Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
4 881

Поделиться

Новая жизнь российского ритейла: смирение и осторожный оптимизм

В 2009 году, по данным Росстата, оборот розничной торговли составил 14,5 трлн рублей, что на 5,5% меньше, чем в 2008 году. По сравнению с большинством прочих отраслей экономики, розничная торговля оказалась более устойчива к последствиям кризиса, однако на фоне роста в докризисные годы даже снижение на 5,5% выглядит существенным. Согласно исследованию "Эрнст энд Янг", главными негативными последствиями кризиса для розницы стали изменение покупательского спроса и удорожание заемного финансирования. Потребление товаров длительного пользования и одежды снизилось, покупатели переключились на более дешевые бренды и частные торговые марки. Что касается привлечения финансирования, то в кризис сети отдавали предпочтение банковским кредитам - популярность IPO и выхода на рынок облигаций заметно снизилась, отмечают эксперты. При этом ставки по кредитам выросли, а многие банки не захотели идти на уступки компаниям, поскольку основные виды залогов, которые может предложить им розница - недвижимость и акции, - упали в цене.  И все же главной "головной болью" для ритейлеров на фоне кризиса стал новый закон о торговле. С февраля 2010 года розница начала жить по новым правилам. Так, например, закон запрещает ритейлерам брать с поставщиков любые бонусы за исключением вознаграждения за объем, размер которого ограничен 10%. Закон также запрещает компаниям розничной торговли, чья доля превышает 25% от всех реализованных товаров в границах субъекта РФ, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципального района или городского округа, приобретать или арендовать новые торговые объекты в этом регионе. Государство оставляет за собой право ограничивать цены на отдельные виды социально значимых товаров, если рост их стоимости превышает 30% в течение 30 дней. Предполагается, что закон, направленный на защиту интересов потребителей и производителей, должен сделать процесс ценообразования более прозрачным и защитить розничную торговлю от монополизации.  Хотя эффективность новых норм вызывает сомнения у многих участников рынка, эмоции постепенно уступают место деловому настрою. Речь больше не идет о "запрете на профессию" и визитах к "патологоанатому", о которых говорил в свое время совладелец сети "Магнит" Сергей Галицкий. Лев Хасис в начале февраля заявил, что с момента вступления в силу закона о торговле перестал его публично критиковать и запретил критику сотрудникам своей компании. "Мы можем сказать очень много негативного про этот закон, но как серьезные операторы рынка мы стали выполнять его требования", - говорит президент ГК "ДИКСИ" Илья Якубсон.  Ритейлеры все же не устают повторять, что от принятия закона несколько "проиграли" не только они сами, но также покупатели и поставщики. Так, любые ограничения на рынке, по замечанию главы ГК "Виктория" Николай Власенко, приводят к росту потребительских цен и дефициту. Добиться же снижения цен можно только двумя способами - за счет инновационных технологий и конкуренции. По мнению Льва Хасиса, главными критиками закона в будущем станут не сети, а именно поставщики, у которых отобрали законные механизмы продвижения товаров. В результате преимущество получат крупные производители, чья продукция хорошо известна покупателям и без дополнительной рекламы.  Кроме всего прочего, закон, призванный защищать интересы российских производителей, перекладывает на их плечи дополнительные издержки, которые появятся у ритейлеров из-за применения некоторых норм нового законодательства. Снизить собственные издержки сеть может только двумя способами, рассказывает Лев Хасис, - за счет покупателей и за счет производителей. Выбор, похоже, будет сделан в пользу первых.  С другой стороны, с соблюдением нормы, ограничивающей бонусы 10%, могут возникнуть трудности у самих ритейлеров, предрекает Николай Власенко. Так, установленное ограничение можно невольно превысить, если неожиданно упадут цены у поставщиков.  А пока и рознице, и поставщикам предстоит проделать огромный объем бумажной работы, чтобы к 1 августа, как того требует новое законодательство, перезаключить существующие договоры. "Предстоит безумный объем работы, связанной с переподписанием контрактов. Все рушится в один день, а ведь компании десятилетиями выстраивали систему продвижения своей продукции", - говорит Илья Якубсон. При этом, признаются представители торговых сетей, ограничение бонусов на размер их маржи не повлияет: он останется прежним, а свои потери ритейлеры могут компенсировать за счет снижения закупочных цен.  Много работы предстоит и чиновникам в Минпромторге и Федеральной антимонопольной службе. Как отметил директор департамента регулирования внутренней торговли Минпромторга Олег Сазанов, в этом году законотворческой работы предстоит не меньше, чем в прошедшем. В феврале правительство утвердило пакет из 12 подзаконных актов, необходимых для реализации закона о торговле. В их числе - методика расчета долей торговых сетей, торговый реестр, перечень социально значимых товаров, цены на которые государство может регулировать, рекомендации по разработке региональных программ развития торговли. По словам Сазанова, уже в апреле-мае правительство может утвердить перечень социально значимых продовольственных товаров, состоящий из 33 пунктов. Предполагается, что государство будет устанавливать предельно допустимые розничные цены на хлеб, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, соль, сахар, муку, говядину, свинину, баранину (кроме бескостного мяса) и кур (кроме окорочков) и некоторые другие виды продовольствия, если в течение месяца рост цен на них составит 30% и более. В законе оговаривается, что ограничивать цены на такие товары можно на срок, не превышающий 90 календарных дней.  ФАС , в свою очередь, рассчитывает к осенней сессии внести в Госдуму проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают введение штрафов для ритейлеров за неисполнение ими антимонопольных норм закона о торговле, в том числе 9 статьи, регулирующей взаимоотношения торговых сетей и поставщиков. В Минпромторге со штрафами не согласны, ФАС же настаивает, что санкции за нарушение 9 статьи должны составлять до 1 млн рублей, а депутаты Госдумы и вовсе предлагают ввести для ритейлеров оборотные штрафы.  Еще одной темой для споров стала методика подсчета долей ритейлеров на рынке в границах субъекта РФ, муниципалитета и городского округа. Согласно методике, подготовленной ФАС, для расчета доли ритейлеров объем реализованных компанией товаров "в соответствующих географических границах, за год, предшествующий расчету", будет делиться на общий объем розничной торговли в субъекте РФ (в денежном выражении). Расчет долей в границах субъекта РФ будет проводиться с 1 февраля по 31 июня 2010 года. С 1 июля расчет будет проводиться в границах субъекта РФ, в том числе в границах городов федерального значения, муниципального района, городского округа.  По словам начальника управления статистики торговли и услуг Росстата Ирины Седовой, "в основу методики ляжет принцип расчета средних величин для отдельных категорий хозяйствующих субъектов - для малых предприятий, индивидуальных предпринимателей". "Мы не можем просто взять отчетности компаний, сложить и потом получить долю компании на муниципальном рынке, поскольку существенная часть оборота розничной торговли формируется субъектами малого предпринимательства, а проверять такие компании можно только на выборочной основе", - говорит она.  Информацию по обороту розничной торговли на рынке субъекта РФ будет предоставлять Росстат, оценки которого, по замечанию Николая Власенко, "бывают далеки от реальности". В ведомстве соглашаются, что некоторые данные, действительно, бывают недостоверны. Так, сведения об организациях, прекративших свою деятельность, остаются в статистическом регистре (полный перечень компаний) еще в течение двух лет. В таких случаях, оборот будет завышаться, комментирует Ирина Седова.  Тем временем, пока не определены методика подсчета долей и наказание за превышение порога доминирования, ритейлеры не торопятся с приобретением новых активов. По словам гендиректора компании "Бизнес аналитика" Андрея Стерлина, закон осложнит консолидацию рынка, но укрупнение розницы все же останется основным трендом развития отрасли. По расчетам компании, порог доминирования в 25% пока превысила только X5 Retail Group в Ленинградской области, кроме того, Х5 приближается к "критической отметке" на рынке Санкт-Петербурга. В других федеральных округах доля самой крупной сети вряд ли превышает 15%. "Магнит", доминирующий в южных регионах, пока далек от установленного порога. Иная ситуация в городах. ГК "Виктория", например, превысила порог доминирования в Калининграде, говорит Андрей Стерлин. И если его оценка верна, компании будет затруднительно развиваться на этом рынке. В свою очередь, глава ГК "Виктория" Николай Власенко считает, что установленный законом порог доминирования не помешает развитию торговых сетей, в том числе путем слияний и поглощений. На американском рынке доля крупнейшего игрока - компании WalMart - не превышает 8% при ограничении в 35%, напоминает он.  Однако пока дальше предположений и приблизительных оценок дело не идет - как будут работать некоторые нормы закона на практике, сейчас не знают даже его создатели. Чиновники призывают поставщиков и ритейлеров активно участвовать в разработке сопутствующих закону документов. Этот процесс взял под свой контроль первый вице-премьер РФ Виктор Зубков. За соблюдением закона о торговле наблюдает и Федеральная антимонопольная служба, которая призвала компании направлять ей жалобы на нарушения. Одно громкое дело уже появилось: в марте ФАС объявила, что проводит проверку торговой сети Metro Cash&Carry по жалобам поставщиков на навязывание невыгодных условий договоров в 2008, 2009 и 2010 годах. Инициативу проявила "Единая Россия": по словам депутата Госдумы Виктора Звагельского, для контроля над соблюдением закона в ближайшее время в партии будет создана специальная программа.  В целом, окончательный вариант закона, "при всех его минусах и недоработках, получился не абсурдный и не жесткий с точки зрения регулирования и соблюдения интересов торговли", подчеркивает Звагельский. Другой вопрос - зачем понадобилось принимать несовершенный и сырой закон, механизмы действия которого вдобавок не совсем ясны, возражают ритейлеры. А "раз уж начали регулировать - могут и войти во вкус", - опасается глава ГК "Виктория" Николай Власенко, говоря о новых инициативах законодателей. И первым тревожным сигналом, по его словам, стало введение регулируемых цен на лекарства. "В развитие торговой сети закладываются пяти - десятилетние планы, поэтому нам хотелось бы знать, появятся ли еще какие-нибудь неожиданности, вроде ограничения времени торговли", - говорит Власенко. В этой связи появление общей концепции развития розницы становится необходимым. Работой над таким документом и занимается сейчас Минпромторг.  Тем не менее, ритейлеры не теряют оптимизма относительно перспектив дальнейшего развития отрасли. "Мы позитивно смотрим на российский рынок, и он остается для нас наиболее привлекательным в Восточной Европе", - говорит директор по контролю управления, член генеральной дирекции "АШАН Россия" Людовик Олинье. По его прогнозу, сейчас на долю современных форматов в общем объеме торговли приходится более 30%, а в течение ближайших лет этот показатель вырастет до 40%. По оценке компании "Бизнес Аналитика", несмотря на замедление роста современных форматов в 2009 году, через пять лет доля таких магазинов превысит 50% всего оборота продовольственной розницы. При этом лучшие перспективы развития - у мультиформатных сетей. И хотя поводов для оптимизма в отношении российского ритейла достаточно, речь не идет о ближайшей перспективе: 2010 год будет сложным. 

Однако все это - частности на фоне главной проблемы ритейлеров, сформулированной Львом Хасисом. "Еще со времен СССР в обществе выработалось отношение к торговле как к полукриминальной отрасли", - говорит он. Однако ритейлеры выполняют именно те законы, которые создает для них государство. Так, например, торговые сети несут "огромные издержки", причем многие из них от самих ритейлеров не зависят, а ведь издержки и формируют в итоге розничные цены. "Пора прекратить геноцид в отношении розничной торговли", - призывает глава X5. "Начинать надо будет с самого начала - с изменения негативного отношения к торговле: производитель товаров без производителя услуг будет никому не нужен", - считает и руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. И с этим трудно поспорить.

www.finam.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами