«По итогам 2024 года мы наблюдаем несколько трендов на рынке торговой недвижимости, – комментирует Анна Никандрова, партнер Nikoliers. – Выход новых брендов на российском рынке незначительно замедлился. Это объясняется тем, что наиболее привлекательные локации после ушедших международных игроков были заняты в 2023 г., в связи с чем темп выхода на рынок новых брендов в прошлом году снизился. При этом за последние три года в России не было открыто ни одного крупного торгового центра, тогда как именно они являются наиболее предпочтительной площадкой для открытия новых магазинов и расширения сетей. В текущем году заявлены к открытию три крупноформатных торговых объекта: ТЦ в составе ТПУ Селигерская и торговая галерея в составе МФК «Олимпийский» в Москве, МФТРК Hollywood в Санкт-Петербурге. Реализация крупных проектов может стать дополнительным стимулом для развития брендов как российский, так и международных. Несмотря на то, что российские бренды остаются основными потребителями площадей в торговых центрах (расширяют форматы магазинов, ассортиментную матрицу, представляют новые концепции), также сохраняется активность выхода на рынок иностранных брендов из дружественных стран (Китай, Турция и т.д.), особенно в категориях «Одежда и обувь» и «Бытовая техника и электроника». Для старта бизнеса в России зарубежные компании по-прежнему выбирают Москву, что говорит не только о высокой потребительской активности в регионе, но и в целом о востребованности российского рынка».
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Nikoliers: какие розничные бренды пришли на российский рынок и какие ушли в 2024 году
Российский рынок продолжает активно пополняться новыми торговыми марками как иностранных, так и отечественных ритейлеров. Консалтинговая компания Nikoliers считает бренд новым, если он открыл свой первый магазин в ТЦ или в составе стрит-ритейла (даже если это не первый выход бренда на российский рынок), либо если он был представлен ранее онлайн или в виде корнера в составе универмага, а затем впервые открылся в качестве монобрендового бутика. По оценкам компании, в 2024 году в российском розничном ландшафте появился 61 новый бренд: отечественные торговые марки более активно выходили на рынок (33 бренда) по сравнению с иностранными (28). Лидирующие позиции среди зарубежных открытий по-прежнему удерживает Китай (25%), далее идут Италия (14%), Германия (11%) и Турция (11%). Данные исследования Nikoliers – в этой статье.
Фото: Ольга Крыкова/Retail.ru
Также, по оценке Nikoliers, в 2024 году значительно трансформировалась структура отечественных брендов по ритейлерам: в текущем году на рынке торговой недвижимости превалирует доля начинающих игроков (82% открытий), тогда как на бренды от крупных ритейлеров пришлось всего 18% открытий. По прогнозам Nikoliers, этот тренд будет сохраняться на протяжении 2025 года.
Динамика выхода на рынок и ухода с рынка российских брендов, шт. Источник: Nikoliers
Совокупно в 2023 году на рынок вышли 75 новых брендов, что на 23% больше, чем в 2024 г (61 шт.). Причиной этого является агрессивная экспансия ритейлеров, которые пытались занять освободившиеся после ухода иностранных брендов площадки в 2023 году. Поскольку наиболее привлекательные локации в ТЦ были заняты, конкуренция за свободные помещения обострилась, что в свою очередь привело к замедлению темпа выхода на рынок новых брендов.
В 2023 году российские бренды также были более активны по сравнению с зарубежными: 44 открытия против 31. Этот тренд сохранился и в прошлом году, хоть и не так интенсивно: рынок пополнился 33 российскими брендами и 28 зарубежными.
При этом наиболее распространенной категорией для выхода среди отечественных ритейлеров традиционно является «Одежда и обувь», «Товары для дома», «Товары для спорта» и «Общественное питание».
Значительно изменилась структура брендов по типу источника появления.
Если в 2023 г. на начинающих игроков, которые открывали свои первые офлайн магазины, пришлось 58% от общего объема открытий, на новые бренды, созданные уже представленными на рынке крупными ритейлерами — 25% и на перезапуск ушедших иностранных ритейлеров в виде мультибрендовых магазинов 17%, то на данный момент можно выделить только две группы: начинающие игроки составляют 82% открытий, бренды от крупных российских ритейлеров — 18%.
Также среди трендов можно выделить экспансию отечественных fashion-брендов.
По экспертной оценке Nikoliers, за последние несколько лет доля российских fashion-операторов значительно выросла, сейчас она составляет 86% по объему общей занимаемой площади в торговых центрах и на ключевых пешеходных улицах в крупных городах.
Структура иностранных брендов по стране происхождения, 2024 г. Источник: Nikoliers
Географически наиболее активно в 2024 г. на российский рынок выходили зарубежные бренды, представленные странами: Китай (25%), Италия (14%), Германия (11%), Турция (11%) и Южная Корея (7%).
Наибольшее число открытий иностранных брендов в 2024 г. продемонстрировала категория «Одежда и обувь», на ее долю пришлось 17 новых торговых марок от общего количества открытий. Четыре новых зарубежных бренда появились в категории «Бытовая техника и электроника» и два в категории «Парфюмерия и косметика».
При этом традиционно Москва остается приоритетным направлением для выхода новых игроков, 82% новых брендов открыли свои первые точки продаж в столице России, 7% в Северной столице и 11% в региональных городах (Ростов-на-Дону, Пермь и Калининград).
Источник: Nikoliers. ** Уже закрыт.
Retail.ru
Интервью
Сеть винотек и оптовый поставщик вин отмечает рост продаж и расширяет географию поставок.