Декоративное изображение
17 379

Поделиться

NielsenIQ: 2022 год завершился самым глубоким падением продаж FMCG после 2015 года

FMCG-рынок в России по итогам 2022 года продемонстрировал самое глубокое снижение объемов продаж с момента кризиса 2014–2015 годов, сообщила исследовательская компания NielsenIQ. Номинальный рост рынка товаров повседневного спроса составил 13,6%, однако если разложить эту цифру на составляющие, то вклад реального потребления оказался отрицательным (-3,4%), а сами цифры роста обусловлены инфляцией (17%).

Такие цифры основаны на наиболее полном аудите FMCG-розницы по всей России, включающем более 200 торговых сетей, а также каналы традиционной торговли (рынки, павильоны) — суммарно более 120 тысяч точек.

Источник: NielsenIQ

Общие тренды

Тренд на снижение объемов продаж наблюдается на протяжении 11 месяцев 2022 года — за исключением марта, во время которого произошел ажиотажный всплеск на фоне новостей об уходе ряда зарубежных брендов FMCG.

Источник: NielsenIQ

Источник: ритейл-аудит NielsenIQ, МАТ = 12 месяцев по декабрь 2022 года к аналогичному периоду годом ранее (МАТ-1), офлайн-рынок

«2022 год рынок FMCG завершил самым серьезным снижением объемов потребления с момента кризиса 2014–2015 годов. Спад в первую очередь связан со снижением реальных располагаемых доходов, которые напрямую зависят от темпов роста цен, но помимо этого на рынок продолжают оказывать влияние и другие факторы: беспрецедентная трансформация логистических цепочек и смена ассортимента.

На этом фоне ключевым фактором для покупки товаров повседневного спроса стала ценовая доступность, которую российские потребители считают наиболее значимой при выборе. Учитывая критическую важность параметра цены, покупатели стали более внимательны к своим тратам и начали рациональнее планировать бюджет — в ближайшей перспективе этот фактор останется определяющим тренды на рынке», — комментирует Константин Локтев, директор по работе с ритейлерами NielsenIQ Россия.

Обзор FMCG-индустрий

Если разложить динамику FMCG-рынка на составляющие, то основной вклад в номинальный рост рынка в 13,6% внесла инфляция, которая составила 17%, а вклад реального потребления оказался отрицательным (-3,4%).

Ключевыми драйверами роста рынка стали энергетические и спортивные напитки, водка и бренди, в то время как сигареты, фруктовые соки и мороженое внесли наибольший вклад в снижение потребления.

Среди основных товарных групп рост показали только натуральные продажи алкоголя (без учета тихого вина), однако их динамика в штуках замедлилась в пять раз — до 0,7% в 2022 году против 3,7% годом ранее.

Источник: NielsenIQ

Источник: ритейл-аудит NielsenIQ, 12 месяцев по декабрь 2022 года, денежное и натуральное выражение, офлайн-рынок

«Высокая инфляция, характерная для всего российского FMCG-рынка в 2022 году, во многом обусловила резкий рост денежных продаж для большинства товаров повседневного спроса. И несмотря на то, что уже к началу декабря рост средних цен на FMCG-товары в розничных сетях замедлился до минимальных за год значений (8–9%), покупатели по-прежнему остаются чувствительными к инфляции и предпочитают искать различные пути экономии», — комментирует Константин Локтев.

Фото: Nicoleta Ionescu/shutterstock

Фото: Nicoleta Ionescu/shutterstock

Продовольственные товары

По итогам 2022 года продовольственный рынок (без учета алкоголя и сигарет) вырос на 15,6% в деньгах. Одновременно с этим темпы продаж в объемах снизились до -4,4% в 2022 году по сравнению с 3,7% в 2021.

Источник: NielsenIQ

Источник: ритейл-аудит NielsenIQ, 12 месяцев по декабрь 2022 года, денежное и натуральное выражение, офлайн-рынок

«По сравнению с прошлым годом, наиболее драматичное падение натуральных продаж среди продовольственных товаров произошло в безалкогольных напитках. Если годом ранее этот сегмент выступал драйвером продаж всего FMCG-рынка, то по итогам 2022 года динамика его продаж снизилась с 10,9% до -5,2% в натуральном выражении», — говорит Константин Локтев.  

Непродовольственные товары

Динамика непродовольственного сегмента рынка в натуральном выражении по итогам 2022 года замедлилась до -5,8% к прошлому году. Одновременно с этим в денежном выражении заметно значительное ускорение: на фоне инфляции большинство непродовольственных категорий продемонстрировали двузначные темпы прироста, а лидерами среди них стали бумажная продукция (+32%) и средства для стирки (+20,4%).

Источник: NielsenIQ

Источник: ритейл-аудит NielsenIQ, 12 месяцев по декабрь 2022 года, денежное и натуральное выражение, офлайн-рынок

«Несмотря на то, что снижение потребительского спроса на непродовольственные товары является долгосрочным трендом, в 2022 году произошли новые изменения, которые обусловили еще большее замедление продаж в индустрии. Одним из них стала трансформация ассортимента.

На фоне логистических трудностей весной 2022 года наибольшее сокращение ассортимента наблюдалось именно в непродовольственных категориях — например, стиральных порошках, персональных средствах гигиены, средствах для мытья посуды и кондиционерах для белья, где сужение составило более 30%.

Еще одним фактором стала смена покупательских привычек при выборе товаров, обусловленная стремлением сэкономить. Например, в категориях средств для мытья посуды и шампуней наибольшей привлекательностью для покупателя стали пользоваться большие упаковки — то есть те товары, которые позволяют потребителю экономить в пересчете за литр или килограмм продукции.

Одновременно с этим часть продаж перетекает в онлайн-канал, который зачастую предлагает покупателям более низкие цены. По итогам 2022 года рынок электронной коммерции в сфере FMCG вырос на 44% к прошлому году», — прокомментировал Константин Локтев.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами