Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Обед с ускорением. Кто потеснит McDonald’s в Украине
Москвичи радостно пишут в своих блогах о грядущем открытии в Москве закусочных Burger King – главного конкурента McDonald’s. Киевляне оставляют завистливые комментарии. В российской столице давно работают заведения мировых сетей Pizza Hut, Kentucky Fried Chicken, Subway, Dunkin’Donuts, два года назад открылась первая кофейня Starbucks, а в 2010-м десяток-полтора закусочных планирует открыть в Белокаменной Burger King. В Киеве из крупнейших сетей общепита представлен пока только McDonald’s. Но скоро его гегемония может пошатнуться.
В ножках правды нет
И куриные лапки от KFC, и вопперы (фирменные бургеры) от Burger King – вся эта популярная на Западе стряпня давно могла войти в рацион украинцев. Польские франчайзинговые партнёры американцев планировали открыть эти закусочные в Украине ещё в 2005 году, но столкнулись с неожиданными препятствиями. Оказалось, всевозможным бургерам и снэкам украинцы предпочитают свою, национальную кухню. Как следствие, заведения категории quick&casual – столовые, где кормят «по-домашнему», но быстро – в последние годы становились всё популярнее, к «Домашней кухне» и «Пузатой хате» прибавились ещё около десяти сетей. Но и этого мало, считает постоянный клиент закусочных 27-летний киевлянин Андрей Дмитренко. «Лишь некоторые из этих заведений могут конкурировать, качество еды в остальных далеко не идеальное», – отмечает он. Ассортимент точек быстрого питания в Украине слабоват, убеждён любитель гамбургеров, и новые заведения без клиентов не остались бы. «Да, людям по душе национальная кухня. Но многие также пристрастились к суши, посещают китайские закусочные, едят пиццу, хот-доги или шаурму. Как и в других странах. Место найдётся любой еде, чем шире выбор, тем лучше!» – говорит Андрей. Правда, недавно открывшаяся сеть закусочных McFoxy ему не понравилась: «Куриные окорочка – сырые, котлеты – резиновые, а освещение – как в операционной».
Быстро и привычно
Директор донецкой консалтинговой компании «Кулинар-сервис» Наталья Кривсун считает, что украинцы тяготеют не столько к домашней пище, сколько к качественной еде. «Не думаю, что привязанность к национальной кухне настолько сильна. Иначе у нас не была бы так развита японская и вообще азиатская кухня», – говорит г-жа Кривсун, отмечая, что с появлением новых торгово-развлекательных комплексов и бизнес-центров спрос на фастфуд будет только расти.
Другой собеседник Фокуса, PR-консультант Михаил Косюк, шутя, признаётся, что готов убить за чизбургер. «Я много путешествую по Украине и постсоветским странам, и фастфуды для меня нечто узнаваемое и родное, одинаковое везде, куда бы я ни приехал. Это морально поддерживает в чужих палестинах», – говорит он. Крупным сетям, по мнению Андрея, не стоит бояться заходить в Украину: несмотря на любовь украинцев к традиционной кухне, у таких закусочных всегда будут поклонники. «И причина тому – ритм жизни, – считает Михаил Косюк. – К тому же в популярных у нас «домашних» забегаловках с каждым годом готовят всё паршивее».
Ищите партнёра
Но дело не только в кулинарных предпочтениях украинцев. До недавнего времени иностранцев отпугивали зашкаливающие арендные ставки. Сегодня цены на рынке недвижимости стали более доступными для арендаторов – в минувшем году закрылись игорные салоны, освободились гектары площади, и цены рухнули. Эксперты предполагают, что главная причина нерешительности мировых сетей теперь заключается в том, что зарубежные компании не могут найти в Украине надёжных партнёров.
Сети, подобные Burger King, расширяются за счёт торговли франшизой, а украинские предприниматели часто не выполняют условий (например, иногда корректируют меню). Такое сотрудничество рискованно для сети: закусочные должны быть одинаковыми везде, и самодеятельность здесь не приветствуется. «Если Burger King и появится, то, скорее всего, только в столице. У иностранцев серьёзные требования. В регионах предприниматели не склонны их соблюдать и не всегда исправно платят роялти», – говорит Наталья Кривсун.
«Burger King пришёл в Россию только потому, что нашёл там партнёра, купившего франшизу. Если в Украине найдётся такой же партнёр, то эта сеть откроется и в Украине. Чтобы купить франшизу, нужно иметь от $300 000 до $2 600 000 и соответствовать множеству жёстких требований, что не так легко», – добавляет директор столичной консалтинговой компании CaBaRe Николай Ткач.
Сети на выбор
Многочисленные билборды с изображением гамбургеров в образе джанк-фуда (мусорной еды), по-видимому, не влияют на сознание завсегдатаев McDonald’s. «Рынок доказывает несостоятельность антифастфудовского протеста, и очень убедительно доказывает», – говорит Андрей Косюк, имея в виду, что социальная реклама не достигает цели: очереди в закусочных не уменьшаются. По мнению Николая Ткача из CaBaRe, борьба с фастфудом вообще бьёт мимо. «Со всех каналов в один голос твердят о вреде фастфуда, но никто не говорит о том, что вредно быстро есть, а не быстро обслуживать», – подчёркивает он.
Минувший год показал, что сетевые закусочные меньше остальных заведений пострадали от кризиса, а в некоторых компаниях сумма среднего чека даже выросла. В этом году у любителей бургеров может появиться выбор. Хотя бы потому, что борьба с монополией в фастфуде уже становится трендом в ближнем зарубежье. Сегодня McDonald’s не пускают на фудкорты многих торгово-развлекательных центров в Европе, чтобы не растерять остальные точки, у которых король фастфуда оттягивает клиентов.
Евгений Сафонов, Фокус
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?