Декоративное изображение
7 930

Поделиться

Nielsen: «Тренд на удобство может пересилить экономический кризис»

Какие товары выберет покупатель будущего, почему ритейлу выгодна привычка покупателя есть на ходу, и что россияне хотят от рынка FMCG? Эксперт-прогноз ожиданий российского потребителя к 2025 году представила компания Nielsen в рамках форума финансовых директоров ритейла, FMCG и ресторанного бизнеса Retail CFO 2018.

Жизнь набирает скорость

По мнению экспертов, будущее сферы потребления определяют несколько факторов. Во-первых, Россия — страна с высоким уровнем урбанизации. Доля городского населения в нашей стране сейчас составляет 74 %, к 2025 году этот показатель достигнет 83 %. Население Москвы через семь лет перешагнет за 25 миллионов человек, Санкт-Петербурга — за 6 миллионов. И это значит, что жители российских мегаполисов окончательно встанут в пробках: уже сейчас обе российские столицы входят в десятку самых загруженных городов мира в час пик.

Во-вторых, работать потребителям придется больше: доля трудоспособного населения к 2025 году сократится на 6 млн человек. При этом основной частью занятых останутся женщины. Экономическая нагрузка на них сейчас составляет порядка 77 %. И именно женщины к тому же в половине случаев отвечают за быт в семье. Все эти факторы ведут к росту популярности сервисов, способных облегчить жизнь и сократить рутину: уборка дома, каршеринг, выгул собак, услуги няни. Логично, что в стороне от тренда на удобство также не останется и рынок ритейла и FMCG. 

Вместо времени на кухне

В условиях растущей общей загруженности — стоянию у плиты россияне все чаще предпочитают фастфуд. Несмотря на сокращение доходов населения, этот рынок неуклонно растет в среднем на 5–8 % в год. Сейчас его доля составляет почти половину от всего рынка общепита. Также набирает обороты формат Fast Casual, к которому относятся, например, кулинарии и так называемый премиальный фастфуд.

Nielsen: «Тренд на удобство может пересилить экономический кризис»

Риск для FMCG в том, что потребители Fast Food и Fast Casual воспринимают это не как досуг вроде похода в кафе или ресторан, а как замену обычному приему пищи, — поясняет финансовый директор Nielsen Россия Наталья Ренгарт. — И эти направления будут расти дальше независимо от уровня дохода населения. Но стоит отметить, что привлекательность общественного питания использует не только HoReCa, но и розничные сети. Многие уже вышли на этот рынок.

По данным опроса, точки перекуса в гипермаркетах и супермаркетах встречала уже пятая часть покупателей. Половина из них при этом воспользовалась возможностью там пообедать.

С доставкой на дом

Еще одно перспективное направление — сегмент Foodtech. Рынок доставки еды в России увеличивается на 20–30 % в год и уже достиг 1,4 млрд долларов. При этом потенциал для развития достаточно большой: онлайн-заказов в данной категории в России в три раза меньше, чем в США, и в семь раз меньше, чем в Великобритании. 

Еще одна альтернатива заказу еды из кафе и ресторанов — формат Meal Kit: набор продуктов для приготовления конкретного блюда. В мире это тоже довольно популярно: так, в США такие наборы готова заказывать четверть населения страны, а 10 % уже стали постоянными клиентами подобного сервиса.

Больше, чем просто еда

Запрос на удобство влияет и на покупки в традиционном ритейле. Потребители все чаще хотят, чтобы продукты обладали дополнительными качествами. Например, были полезными или удобно упакованными.

Nielsen: «Тренд на удобство может пересилить экономический кризис»

Этот тренд только зарождается, но по косвенным признакам мы видим его перспективность, — поясняет финансовый директор Nielsen Россия Наталья Ренгарт. — Например, продажи спортивных напитков в России выросли на 28 % в рознице, протеиновых батончиков — на 113 %. При этом розница — не канал сбыта для подобных товаров.

Также половина опрошенных не прочь заменить завтрак на снеки, а обед — на высокобелковый йогурт. 

Будущее онлайн

Еще один важный момент. К 2025 году основными потребителями станут так называемое поколение миллениалов (люди, рожденные с 1981 по 2000 год) и «поколение Z» (те, кто появился на свет позже 2000 года).

Сейчас эти категории составляют половину покупателей, через семь лет их доля достигнет 75 %. А если сюда приплюсовать рост проникновения интернета (сейчас в категории от 16 до 54 лет интернетом активно пользуются 90 % россиян), то покупатель будущего абсолютно точно будет жителем цифровой эпохи, который мало внимания обращает на бренд, а в выборе продукта руководствуется принципами полезности, скорости и простоты продукта или сервиса.

Nielsen: «Тренд на удобство может пересилить экономический кризис»

Потому российская онлайн-торговля хотя пока и находится на достаточно низком уровне, однако растет активными темпами. К 2025 году, по прогнозам Минпромторга, доля e-сommerce в России может вырасти до 20 %. Сейчас некоторые категории товаров уже пользуются высоким спросом. Так, 19 % россиян когда-либо покупали товары для детей, а 35 % — средства по уходу за собой. 

По мнению экспертов, в будущем в онлайн-продажах выиграет тот, кто сможет предложить наиболее удобную сервисную модель. Например, прогнозируется развитие сервисов подписки на доставку еды. Так, в США 15 % опрошенных уже имеют минимум одну подписку. В России спрос на подобную услугу только формируется. Подписки пробовали 4 %, но почти 46 % хотели бы попробовать оформить подписку на доставку FMCG.

Людмила Клыженко, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами