Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Обзор рынка торговых помещений за первое полугодие 2007 года
Рынок торговой недвижимости в первом полугодии продолжил стабильно развиваться : основные показатели сохранили устойчивый рост по сравнению с 2006 годом , значительных изменений на рынке не произошло . Наблюдалось замедление темпов прироста торговых площадей ( по сравнению с аналогичным периодом 2006 года они сократились на 42,7%), вызванное переносом сроков ввода в эксплуатацию заявленных торговых объектов – из 14 заявленных было сдано восемь .
Рынок торговой недвижимости в первом полугодии продолжил стабильно развиваться : основные показатели сохранили устойчивый рост по сравнению с 2006 годом , значительных изменений на рынке не произошло . Наблюдалось замедление темпов прироста торговых площадей ( по сравнению с аналогичным периодом 2006 года они сократились на 42,7%), вызванное переносом сроков ввода в эксплуатацию заявленных торговых объектов – из 14 заявленных было сдано восемь .
В целом необходимо отметить , что рынок торговой недвижимости развивается не только количественно , но и качественно , появляются новые направления и форматы , на рынок выходит все больше новых игроков – как девелоперов , так и торговых сетей . Первое полугодие 2007 года ознаменовалось появлением таких иностранных сетей , как французская Carrefour и израильская сеть магазинов товаров для дома и ремонта (DIY) «Хоум центр». Торговая недвижимость по — прежнему занимает лидирующие позиции по объемам инвестирования , за первое полугодие о намерениях вкладывать средства в строительство торговых площадей заявили новые для российского рынка иностранные девелоперы , среди которых голландская компания Plaza Centers, ирландская Quinn Group, американская компания Developers Diversified, а также британский фонд Aberdeen Property Investors.
Предложение
В первом полугодии 2007 года введено в эксплуатацию восемь значительных объектов , общий прирост качественных торговых площадей составил 110 200 м 2 . В настоящее время общая торговая площадь в торговых центрах Москвы составляет 2 960 200 м 2 , до конца года ожидается появление еще 21 объекта площадью около 951 575 м 2 .
Строительство ведется в основном в спальных районах Москвы , также активно осваиваются территории за пределами МКАД и в ближайшем Подмосковье .
Спрос
Спрос на качественные торговые площади очень высок и по — прежнему значительно превышает предложение , несмотря на ежегодный рост объемов строительства . Высокий спрос обусловливает высокий уровень заполняемости торговых площадей . Наибольшим спросом у арендаторов пользуются торговые помещения в крупных концептуальных торговых центрах .
Доля вакантных площадей в торговых центрах по — прежнему сохраняется на очень низком уровне и составляет не более 1%.
Ставки
Ставки аренды остаются на стабильно высоком уровне . За прошедший период средний уровень арендных ставок в торговых центрах практически не изменился и составляет $1,5–1,7 м 2/ год . Некоторый незначительный рост ставок (4–5%) наблюдался на отдельных объектах , но на общую ситуацию на рынке это не повлияло .
Тенденции и прогнозы
- Сохранится преобладание спроса над предложением . Усиление конкуренции на рынке торговой недвижимости приведет к росту арендных ставок в профессиональных ТЦ и снижению их в неудачных с точки зрения расположения объектах .
- Строительство торговых площадей в составе многофункциональных комплексов .
- Активное подземное строительство . В марте правительство Москвы одобрило концепцию освоения подземного пространства в центральной части города , и теперь в столице ежегодно планируется возводить порядка 1,5 млн м 2 недвижимости под землей .
- Строительство масштабных торговых центров в ближнем Подмосковье ( заявлены проекты строительства торговых центров в подмосковных городах Пушкино , Подольске , Реутове и т . д .), обусловленное следующими причинами :
- нехватка свободных площадей в черте города ;
- строительство в Подмосковье крупных жилых комплексов , что увеличивает плотность населения ;
- достаточное количество свободных площадей для строительства крупных объектов .
- Увеличение доли строительства специализированных торговых центров . Например , сеть садовых центров «Еврогарден» планирует открыть более 20 садовых гипермаркетов в РФ , а компания «Кухнистрой» во втором полугодии 2007 года намерена открыть самый крупный кухонный торговый центр в Москве .
- Увеличивается количество нестандартных проектов торговых центров . Например , холдинг SKM Group предложил строить многофункциональные комплексы над дорожными развязками , первые проекты планируется разместить на юго — западе и востоке Москвы .
- Девелоперы проявляют интерес к городам с населением менее 500 тыс . человек ., поскольку рынок там не настолько насыщен , как в городах — миллионниках . «Ташир» заявил о своих планах строительства масштабных торговых центров в регионах . На региональный рынок выходят также холдинг «Марта», торговая сеть «Мосмарт».
- Девелоперы все больше ориентируются на покупателей , повышается качество услуг : более тщательное внимание уделяется парковке , подъездным путям , хорошей навигационной системе .
Интервью
Яков Менделеев, «Много лосося»: «Планируем увеличить сеть дарккитченов до 100 точек»
Как развивается сервис доставки еды в составе X5 Group, об особенностях ниши и планах.