Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
NielsenIQ: как онлайн-продажа алкоголя повлияет на индустрию FMCG?
Мнением о том, какую роль могла бы сыграть легализация онлайн-продаж алкоголя для всего рынка FMCG в России, с Retail.ru поделился Константин Локтев, директор по работе с ритейлом NielsenIQ Россия. Приведенные в статье цифры публикуются исследовательской компанией впервые.
Неизбежен тот момент, когда все больше привыкающие к онлайн-покупкам потребители придут к пониманию того, что в их корзине не хватает пусть и не самой необходимой, но востребованной категории — алкогольных напитков.
Происходящая на наших глазах смена парадигмы онлайн-шопинга уже разрушила старые барьеры: если еще пять лет назад было сложно представить россиянина, покупающего, например, огурцы, не оценив их внешний вид, свежесть и запах лично, то сегодня продажи свежих продуктов и товаров с коротким сроком годности растут темпами, в среднем превышающими 120% — в четыре раза быстрее средних показателей.
Типичная онлайн-корзина все чаще стала включать свежее мясо и рыбу, молочные продукты со сроком годности три–четыре дня, овощи и фрукты. Причем эта картина характерна не только для России. И тот момент, когда онлайн-рынок торговли товарами повседневного спроса перейдет к более зрелому этапу развития и покупатели захотят дополнить покупку свежего хлеба или сыра, скажем, вином — все ближе.
Фото: Chiociolla/shutterstock
Оценка перспектив
Говоря об онлайн-торговле алкоголем, пока сложно сделать вывод о том, насколько мощным драйвером роста рынка станет легализация его продаж через интернет в России, однако можно однозначно утверждать, что такое решение окажет существенный эффект на FMCG-индустрию. И возможный уровень влияния можно оценить на примере европейских стран, где такая практика уже существует.
Как бы парадоксально это ни звучало, но чтобы дать оценку перспектив торговли алкоголем в интернете, необходимо в первую очередь отметить масштаб влияния категории на рынок в офлайн-каналах: супермаркетах, гипермаркетах, дискаунтерах, магазинах у дома и других точках продаж.
Ситуация такова, что среди 18 проанализированных европейских стран, включая Россию, алкоголь занимает лидирующие позиции среди всех индустрий FMCG-рынка по итогам 2020 года: в денежном выражении его офлайн-продажи выросли на 12,8% по сравнению с 8,2% в среднем.
Множество алкогольных категорий продемонстрировали ускорение динамики и в разы опередили показатели FMCG-рынка, например, продажи джина выросли в Европе на 23%, сидра — 21%, рома — 20%, пива — 16%.
Что же касается онлайн-торговли (учитываются все онлайн-покупки вне зависимости от способа доставки, в том числе Click&Collect) в Европейских странах, где легализованы дистанционные продажи алкоголя, то результаты оказались еще более впечатляющими (на основе анализа данных продаж в семи странах: Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия, Швейцария, Португалия).
Категория заняла лидирующие позиции с точки зрения роста продаж — прирост к прошлому году составил более 80% в денежном выражении, что заметно выше других сегментов FMCG-рынка (59% в продовольственном, 42% в непродовольственном).
Более того, вклад онлайн-торговли в результаты алкогольного рынка по итогам года составил порядка 20% — иными словами среди всех каналов продаж алкоголя пятая часть роста была обеспечена именно за счет дистанционной торговли.
В Великобритании и Франции эти значения и вовсе доходят до 50%. И такой тренд, вероятнее всего, продолжится, так как уровень проникновения категории среди домохозяйств остается ниже, чем в других индустриях, и обладает сильным потенциалом к росту.
Изменения в России
В сложившейся структуре российского FMCG-ритейла лидирующую роль с точки зрения каналов покупки алкоголя занимают супермаркеты и минимаркеты, на которые приходится почти 70% денежных продаж категории (согласно методологии NielsenIQ, к каналу минимаркетов относятся магазины, в которых присутствует более 25% как алкогольного, так и продуктового/непродовольственного ассортимента. В канал минимаркетов включены такие сети как «Красное и Белое», «Бристоль» и другие). Как правило, торговые точки такого формата располагаются в пешей доступности и удобны для посещения за счет чего и заняли лидирующую позицию. Но прошедший 2020 год, запомнившийся самой масштабной за последние годы трансформацией FMCG-рынка, не только серьезно повлиял на бизнес-модель игроков индустрии, но и принципиально изменил привычки покупателей.
Большинство новых привычек сохранились и продолжат определять ожидания и требования к шопингу в среднесрочной и долгосрочной перспективе: супермаркеты и минимаркеты потеряли монополию на одно из ключевых преимуществ в виде удобства совершения покупок, которая все чаще стала ассоциироваться именно с онлайн-покупками.
Запрос на создание цивилизованного и регулируемого рынка онлайн-торговли алкоголем существует не только со стороны игроков FMCG-индустрии, которые готовы инвестировать в это направление. В этом вопросе их стремления совпадают с желаниями потребителей, которые таким образом смогут получить доступ к уникальному ассортименту небольших производителей и удобному сервису.
А с учетом того, что среди анализируемых европейских стран Россия занимает второе место после Великобритании с точки зрения вклада в рост продаж алкоголя, можно уверенно говорить о серьезном эффекте запуска онлайн-продаж этой категории для отечественного FMCG-рынка. И если рассмотреть алкогольные категории помимо вина, эксперименты с онлайн-продажей которого намечены на ближайшие месяцы, то потенциал от их продажи может быть еще выше с учетом того, какими темпами они развиваются на протяжении последних лет. Только за последние 12 месяцев – с июня 2020 по май 2021 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее – продажи виски выросли на 16%, рома — на 12%, джина — на 43%.
Retail.ru
Читайте также:
«Перекресток», «Винлаб», «О’Кей», «Да!» делятся тонкостями продаж вина
Павел Глухов, «СберМаркет»: «Российский e-grocery отвоюет себе еще 4–5% рынка»
NielsenIQ: действительно ли покупателям важны проблемы экологии?
Эпатажная реклама: что можно, а что нельзя?
WineRetail: российский рынок вина в 2021 году переживает «идеальный шторм»
Российское вино: как улучшить продукт и привлечь в категорию больше покупателей?
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?