Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Охрана магазинов (сборник инструкций и методических материалов)
Главы из книги В. И. Литвиненко «Охрана магазинов»
Стационарные объекты. Их категории. Охрана магазинов.
© Литвиненко. В., 1998
Для четкого выполнения задач, поставленных перед частными охранными структурами, разработаны служебные интрукции, имеющие свою спицифику. Известно, что каждый объект, будь то офис, банковское отделение, складское помещение, автостоянка, и т.д., имеют свои особенности.
Эти особенности необходимо учитывать при определении количества сотрудников охраны, при их подборе, оснащении средствами охраны, вооружении и т.д.
Осмотр объекта следует начинать с выяснения его предназначения.
Каждый охраняемый объект должен иметь свою категорию.В основу определения категории объектов закладывается трехзначная аббревиатура, состоящая из букв латинского алфавита А, В, С. Где А — означает «охрана», В — «безопасность», С — «услуги». Если, например, это отделение банка, где имеются материальные средства и ценные бумаги, то такого вида объект получает категорию «ABC», т.е. охрана (А)- на первом месте, безопасность (В) наличности- на втором месте и услуги (С) -лишь на третьем месте. Для объекта типа музея, выставки категория имеет вид «АСВ». Охрана такого объекта займет первое место по значимости, услуги по обслуживанию, сопровождению и пропуску клиентов (посетителей) на объект — второе место, а безопасность в этой градации — третье место.
Естественно, что и подбор сотрудников охраны на эти объекты будет различным. В первом случае (категории ABC) это должны быть специалисты, обладающие опытом работы, хорошо подготовленные в физическом отношении, отлично владеющие огнестрельным оружием, четко разбирающиеся в основах правового минимума, требуемого от частного охранника. Это должны быть профессионалы, которые на практике освоили положения ст. 24 закона «Об оружии», ст.ст. 37, 39, 108, 114, 203 УК РФ, ст.ст. 17, 18 закона «О частной детективной и охранной деятельности» и ряд других законов.
Во втором случае категория (АСВ) — это подбор сотрудников охраны с хорошими внешними данными, корректными в обращении, способными запоминать людей по методу словесного портрета. Эти сотрудники должны уметь не только четко работать с пропусками и билетами посетителей, но и доходчиво объяснить каждому, как пройти к нужному сотруднику администрации или к павильону.
Что дает такое разграничение объектов? Во-первых, это четкая градация для администрации охранной фирмы имеющихся видов объектов, находящихся в их ведении. Во-вторых, такое распределение предполагает совершенно другой подход для кадровых отделов при подборе и назначении сотрудников охраны по профилю работы. Так при назначении на объект часного охранника, а в последующем и анализе его деятельности на этом объекте, четко просматривается, что для охраны других объектов этот сотрудник порой не подходит, «не вытягивает», как принято говорить в подобных случаях. Предлагаемая методика градации объектов помогает направлять сотрудника охраны именно на тот объект, где он успешно справляется со своими обязанностями. В-четвертых, уровень оплаты сотрудников охраны также отличается в этих случаях. Бесспорно, что частный охранник, выполняющий свои функции на объектах типа ABC, получает больше, так как он выполняет свои обязанности с оружием и с большим риском для жизни, чем сотрудник охраны на объектах категории АСВ.
В охранных структурах, где есть направление охранной деятельности, как личная охрана, каждый телохранитель при работе с клиентом входит в категорию ВАС. В работе «личника» безопасность клиента является первоосновой для деятельности, охрана и услуги следуют после безопасности. Уровень риска у такого сотрудника охраны, естественно, выше, чем у частного охранника категории ABC и АСВ и, естественно, оценка его услуг в материальном отношении несравненно выше.
Охрана магазинов
Охрана магазинов классифицируется по перечню ABC, как стационарные объекты, требующие охрану, обеспечения безопасности персонала и клиентов, а также оказание услуг со стороны охраны. Обеспечить безопасность магазинов поможет комплекс охранных мероприятий в основном предупреждающего характера. Практика показала, что эффективной может считаться лишь такая организация охраны магазинов, которая не позволяет преступникам найти незащищенные места в режиме охраны объекта, и дает возможность пресекать преступные действия на самой ранней их стадии. Для правильного выбора тактики при охране магазина учитывают: информацию о самом объекте, характере продаваемых товаров, данные о персонале, оперативную обстановку вокруг магазина — все это, бесспорно, будет влиять на выбор приемов и средств охраны, организацию режима охраны, используемые на объекте технические средства охраны.
Кроме того, необходима специальная подготовка сотрудников охраны для использования тактических приемов и технических средств охраны. К примеру, в небольших продовольственных магазинах достаточно только физической охраны в небольшом количестве у кассы и на входе (выходе). В магазинах с большими площадями, помимо охраны, непосредственно находящейся в зале, уже обязательно наличие видеосредств и сотрудников охраны у мониторов, контролирующих обстановку в торговом зале и вне его. В больших супермаркетах сотрудники охраны в гражданской одежде и под видом посетителей супермаркета контролируют клиентов в торговом зале. Существу ют и другие приемы и методы контроля.
На выбор приемов и средств охраны магазинов оказывают влияние:
- возможные приемы и способы преступных посягательств на данный магазин;
- характеристики технической оснащенности охраны и ее уязвимых мест, известно только охране;
- наличие или отсутствие на объекте средств охранно-пожарной сигнализации;
- конструктивные особенности магазина и его размещение в промышленно-хозяйственной (жилищной) зоне;
- режим и характер работы охраняемого магазина, имеющиеся на объекте ценности, их размещение и др.
- количественные и качественные характеристики сил охраны;
- вооружение и техническая оснащенность сотрудников охраны и ряд других факторов.
Решающее значение для организации охраны магазинов имеет квалифицированный подбор: подготовка и расстановка кадров и средств охраны, сбор и анализ информации о состоянии режима охраны магазина, а также постоянный контроль за работой всей системы охраны.
Документация на объекте типа ABC
Из документации на объекты типа ABC мы рекомендуем комплектовать блок обязательных и вспомогательных документов.
Обязательными документами являются:
- Копия генеральной лицензии охранной фирмы
- Копия договора об оказании охранных услуг между охранной фирмой и заказчиком
- Копия разрешения на право хранения оружия охранной фирмой (форма N1), которое выдает орган УВД
- Приказ о закреплении оружия за охраняемым объектом, который подписывается директором (руководителем) фирмы
- Журнал учета приема, сдачи и осмотра ведомственного огнестрельного (служебного) оружия, боеприпасов и специальных средств
- Список сотрудников охраны
- Инструкция о порядке выполнения служебных обязанностей сотрудниками фирмы. Эта инструкция разрабатывается с учетом оценки, проведенной в ходе осмотра объекта и размещения зон охраны.
- Положение о пропускном режиме охраняемого объекта
- Журнал приема-сдачи дежурств на объекте сотрудниками охраны
- Журнал учета выноса материальных ценностей и ряд других.
К вспомогательным документам мы рекомендуем отнести:
- Положение о внутреннем трудовом распорядке охраняемого объекта. Это положение очень важно для сотрудника охраны в его работе с посетителями и сотрудниками объекта в нерабочие дни.
- План-схему охраняемого объекта с прилегающей к ней территорией. На этой схеме должны быть отмечены все шесть зон охраны, а также указанны места размещения средств пожаротушения и видеоконтроля.
- График несения службы на объекте.
- Образцы служебных удостоверений и временных пропусков охраняемого объекта.
- Список телефонов (служебные, домашние) руководителей охраняемого объекта, коммунальных служб, ближайшего органа внутренних дел и обязательно оперативного дежурного охранной фирмы.
Эта служебная документация должна храниться в папках, и доступ к ней посторонних лиц должен быть ограничен.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.