Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Объемы продаж аптечных сетей растут опережающими темпами
Представляем вашему вниманию интервью с Давидом Мелик-Гусейновым, директором по маркетинговым исследованиям «Фармэксперт».
Каков на сегодня объем продаж в аптечных сетях России? Как он изменился в сравнении с прошлым годом?
Общий объем рынка (розничного коммерческого) за 2006 год составил 6,7 млрд долл США в ценах потребителя. Из них 45% — это объем который проходит через сети. Это около 3 млрд долл США. Динамика роста рынка — около 20% в год. Доля сетей постоянно растет за счет уменьшения доли несетевого бизнеса, а значит объемы продаж сетей растут опережающими темпами, чем весь рынок. Какое количество аптечных сетей действую сегодня в России? Их никто не считал, да и невозможно это сделать, т.к. до сих пор не юридически оформленного и законодательно принятого положения об аптечных сетях. Две аптеки — это сеть? На этот вопрос пока ответ дать нельзя. Однако, наиболее известных, занимающих до 70% от общего сетевого бизнеса — около 40 учреждений.
Каково соотношение долей рецептурной/безрецептурной продукции в аптечных сетях России?
Соотношение 50 на 50. Сети все больше внимания уделяют продукции, на которую не лимитирована торговая надбавка. На рецептурную продукцию эта надбавки фиксируется законодательно в каждом субъекте Федерации. На безрецептурную и нелекарственный ассортимент таких ограничений нет.
Кого Вы можете назвать лидером этой отрасли? Кто может претендовать на это место в ближайшем будущем?
Бесспорные лидеры: Аптеки 36,6 Ригла третья строчка — пока поле активной конкурентной борьбы, в которую втянуты: Фармакор, Имплозия и несколько других аптечных сетей.
Присутствуют ли на аптечном рынке России иностранные игроки? Если нет, то когда ожидается их экспансия в Россию?
Пока иностранного капитала в чистом виде на розничном российском фармрынке не наблюдается, однако многие западные мультинациональные компании начинают активно присматриваться к нашему рынку. Так, европейский лидер Alliance Healthcare, имеющий в России собственного оптового игрока (Аптека Холдинг ) уже неоднократно заявляла о возможности и желании приобрести розничный актив в России. Конкурент Альянса — компания Celesio AG также уже неоднократно проявляла интерес и даже участвовала в торге за сеть О3, которую в конечном итоге приобрел Протек.
Сеть гипермаркетов Wal-Mart выпускает лекарственные препараты под собственной торговой маркой. Как Вы считаете, могут ли российские розничные сети взять пример с Wal-Mart и выпустить лекарства под СТМ?
Технологии «Private lable» новое явление не только в розничном фармацевтическом рынке, но и в других отраслях ритейла. Получив поддержку потребителя, проголосовавшего рублем, в знак лояльности и доверия к брэнду ритейлера, сегодня динамика продаж такой продукции высоко положительная, т.к. во-первых, как уже отмечалось, это — новое явление, а все что новое, изначально охотно поддерживается целевой аудиторией. Во-вторых, само розничное рыночное пространство только формируется. Если в Москве или Санкт-Петербурге жители уже привыкли к таким раскрученным брэндам, как Рамстор, Перекресток, Лента, «Аптеки 36,6» и т.д., то в провинции, в регионах, сети только начинают заявлять о себе, проводя агрессивную политику региональной экспансии. Проникая в регион, сети сразу же реализуют стандартную маркетинговую политику в продвижении собственного брэнда, особенно в отношение наличия на полках товаров под собственным лэйблом. Однако, я полагаю, что реализация технологий «Private lable» может принести успех тем, кто осуществляет этот проект одним из первых. Эффект «второго и третьего билета» определенно сказывается на доверии к этой продукции, а также размыванию ценностей потребителя к товару.
Первыми в фармрознице, кто стал реализовывать эти технологии, стала «Аптеки 36,6». Имея в своей структуре крупный производственный комплекс — Верофарм, им удалось вывести на рынок широкую линейку безрецептурных препаратов и изделий медицинского назначения. Сегодня многие игроки заявляют о том, что в перспективных планах они также собираются осуществить подобные проекты, однако, на мой взгляд, очень важен в этом вопросе — самоконтроль. Нельзя перейти иллюзорную грань, когда ритейлер, увлекшись раскруткой собственного брэнда, становится конкурентом для производителя. Полагаю, что эту грань надо искать в конкретных финансовых показателях компании. Однако осмелюсь предположить, что доля «Private lable» в обороте аптеки не должна превышать 10% от оборота.
Каковы темпы роста продаж в аптечных сетях России?
Порядка 35%, 40% в год.
Чем отличается российский розничный фармацевтический рынок от рынков США, Великобритании и других европейских стран?
Наш рынок пока формируется, а в связи с этим у нас до сих пор имеют место быть проблемы роста. Кроме того, российский розничный фармацевтический рынок отличает несовершенная нормативная база, большая территория страны, требующая больших усилий от компаний для осуществления экспансии в регионы и т.д.
Каков Ваш прогноз развития аптечного ритейла на ближайшие 2-5 лет?
До 2008 года сети будут контролировать до 75% от общего объема розничного коммерческого фармрынка. Рынок растет, а значит увеличивается количество игроков, осуществляющих операции на нем. Сибирскому ФО сегодня уделяется пристальное внимание со стороны больших национальных и межрегиональных игроков (аптечных сетей). Крупные ритейлеры предлагают рынку стандартный формат продаж лекарственных препаратов. У местных средних и мелких аптечных сетей есть два варианта развития. Продаться более крупному игроку или уйти в нишу. Ниши бывают разными — от узкой специализации на какой-то нозологии (например, диабет или товары для будущих мам и детей), до обслуживания, например, госпитальных учреждений (в основном коммерческих) и т.д.
Сегодня все аптеки, в основном, имеют стандартный ассортимент. Есть, однако, аптеки, которые специализируются на тяжелом специфическом ассортименте (например, онкология) или труднодоступные товары. Например, в Москве есть сеть Самсон-Фарма. С семью аптекам она делает оборот сопоставимый с сетями, в состав которых входит более 300 аптечных учреждений. А успех заключается в том, что они узко специализируются в такого рода продукции.
Интервью
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?