Международная сеть торговых центров Selgros Cash&Carry поставляет фирмам, учреждениям, индивидуальным предпринимателям и частным клиентам в Германии, Польше, Румынии и России широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. На данный момент Selgros представлен 86 торговыми центрами: в Германии (43), Румынии (19), Польше (16) и России (8). На российском рынке Selgros присутствует почти 8 лет, в шести регионах работают 8 магазинов: 4 - в Москве и Московской области, и еще 4 – в Казани, Рязани, Волгограде и Ростове-на-Дону.
Ключевой особенностью работы сети в регионах является активное взаимодействие с местными поставщиками пищевой продукции. В частности, за последний год рязанский торговый центр увеличил количество сделок с локальными производителями на 20%.
«Принципиально важным моментом для нас является приоритет сотрудничества именно с российскими поставщиками пищевой продукции, более того – именно с местными производителями Рязани и Рязанской области», - говорит генеральный директор Selgros Cash&Carry Россия Михаель Ципфель.
Совершать покупки в торговых центрах Selgros можно только при наличии карты клиента или ее электронного аналога в мобильном приложении для смартфонов на базе iOS и Android. Карту клиента можно оформить, заполнив заявку на сайте или на стойке информации у входа в торговый центр. Для этого понадобится любой документ, удостоверяющий личность. Для оформления карты клиента юридические лица должны предоставить определенный пакет документов, указанных на сайте компании. Карта клиента помогает вести персональную работу с каждым покупателем, отражать скидки или специальные условия. Владельца карты Selgros, действующей во всех магазинах сети, могут сопровождать два человека.
Глобально торговый центр можно разделить на 2 зоны: продовольственных и непродовольственных товаров. Зона непродовольственных товаров разделена на 12 отделов, которых представлены разнообразные категории – от одежды и спорттоваров до бытовой техники.
Зона продовольственных товаров включает в себя 14 отделов. Самый большой из них - отдел «Напитки» - включает в себя порядка 25000 наименований алкогольных и безалкогольных продуктов. Самый большой товарооборот происходит именно здесь, особенно в выходные и предпраздничные дни.
В магазине представлен широкий ассортимент вина, крепких спиртных напитков. Как рассказал управляющий торговым центром Selgros Cash & CarryЕвгений Васильев, Selgros успешно подключились к системе
ЕГАИС
, что заняло порядка трех месяцев. Предприятия и юридические лица, имеющие лицензию на продажу алкоголя, имеют возможность покупать спиртные напитки оптом. Для таких клиентов работает специальный отдел, отпускающий алкоголь со скидкой.
Всего в торговом центре работает 130 человек, средний срок работы сотрудников – 3 года. Текучка персонала не превышает 2%. Selgrosпроводит обязательные стажировки, а затем предпочитает удерживать сотрудников гибкой системой премирования.
Локальные производители занимают в среднем 30% общего ассортимента продуктов, но все зависит от группы товаров. Наиболее выраженные позиции здесь – категория фреш, а также молочная продукция.
В отделе «Рыба» особое внимание уделяется программам производственного контроля. Продукция категории «ультрафреш» требует четкого контроля соблюдения норм санитарии и ветеринарии, а правила магазина Selgros, по словам Евгения Васильева, даже жестче, чем в соответствующем законодательстве.
Продукцию снимают с полок за сутки до конца срока годности. Нереализованные пищевые товары утилизируются лицензированными компаниями. Доля утилизированной продукции не превышает 15%.
Поставки свежей рыбы происходят каждые 2 недели, а срок хранения, например, охлажденного лосося – как раз 15 суток.
Ассортимент меняется в зависимости от сезона и предложений поставщиков. В отделе живой рыбы присутствует и экзотическая рыба, которая поставляется в Россию авиатранспортом.
Цена
на дорогую экзотику сильно зависит от обменного курса рубля. Иногда наблюдается смещение спроса на более дешевые сорта рыбы или копченую продукцию. Классика – это форель и лосось, на которые существует стабильный спрос в любой сезон.
Магазин также оказывает услуги по обработке рыбы – по желанию клиента чистит, разделывает, отделяет филе.
Около 90% поставок в отдел «Овощи и фрукты» осуществляется локальными компаниями, такими как «Заветы Ильича», «Авангард» и др. Импортная продукция включает в себя экзотические фрукты и травы. Selgros не занимается прямым импортом, а работает с импортерами или дистрибьюторами, так что после введения эмбарго задача найти новых поставщиков легла на плечи сторонних компаний. Поиск альтернативных поставщиков занял около 1-2 недель.
В отделе молочной продукции поддерживается температура ровно +4°С. Такие условия, по словам директора магазина, обеспечивают качество хранения скоропортящейся продукции.
Товары местного производства широко представлены и в этом отделе. Пометка «Цена ниже» - это маркетинговый ход сети, когда в результате сравнения цен с другими гипермаркетами города отдел закупок понижает цену на определенный продукт.
Магазин регулярно проводит акции, о которых сообщает в брошюрах, разложенных на стойках в кассовых зонах. Также практикуется адресное распространение по почтовым ящикам.
Акций достаточно много. Цены, заявленные в каталогах, актуальны как для конечных потребителей, так и для предприятий HoReCa. Регулярно проводится акция «Суперцена». По словам Евгения Васильева, у компании нет собственной торговой марки, и «Суперцена» выступает неким ее аналогом.
Визитной карточкой центров SelgrosCash&Carry остается собственное мясное производство. В магазине существует полный цикл мясной переработки – от обвалки кожи до производства колбасы. Хранение и разделка мясных туш происходит за стеклянными дверьми, таким образом, покупатель может видеть, из чего и как производятся мясные изделия и полуфабрикаты.
После того, как мясо будет выгружено на специальных подвесах в зоне приемки товаров и пройдет ветеринарный контроль, оно попадает в эту камеру. Поставки производятся как рязанскими, так и подмосковными компаниями. В неделю реализуется около 6 тонн свинины.
Все оборудование - импортное, так как в 2009 году, когда магазин открывался, о санкциях и импортозамещении не было и речи. Однако сервисное обслуживание и ремонт производят российские компании.
Шесть раз в месяц магазин посещает «тайный покупатель», один раз в квартал приходит отчет с оценкой качества обслуживания. Последняя из таких оценок для Selgros в Рязани – 98 из 100.
Помимо стойки информации, в магазине открыт «Отдел по работе с клиентами», в котором специалист консультирует покупателей, оформляет документы и принимает заказы по телефону.
Интересно, что кассы самообслуживания вводить не планируется. По мнению Евгения Васильева, покупатель привык общаться с живым человеком, а к машине клиенты будут привыкать довольно долго.
Василий Миронов, специально для Retail.ru