким образом ее поставки в РФ. Некоторые твердые сыры, в том числе пармезан, имеют близкое к нулю содержание лактозы. Кроме того, при использовании определенных технологий производства йогурты также можно будет записать в список безлактозной продукции.В целом же ответ РФ на санкции Запада, после которого импорта на прилавках магазинов стало меньше, положительно скажется на национальном рынке и повысит возможность доступа отечественных продуктов в магазины. По оценкам минэкономразвития, такие меры стимулируют предприятия наращивать объемы производства. Так, рост на рынке молока по стране к 2017 году составит 1-1,8 процента. Доля импорта в этом секторе будет на уровне 23-24 процентов.Проблем с поставками сливочного масла и масляных паст также не предвидится: недостающие объемы компенсируют поставками «молочки» из Белоруссии, которая занимает значительную долю на нашем рынке. Кроме того, на выручку придут страны СНГ, Азии, Новой Зеландии, Турции, Сербии и другие, подчеркивают в минэкономразвития.Подготовила Александра Воздвиженская

Интервью

Декоративное изображение

Александр Липилин, Fort: «Мы подбираем вина скрупулезно и предлагаем позиции, которых не найти в других винотеках»

Сеть винотек и оптовый поставщик вин отмечает рост продаж и расширяет географию поставок.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами