Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Обобранные одной сетью
Падение фондовых индексов и цен на нефть определяется в первую очередь внешними факторами, повлиять на которые каждая из стран в отдельности в значительной мере не в состоянии. Меж тем в экономике России возникают и такие явления, локализовывать и предотвращать которые власть вполне в состоянии. Один из таких конкретных случаев проседания отечественной хозяйственной сферы, причём во всё разрастающемся масштабе, сегодня происходит по вине торговой сети «Мосмарт». И он требует незамедлительного государственного вмешательства.
Дело в том, что поставщики товаров, которые данная торговая сеть с выгодой для себя продаёт, уже давно не могут получить от неё денег. При всей как бы несложности конфликт этот не является делом только лишь двух сторон, так как служит спусковым крючком для последующей цепи серьёзных экономических потрясений. Ведь неплатежи торговой сети как конечного получателя денег от населения своим контрагентам за уже поставленные товары, в том числе первой необходимости, автоматически разрушают всю структуру логистики и расчётов в оптовой и розничной торговле. Не получая своих денег, поставщики имеют трудности в расчётах с бюджетом и персоналом, не покрывают свои издержки и не имеют возможности приобрести очередную партию товара. Кстати, число работающих в компаниях, поставляющих товар «Мосмарту», превышает 200 тысяч человек, и понятно, какой удар будет нанесён по этим людям, если «Мосмарт» и в дальнейшем будет отказываться от выполнения своих обязательств. Также страдают сторонние компании, оказывающие транспортные, складские, брокерские услуги.
Ритейлерам вовремя оказали помощь
Вообще регулирование взаимоотношений между оптовой и розничной торговлей — вопрос чрезвычайно тонкий и стратегически важный. Тонкий, так как требует совершенного законодательства и регламентов, а стратегический потому, что стоит за ним продовольственная безопасность, а также нормальный хозяйственный оборот, связанный с перетоком денег от потребителя к розничной торговле и далее к поставщикам товаров и производителям. Важен и политический момент — по наполняемости прилавков и ценам на них население во многом судит и об эффективности госуправления в целом.
Учитывая чрезвычайную важность темы, Правительство РФ ещё в октябре при первых симптомах нарушения взаиморасчётов в торговле предложило ведущим госбанкам страны прокредитовать крупнейшие торговые сети. И в конце ноября на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова с представителями 10 ритейлеров: «Дикси», «Магнит», «Х5», «Седьмой континент», «Лента», «Холидей», «О’Кей», «Копейка», «Виктория» и «Мосмарт» — для поддержки отрасли было решено выделить несколько десятков миллиардов рублей. Взамен власть потребовала от сетей соответствующей финансовой и социальной ответственности, то есть вовремя расплачиваться со своими поставщиками и не задирать цены на продукты.
Вроде весьма простые требования, и понятно, для чего в первую очередь была оказана эта помощь. Торговые сети — это в своём сегменте конечные финансовые «аккумуляторы» розничной торговли, и если денежные расчёты в цепочке «население — розница — оптовые поставщики» рвутся на звене «розница — опт», то под вопросом оказывается не только деятельность сотен фирм-поставщиков, но и состояние торговли в целом. Не получив вовремя за свой товар деньги, поставщик не может снова выйти на рынок для закупки и предоставить новый товар рознице. В итоге поставщики обанкротятся, а прилавки опустеют.
По итогам совещания деньги торговым сетям были выделены, в том числе Сбербанк открыл для «Мосмарта» кредитную линию в размере 1,5 млрд рублей.
Не в коня корм, или Торговая сеть в роли удавки
Итак, задолжавший огромные суммы поставщикам «Мосмарт» получил от государства деньги, однако расплачиваться с ними, оказавшимися исключительно по его вине на мели и уже увольняющими персонал, почему-то не стал. То есть условия получения финансовой помощи, изложенные на совещании у первого вице-премьера, торговой сетью были попросту проигнорированы. При этом компания в отношениях с поставщиками с некоторых пор практически не выходит на связь — на письменные запросы не отвечает, а её руководитель Семён Слуцкий вдруг оказался абсолютно недоступным для контактов. Правда, при этом он предварительно заявил, что средств на погашение задолженности нет, когда будут — неизвестно, поставки товаров должны быть продолжены (и опять без оплаты), а проблемы поставщиков — это их личное дело.
Но если расчёты не проводились, то тогда возникает закономерный вопрос — а куда вообще делись полтора миллиарда рублей госпомощи? Попытки получить хоть какие-то разумные объяснения в пресс-службе сети оказались тщетными. Вероятно, оттого, что «чёрная дыра», в которую канула вышеозначенная сумма, логическому объяснению не поддаётся. При этом весьма красноречивая информация о фактической неплатёжеспособности ритейлера есть на сайте Московского арбитражного суда. Так вот, количество исков из-за просроченных платежей к «Мосмарту» со стороны поставщиков на 15 декабря было 137, а сумма просроченной задолженности составляла 175 млн рублей. Среди пострадавших от действий сети имена в оптовой торговле как знаковые — ООО «Меркурий», ООО «Русьимпорт», ООО «ТД Мясной двор Останкино», ООО «Раритет», ООО «Америя-Фуд», так и многие малоизвестные предприятия. И беда у них одна — «Мосмарт».
Понятно, что иск — это крайняя мера, когда поставщик уже отчаялся получить деньги иным путём. К чему это в итоге приведёт? Торговой сети грозит технический дефолт, ведь доведённые до отчаяния поставщики через решение арбитражного суда потребуют обеспечительных мер по выполнению обязательств. В итоге финансовое состояние ритейлера катастрофически ухудшится, возврат взятых кредитов (в первую очередь в Сбербанке) станет невозможным, государство попросту потеряет выданные «Мосмарту» 1,5 млрд рублей.
В свою очередь, поставщики идут навстречу «Мосмарту» и предлагают более чем щадящую схему — погашение при поставке новых партий товаров хотя бы 70 процентов из старых просроченных задолженностей. В ответ получают или молчание, или же предложение расплатиться облигациями ритейлера, которые в случае его, на сегодня весьма вероятного, банкротства стоить ничего не будут. Понятно, что данный вариант поставщиков устроить не может. В крайне тяжёлом положении оказались поставщики алкогольных напитков, и особенно те, кто занимается импортом. Ведь они уплачивают акциз, а это основная налоговая нагрузка в данной товарной группе, ещё на таможне.
Финансовая пирамида как способ оттянуть банкротство
Аналитики рынка склоняются к мнению, что первопричиной финансовой несостоятельности сети стал её откровенно непрофессиональный менеджмент. Вероятно, сеть изначально создавалась под продажу третьим лицам, из-за чего не была продумана стратегия её развития. При этом, беря кредиты и открывая всё новые магазины, убытки уже работающих покрывались за счёт этих самых займов. Сейчас, когда традиционные поставщики один за другим прекращают отгрузки товаров сети, «Мосмарт» пытается привлечь тех, кто с ним ещё не работал и априори предполагает о его добросовестности. По этой причине в столичных «Мосмартах» же полки пока ещё не опустели. Однако руководители этих новых фирм-поставщиков в погоне за планом и бонусами сильно рискуют, так как у них будет ещё меньше времени на получение своих долгов через суд. Несложно предположить, что таким образом выстраивается финансовая и товарная пирамида и долговечной она вряд ли будет. А потом будет банкротство не только поставщиков, но и товаропроизводителей, а также компаний, поставляющих им сырьё и комплектующие.
Вышеназванные проблемы «Мосмарта» особенно видны в регионах, где нет такого количества оптовых продавцов, как в Москве. И информация о неплательщике распространяется моментально. В частности, в Новокузнецке, Ижевске, Уфе полки магазинов этой сети практически пусты. Ранее бесславно закрылась широко разрекламированная сеть магазинов «Мосмартик». Причём одновременно все 52 магазина и тоже по причине неплатежей поставщикам. Что это как не тревожный сигнал и не повод принять меры воздействия на полубанкротную сеть? Следует иметь в виду и ещё одно немаловажное соображение: как только на рынке у кого-то исчезает товар, у других продавцов в условиях намечающегося дефицита возникает соблазн поднять цены.
Необходим закон о торговле
Подобная необязательность и цинизм во взаиморасчётах основаны на нынешней аморфности правовых норм, которые регулируют, хотя нет — вяло пытаются влиять на обязательства сторон. Многострадальный проект закона о розничной торговле, где всё это должно быть детально прописано, по неизвестным причинам на протяжении ряда лет не может трансформироваться в полноценный нормативный акт. Истинная причина неплатежей именно в этом. Ведь по существующему законодательству у розничного торговца нет чётких обязательств по расчётам с поставщиками, а штрафные санкции при этом просто смешны. Если поставщик и выиграет суд, то в лучшем случае с продавца за задержку платежа получит в качестве компенсации сумму, эквивалентную ставке рефинансирования Центробанка. И это при том, что многие поставщики для закупки товаров пользуются коммерческими кредитами, плата за которые намного больше.
К примеру, торговое законодательство Франции строго регламентирует, что расчёт с поставщиком ритейлер должен осуществить в течение 60 дней со дня поставки товара и за нарушение данного требования грозят жесточайшие санкции. Таким образом ставится заслон самой возможности манипулирования с чужими деньгами. Подобного регламента взаиморасчётов с жёсткой привязкой ко времени придерживаются и другие развитые страны.
И ещё одна беда — это несовершенный механизм арбитражного судопроизводства, при котором от момента подачи иска до получения судебного решения уходит около года. При этом существует множество лазеек, по которым откладывать судебное разбирательство можно очень и очень долго.
Вообще поставщики в отношениях с сетями абсолютно бесправны. Во многом за счёт обязательных так называемых входных билетов, то есть платы за право торговать в данной сети, строятся сами гипермаркеты, затем поставщики вынужденно выплачивают другие платежи и взносы. Отказаться нельзя — лишат возможности работать с сетью. А в самих договорах поставки у них в основном одни обязанности, а права почему-то в своей массе закреплены за ритейлером.
И в заключение. Вопиющий случай с «Мосмартом» требует чрезвычайных мер, ведь компанией осознанно игнорируются меры Правительства РФ по стабилизации торговли. Вероятно, должны сказать своё слово и парламентарии. Ведь если не помог полуторамиллиардный «пряник», то пора и «кнут» употребить.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?