Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Обзор отрасли розничной торговли продовольственными товарами в РФ
График №1 Оборот розничной торговли продовольственными товарами (трлн руб.)
График №2 Темпы прироста ВВП и оборота розничной торговли продовольственными товарами
В расчете на душу населения оборот сектора также демонстрирует высокие темпы роста. Это говорит о том, что увеличение продаж ритейлеров происходит не за счет прироста населения, а за счет увеличения потребления в расчете на человека. Столь быстрое развитие отрасли привлекает большое количество новых компаний и инвесторов. С 2008 года количество организаций розничной торговли продовольственными товарами выросло на 45% до 59,7 тыс. в 2012 году.
График №3 Оборот розничной торговли продовольственными товарами в расчете на душу населения (тыс. руб.)
График №4 Количество организаций розничной торговли продовольственными товарами (тыс.)
График №5 Оборот розничной торговли продовольственными товарами в Европе в 2012 году ($ млрд)
График №6 Количество гипермаркетов и супермаркетов (>2 500 кв. м) на 1 млн чел.
Высокие темпы роста сектора позволили РФ стать одним из крупнейших рынков розничной торговли продовольственными товарами в Европе. При этом, учитывая, что сектор все еще показывает значительные темпы роста, уже в 2014 году РФ может стать самым крупным рынком в Европе. Безусловно, спрос на российском рынке насыщается, и темпы его роста замедляются, однако, по сравнению с развитыми странами, в РФ существует еще значительный потенциал для развития. В Европе на 1 млн жителей приходится 14 гипермаркетов и супермаркетов, а в России этот показатель равен 4. Таким образом, многие форматы магазинов розничной торговли в РФ еще недостаточно представлены, и ожидается еще больший рост популярности гипермаркетов и супермаркетов, особенно в отдаленных регионах России, где конкуренция ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге.
Таблица №1 Основные участники рынка
|
Выручка, млрд. руб. (1H 2013) |
Изм. г/г |
Чистая прибыль, млрд. руб. (1H 2013) |
Изм. г/г |
Чистая рентабель- ность |
X5 Retail Group |
276 |
+6,7% |
4,6 |
+2,7% |
1,7% |
«Магнит» |
272,8 |
+31,4% |
14,5 |
+39,7% |
5,3% |
«Окей» |
64,7 |
+20% |
1,6 |
+6% |
2,5% |
«Лента» |
62,1 |
+26,5% |
2,5 |
+4,2% |
4% |
«Дикси» |
87,4 |
+23,4% |
0,7 |
+40% |
0,8% |
Среди крупнейших российских ритейлеров особо следует выделить сети «Магнит» и «Лента». Обе компании ориентированы на развитие в регионах, где насыщенность рынка ниже, а конкуренция слабее. «Лента» развивает сеть на Северо-Западне, Сибири, Урале и усиливает присутствие в Центральном регионе. Большинство магазинов сети «Магнит» расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском Федеральных округах. Второе преимущество этих сетей – привлекательный формат магазинов, целевой аудиторией которых является население с доходом средним и ниже среднего. Такая стратегия позволяет ритейлерам демонстрировать впечатляющие темпы роста и высокую рентабельность.
Инвесторы уже дали оценку успехам компании «Магнит», акции которой котируются на Московской и Лондонской биржах. Так, котировки ритейлера на Московской бирже подскочили более чем на 80% с начала 2013 года. Рыночная стоимость «Ленты» будет определена уже в скором времени, когда компания проведет IPO на Лондонской бирже (LSE). Однако, скорее всего, акции будут размещены с дисконтом к бумагам «Магнита», чтобы привлечь больший спрос. Мы ожидаем, что IPO «Ленты» будет очень успешным, учитывая темпы роста бизнеса ритейлера и многообещающие перспективы на будущее.
Мадина Абаева, аналитик QB Finance Investment Company
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?