Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Обувной рынок Германии: розница будет расти умеренно и уверенно
С такими результатами обувная розница почувствовала себя намного лучше торговли в целом, которая, по данным федеральной статистики Германии, выросла всего на 2,5%. 82% немецких магазинов увеличили продажи, 6% – уменьшили.
Увеличились и частота покупок, и средний чек в магазинах. Выросли и средние розничные цены: женская обувь в прошлом осенне-зимнем сезоне продавалась по 82 евро за пару, мужская – по 91 евро, детская – по 61 евро. Оставшаяся часть приходится на спортивную и домашнюю обувь, носки, обувную косметику и аксессуары, продающиеся в обувных магазинах.
Увеличение среднего чека объясняется большим спросом на утепленную, а значит, более дорогую обувь. Однако розничные цены почти не изменились – они выросли на 1,2%, в пределах инфляции.
«Стоит иметь в виду, что потребители будут искать адекватное своим деньгам качество продукта, – говорит Манфред Юнкерт, генеральный директор HDS. – И не стоит обольщаться растущими зарплатами, потому что растут и расходы – на оплату энергии и мобильную связь».
Соответственно, один из самых важных вопросов – удастся ли сохранить относительную стабильность розничных цен на обувь. По данным Института IFO, в предстоящие три месяца вырастут цены на внутреннем рынке Германии. Каковы предпосылки для таких прогнозов?
В течение последних двух лет удвоились цены на кожсырье. Цены на овчину, телячью кожу и коровьи шкуры премиум-класса достигли исторического максимума. Из-за этого цены на готовые кожи увеличились на 10-15%. Продолжают расти зарплаты во всех регионах Германии – в среднем на 14%. Учитывая давление растущих цен на кожсырье, рост зарплат, нестабильность в арабских странах и колебания курса евро, немецкие обувщики ожидают роста розничных цен на 3-5% в 2011 году. Цены вырастут еще больше, если фабрики не усилят работу над снижением издержек. По данным исследовательской компании GfK, потребление в 2011 году вырастет на 1,5%.
Влияет на окончательную стоимость и размер таможенных пошлин. HDS в прошлом году провел большую работу для отмены запретительных пошлин на ввоз обуви. 31 марта антидемпинговые пошлины на обувь из Китая и Вьетнама были сняты.
Неплохо чувствуют себя обувные фабрики. В 2010 году было произведено около 30 млн пар, это на 3,2 млн пар больше, чем в 2009 году. Занятость в обувном секторе незначительно выросла – на 1,8%, с 10 621 до 10 814 человек. Число обувных компаний по сравнению с 2009 годом не изменилось – их, как и раньше, 45 (в статистику включены только фабрики с числом рабочих больше 50).
По словам Ральфа Рикера, президента Федерации немецких производителей обуви, серьезные трудности у производителей вызывает поиск квалифицированных специалистов. Конкуренция в Германии и на рынках с так называемым высоким потенциалом усиливается с каждым годом. Работа в обувном секторе становится все менее привлекательной для молодежи. Выпускники технических вузов и специализированных школ очень мало знают о возможностях карьеры в обувной индустрии – на это стоит обратить внимание всем компаниям и общими усилиями создавать образ привлекательного работодателя.
Много внимания немецкие производители уделяют защите окружающей среды. Тем более что сообщения о вредных веществах, содержащихся в тканях и кожах, появляются почти ежемесячно. Именно поэтому в кооперации с CADS (организация, которая занимается предотвращением появления вредных веществ в обуви и ее компонентах) с прошлого октября HDS начал активную промопрограмму, рассказывающую о том, что такое экологически безопасное производство. Уже более 50 компаний из обувного и текстильного сектора присоединились к ней. Эта работа продолжится и в 2011 году.
В прошлом году объем продаж немецких производителей составил 2,13 млрд евро (в 2009 году было 1,9 млрд евро). Доля продаж на внутреннем рынке увеличилась на 6,8%, до 1,533 млрд евро, экспорт вырос до 600 млн евро (+19,1% к 2009 году). В пересчете на пары продажи выросли на 24 млн пар, со 148 млн пар в 2009 г. до 172 млн пар. В то же время средняя цена за пару уменьшилась с 15,65 евро до 15,09. 86% всего экспорта приходится на европейские страны. Наибольший объем заказов сделали поляки – 28,3 млн пар (+29% по отношению к 2009 году). На втором месте Словакия (рост с 12,8 млн пар до 17,6 млн пар). Замыкает тройку лидеров Австрия – с объемом ввоза 16,3 млн пар.
Эксперты отметили значительное падение поставок в Россию – почти на миллион пар. Таким образом, из 172 млн пар в Россию было ввезено всего 3 млн. Для сравнения – в 2008 году Германия ввозила в Россию 5 млн пар.
Прогноз на 2011 год: экспорт продолжит расти, но рост продаж за рубежом будет более умеренным по сравнению с взрывным ростом в 2010 году.
Импорт в 2010 г. увеличился на 12,9%, с 472 млн пар до 533 млн пар. Впервые в истории импорт превысил полумиллионный рубеж. Только 17% обуви было ввезено из стран Евросоюза, остальные из стран Юго-Восточной Азии. Средняя цена за пару увеличилась на 4,6%, до 9,66 евро. Средняя цена за пару кожаной обуви составила 19,11 евро (+3%). 56% в импорте приходится на китайскую обувь, 14% – на вьетнамскую, 15,7% – на итальянскую. Поставки из Испании незначительно выросли – с 5,6 до 5,9 млн пар. На 9% уменьшился импорт из Португалии – до 8,8 млн пар.
Как заметил Ральф Рикер, несмотря на цифры продаж, внушающие оптимизм, очень важно сохранять трезвый подход к закупкам и гибкость по отношению к текущим продажам, поскольку пока неясно, насколько стабильными будут продажи.
Обувной рынок Германии
|
2009 |
2010 |
Динамика, % |
Количество фабрик (с числом сотрудников больше 50 чел.) |
45 |
45 |
|
Занятость, чел. |
10 621 |
10 814 |
1,8% |
Фонд оплаты труда, тыс. евро |
342 718 |
358 899 |
4,7% |
Оборот, тыс. евро |
1 939 425 |
2 133 135 |
10% |
Оборот на внутреннем рынке, тыс. евро |
1 435 718 |
1 533 033 |
6,8% |
Продажи на экспорт, тыс. евро |
503 707 |
600 102 |
19,1% |
Производство обуви в Германии, январь-сентябрь 2010 года
|
Январь-сентябрь 2009 г. |
Январь-сентябрь 2010 г. |
Динамика, % |
Январь-сентябрь 2009 г. |
Январь-сентябрь 2010 г. |
Динамика, % |
тыс. пар |
Цена за пару, евро | |||||
Мужская обувь из кожи |
1146 |
1235 |
7,7% |
45 |
44 |
-3,0% |
Женская обувь из кожи |
2301 |
2342 |
1,8% |
44 |
46 |
5,8% |
Кожаная обувь унисекс |
658 |
657 |
-0,2% |
75 |
77 |
2,8% |
Кожаные сандалии для мужчин
|
382 |
335 |
-12,4% |
32 |
33 |
3,3% |
Кожаные сандалии для женщин + унисекс |
6579 |
7813 |
18,7% |
6 |
5 |
-11,9% |
Домашняя текстильная обувь |
339 |
339 |
-0,1% |
15 |
14 |
-7,7% |
Кожаная спортивная обувь |
591 |
798 |
35,1% |
31 |
28 |
-8,6% |
Текстильная спортивная обувь |
901 |
1201 |
33,3% |
5 |
7 |
39,4% |
Специальная рабочая обувь из кожи |
2759 |
3093 |
12,1% |
45 |
45 |
-1,2% |
Импорт обуви в Германию
|
|
2009 |
2010 |
Динамика, % |
2009 |
2010 |
Динамика, % |
2009 |
2010 |
Динамика, % |
Тип обуви |
тыс. пар |
|
тыс. евро |
|
Цена за пару, евро |
| ||||
С кожаным верхом |
139 397 |
153 835 |
10,4% |
2 585 037 |
2 939 581 |
13,7% |
18,54 |
19,11 |
3,0% | |
Повседневная обувь |
100 741 |
110 676 |
9,9% |
1 981 030 |
2 273 136 |
14,7% |
19,66 |
20,54 |
4,4% | |
детская |
9345 |
11 719 |
25,4% |
126 495 |
153 427 |
21,3% |
13,54 |
13,09 |
-3,3% | |
мужская |
34 290 |
38 196 |
11,4% |
714 278 |
827 259 |
15,8% |
20,83 |
21,66 |
4,0% | |
женская |
57 106 |
60 761 |
6,4% |
1 140 258 |
1 292 451 |
13,3% |
19,97 |
21,27 |
6,5% | |
Сандалии |
|
24 458 |
27 211 |
11,3% |
354 143 |
382 188 |
7,9% |
14,48 |
14,05 |
-3,0% |
Спортивная обувь |
3630 |
3353 |
-7,6% |
98 556 |
90 213 |
-8,5% |
27,15 |
26,91 |
-0,9% | |
Домашняя обувь |
3478 |
3381 |
-2,8% |
23 754 |
25 056 |
5,5% |
6,83 |
7,41 |
8,5% | |
С синтетическим верхом |
153 624 |
165 671 |
7,8% |
764 530 |
884 247 |
15,7% |
4,98 |
5,34 |
7,2% | |
Резиновая обувь |
43 732 |
50 941 |
16,5% |
306 682 |
415 987 |
35,6% |
7,01 |
8,17 |
16,4% | |
С текстильным верхом |
132 725 |
159 132 |
19,9% |
680 524 |
874 955 |
28,6% |
5,13 |
5,50 |
7,2% | |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Всего |
471 858 |
532 732 |
12,9% |
4 356 279 |
5 143 822 |
18,1% |
9,23 |
9,66 |
4,6% |
Топ-10 стран-поставщиков обуви в Германию
|
|
2009 |
2010 |
Динамика, % |
2009 |
2010 |
Динамика, % |
Страны-поставщики |
тыс. евро |
|
Средняя цена за пару, евро |
| |||
|
1 310 868 |
1 642 760 |
25,3% |
4,94 |
5,51 |
11,6% | |
|
562 075 |
667 017 |
18,7% |
9,80 |
10,00 |
2,1% | |
|
486 969 |
558 785 |
14,7% |
21,75 |
21,57 |
-0,8% | |
|
191 805 |
234 852 |
22,4% |
12,48 |
12,95 |
3,8% | |
|
210 666 |
219 596 |
4,2% |
21,67 |
24,93 |
15,0% | |
|
165 418 |
212 855 |
28,7% |
13,14 |
14,20 |
8,1% | |
|
157 436 |
139 283 |
-11,5% |
22,07 |
22,88 |
3,7% | |
|
109 469 |
134 900 |
23,2% |
18,56 |
18,65 |
0,5% | |
|
118 447 |
116 619 |
-1,5% |
10,46 |
11,31 |
8,1% | |
|
88 963 |
107 750 |
21,1% |
26,51 |
23,21 |
-12,4% | |
Всего |
|
4 356 279 |
5 143 822 |
18,1% |
9,23 |
9,66 |
4,6% |
Экспорт обуви из Германии
|
|
2009 |
2010 |
Динамика, % |
2009 |
2010 |
Динамика, % |
2009 |
2010 |
Динамика, % |
Тип обуви |
тыс. пар |
|
тыс. евро |
|
Цена за пару, евро |
| ||||
С кожаным верхом |
53 796 |
58 474 |
8,7% |
1 471 918 |
1 574 742 |
7,0% |
27,36 |
26,93 |
-1,6% | |
Повседневная обувь |
36 512 |
37 453 |
2,6% |
1 035 419 |
1 086 724 |
5,0% |
28,36 |
29,02 |
2,3% | |
детская |
2140 |
2111 |
-1,4% |
39 133 |
37 854 |
-3,3% |
18,28 |
17,93 |
-1,9% | |
мужская |
11 633 |
11 796 |
1,4% |
334 148 |
348 885 |
4,4% |
28,72 |
29,58 |
3,0% | |
женская |
22 738 |
23 545 |
3,5% |
662 139 |
699 986 |
5,7% |
29,12 |
29,73 |
2,1% | |
Сандалии |
|
12 188 |
12 648 |
3,8% |
258 592 |
265 009 |
2,5% |
21,22 |
20,95 |
-1,2% |
Спортивная обувь |
2175 |
4891 |
124,8% |
89 158 |
114 299 |
28,2% |
40,99 |
23,37 |
-43,0% | |
Домашняя обувь |
821 |
759 |
-7,5% |
12 503 |
11 824 |
-5,4% |
15,23 |
15,58 |
2,3% | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
С синтетическим верхом |
45 630 |
52 919 |
16,0% |
399 250 |
460 197 |
15,3% |
8,75 |
8,70 |
-0,6% | |
Резиновая обувь |
10 794 |
13 959 |
29,3% |
123 992 |
164 591 |
32,7% |
11,49 |
11,79 |
2,6% | |
Текстильная обувь |
37 264 |
46 243 |
24,1% |
314 440 |
386 374 |
22,9% |
8,44 |
8,36 |
-1,0% | |
Всего |
147 837 |
172 276 |
16,5% |
2 313 442 |
2 598 829 |
12,3% |
15,65 |
15,09 |
-3,6% |
ТОП стран-импортеров немецкой обуви
|
2009 |
2010 |
Динамика, % |
2009 |
2010 |
Динамика, % |
|
тыс. пар |
Средняя цена за пару, евро | ||||
|
21 907 |
28 306 |
29,2% |
7,94 |
8,57 |
8,0% |
|
21 416 |
23 939 |
11,8% |
23,92 |
22,39 |
-6,4% |
|
12 762 |
17 638 |
38,2% |
7,01 |
6,66 |
-5,0% |
|
15 227 |
16 280 |
6,9% |
15,61 |
16,89 |
8,2% |
|
11 348 |
14 491 |
27,7% |
21,13 |
19,43 |
-8,1% |
|
11 498 |
13 209 |
14,9% |
16,81 |
17,07 |
1,6% |
|
7423 |
8428 |
13,5% |
19,99 |
19,26 |
-3,6% |
|
5548 |
7736 |
39,4% |
13,51 |
12,08 |
-10,6% |
|
5897 |
6962 |
18,1% |
20,89 |
20,00 |
-4,3% |
|
5641 |
6421 |
13,8% |
24,51 |
25,56 |
4,3% |
|
6031 |
5999 |
-0,5% |
12,79 |
12,52 |
-2,1% |
|
4202 |
4719 |
12,3% |
18,16 |
17,46 |
-3,8% |
|
2907 |
4233 |
45,6% |
12,15 |
10,72 |
-11,8% |
|
4015 |
3891 |
-3,1% |
19,03 |
17,92 |
-5,8% |
|
1823 |
3362 |
84,4% |
7,97 |
7,92 |
-0,6% |
16. Россия |
4039 |
3020 |
-25,2% |
30,31 |
27,87 |
-8,0% |
17. Венгрия |
5130 |
2445 |
-52,3% |
10,82 |
15,68 |
44,9% |
18. Ирландия |
1444 |
2277 |
57,7% |
19,01 |
17,07 |
-10,2% |
19. США |
1999 |
2257 |
12,9% |
22,72 |
24,16 |
6,3% |
20. Португалия |
1514 |
2045 |
35,1% |
16,65 |
13,80 |
-17,1% |
21. Румыния |
2192 |
1772 |
-19,2% |
10,20 |
10,76 |
5,4% |
Всего |
147 837 |
172 276 |
16,5% |
15,65 |
15,09 |
-3,6% |
Деловой журнал обувного рынка Shoes Report
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?