Декоративное изображение
10 110

Поделиться

Около нуля

Фото: picvario.com/Russian Look
Фото: picvario.com/Russian Look
Экономика заканчивает 2013 год в стагнации и в том же состоянии переходит в новый 2014 год. Это констатируют уже не только независимые экономисты, но и чиновники.

Как заявил помощник президента, экс-глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, нынешние меры стимулирования экономики не работают. За год положительный сдвиг так и не произошел. По его словам, в экономике наблюдаются низкие темпы роста инвестиций, промышленного роста. При этом чистый отток капитала в этом году, по его данным, приближается к 60 миллиардам долларов. «Надо вернуться вообще к анализу того, почему не срабатывают меры поддержки при наличии резервов», – сказал Белоусов.

«Почему у нас нормосбережение, я много раз об этом говорил, почти 30% ВВП, а нормонакопление – 20%? Куда 10% деваются? Выводятся за границу. Это что же такое? Давайте разбираться, почему производительность труда так отстает, притом, что у нас есть десятки компаний, которые за год-два делают рывки в производительности труда, выходят на конкурентные рынки и тут же начинают показывать чудеса производительности. Мы уже два года говорим о поддержке экспорта. Где поддержка экспорта? ЭКСАР работает, а где остальные механизмы? Сейчас еще торгпредства начали работать. Где кредитная поддержка? Сколько Внешэкономбанк у нас выдал кредитов по поддержке экспорта?» – отметил Белоусов.

По его словам, было принято решение о предоставлении гарантий по поддержке малого и среднего предпринимательства. «Это огромные деньги, там десятки миллиардов рублей гарантий и от федерального бюджета и от Внешэкономбанка. Гарантий реально выдано малому бизнесу? Вот на эти все вопросы ответы нужны», – сказал Белоусов.

В итоге наиболее оптимистично на будущий год выглядит прогноз Минэкономразвития по росту экономики на 3%. Все остальные экономисты надеются лишь на то, чтобы ВВП не попал в зону отрицательной динамики.

Так, эксперты компании ФБК считают: в 2014 году ВВП может снизиться на 1-2%, в гайдаровском институте (ИЭПП) более оптимистичны – рост будет около нуля, в Центре развития НИУ ВШЭ надеются на рост в районе 1,7–1,8%. Эксперты Центра развития предполагают изменение структуры спроса в экономике в следующем году. В связи с замедлением роста зарплат продолжит уменьшаться показатель потребления, а инвестиционный спрос покажет рост на 2% по итогам года за счет эффекта низкой базы и госфинансирования инфраструктурных проектов. Это, как ожидается, приведет «к некоторому повышению темпов роста ВВП».

«Что вызывает большую тревогу, чем лукавые цифры ВВП, – это падение инвестиций, – говорит президент банка «Российская финансовая корпорация» Андрей Нечаев. – Это особенно тревожно, потому что в определенной степени задает и итоги 2014–2015, а может быть, и последующих годов, которые у меня вызывают еще большую тревогу. Я не понимаю, на чем базируется оптимизм Минэкономразвития: в 2014 году оно прогнозирует 3%, в 2016 году – 3,3%. Даже с учетом эффекта низкой базы, у меня никак не получаются эти цифры. Инвестиционный спрос явно будет сокращаться. По итогам девяти месяцев этого года отток капитала – 48 млрд долларов, и по итогам года есть оценки, что он составит 70 млрд. Никаких усилий, чтобы это предотвратить, мы не наблюдаем. В минус будет работать коррекция инвестпрограмм естественных монополий».

Большие претензии у чиновников и экономистов к Центральному банку: борьба с кредитованием населения, массовый отъем лицензий у банков и высокие процентные ставки загоняют экономику в еще больший тупик.

«ЦБ занялся борьбой с кредитованием населения. Он настолько повышает требования к капиталу банков, что желание кредитовать кого-то, кроме Газпрома, возникать у нормального банка уже не должно, – утверждает Нечаев. – Теперь нельзя без серьезных резервов кредитовать вновь созданный бизнес. Это абсолютный абсурд. Нельзя кредитовать компании, не имеющие реальных производственных мощностей. Финансовый сектор их не имеет. Холдинговые компании – материнские – их не имеют. Потребительское кредитование было значимым фактором спроса, оно росло существенно быстрее, чем доходы населения».

По словам Андрея Белоусова, высокие кредитные ставки убивают инвестиционную активность бизнеса. «Надо подумать, как их можно снижать. Искусственно нельзя, а неискусственно – можно. Почему за год у нас процентные ставки не снижаются? Почему у нас инфляция в целом имеет тенденцию к снижению, а процентные ставки нет? Почему у нас до кризиса процентные ставки были порядка 7%, а сейчас по кредитам больше года – 11% в среднем?» – вопрошает чиновник.

По мнению Владимира Назарова из ИЭПП, экономика так и будет болтаться около нуля, пока не будут проведены институциональные реформы и пока бизнесу от власти не поступят позитивные сигналы (например, о том, что экономическая политика не будет ущемлять предпринимателей и инвесторов и ежесекундно менять правила игры).

Глобальных причин для рецессии нет – проблема в управлении экономикой страны, – делают вывод эксперты.

Екатерина Шохина, «Expert Online»

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами