Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Nielsen: Как COVID-19 изменит рынок FMCG?
Компания Nielsen провела опрос среди директоров компаний, занимающихся производством и продажей FMCG-товаров, чтобы выяснить, как, по их мнению, девальвация рубля, коронавирус и другие факторы повлияют на торговлю в 2020 году. Также исследователей интересовало, как компании будут действовать в сложившихся обстоятельствах и что положат в основу антикризисных стратегий. Результаты этого опроса – в нашей статье.
Фото: ffikretow@hotmail.com/shutterstock
Тревожные ожидания
8 из 10 производителей и ритейлеров FMCG уверены в негативных последствиях COVID-19 для их индустрий. Если за март-апрель снижение эффективности бизнеса на 5–20% и более отметили у себя 54% производителей и 38% опрошенных Nielsen ритейлеров, то снижение показателей деятельности их компаний в перспективе ближайших 12 месяцев на 5–20% и более ожидают около 70% опрошенных с обеих сторон.
Более 80% опрошенных производителей и ритейлеров прогнозируют сокращение отрасли FMCG-ритейла на 5–20% и более в 2020 году.
Пандемия нового коронавируса оказала большое влияние на рынок товаров повседневного спроса, перевернув привычные представления о покупках, однако участники опроса Nielsen из числа директоров компаний, занимающихся производством и торговлей товарами FMCG, оказались обеспокоены не только этим.
Негативные факторы, влияющие на индустрию FMCG
Среди основных негативных факторов, напрямую влияющих на бизнес, больше всего производителей называют девальвацию рубля — в перспективе 2020 года 67% опрошенных руководителей выделили эту причину в качестве основной, 56% ожидают проблем с платежной дисциплиной, 44% считают, что столкнутся с низким спросом на производимые ими товары.
Что касается FMCG-ритейлеров, то на лидирующих позициях для них как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе остаётся угроза снижения трафика в магазинах и девальвация рубля — об этом заявили 77% из них. Чуть меньшее влияние на снижение эффективности их бизнеса, по мнению ритейлеров, окажут проблемы с платежной дисциплиной (31%).
Главные причины беспокойства производителей и ритейлеров FMCG
Несмотря на то, что основные причины для беспокойства и производителей, и ритейлеров отличаются, обе стороны уверены в негативных последствиях COVID-19 и ряда других факторов на их деятельность в 2020 году. Так, 90% опрошенных директоров ожидают, что ближайшее время их компании столкнутся с последствиями снижения спроса из-за падения реальных доходов потребителей.
«Финансовые перспективы беспокоят не только ритейлеров и производителей FMCG, но и потребителей. Исследование Nielsen, проведенное в апреле 2020 года говорит о том, что более половины (55%) онлайн-респондентов в России озабочены ростом цен на продукты. Это второй по популярности вариант ответа после здоровья, о котором переживают 72% опрошенных. При этом почти все респонденты (97%) уверены в надвигающемся экономическом кризисе, на выход из которого, по их мнению, потребуется около 2 лет (22 месяца)», — говорит Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.
Сокращение издержек и инвестиции в новые направления бизнеса
На протяжении последних двух месяцев ритейлеры и производители FMCG сокращали дискреционные расходы, «замораживали» найм новых сотрудников и активно увеличивали инвестиции в диджитал-медиа и онлайн-канал продаж, чтобы отвечать на возникающие в связи с пандемией вызовы. Но за необходимостью «ручного» управления процессами в непредсказуемых условиях никто не забывал и о среднесрочных и долгосрочных перспективах, которые условно разделились на две группы: повышение эффективности через сокращение издержек и инвестиции в новые направления бизнеса.
Так, в перспективе 12 месяцев среди мер повышения эффективности оказались сохранение денежного потока и прибыли (так ответили 67% опрошенных производителей и 46% ритейлеров), сокращение дискреционных, не первостепенных расходов (62% и 54% соответственно), а также оптимизация организационной структуры (38% и 46% соответственно).
Что касается инвестиций, то и производители, и ритейлеры почти единогласно сходятся в одном — в ближайшие 12 месяцев необходимо увеличивать вложения в онлайн-торговлю — в этом признались 62% производителей и 85% ритейлеров.
«Сдвиги в сторону большей ориентации бизнеса на интернет-торговлю на рынке FMCG начались задолго до начала пандемии, но именно ее распространение дало мощный толчок развитию сектора электронной коммерции. Многие категории товаров продолжают расти трехзначными темпами даже спустя несколько недель после завершения ажиотажа, что подтверждает интерес к этому каналу покупок среди потребителей. На этом фоне некоторые ритейлеры задумались о расширении сети постаматов с продуктами, другие многократно нарастили производственные, складские и логистические мощности, чтобы справиться с возросшим потоком заказов. Можно надеяться, что после окончания периода самоизоляции онлайн-торговля FMCG продолжит развиваться высокими темпами, но даже сейчас можно с уверенностью сказать, что она закрепилась на новом для себя уровне», — говорит Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.
Изменение вектора развития многих FMCG-компаний отразится не только на таких фундаментальных особенностях бизнеса, как организационной структуре, логистических и производственных возможностях, персонале, но и даже на продвижении произведенных товаров и услуг. С этой точки зрения в ближайшем будущем развитие бизнеса в онлайн-медиа станет играть еще большую роль, чем сейчас.
Например, большинство опрошенных Nielsen компаний планируют приоритизировать расходы на социальные сети и интернет (46% и 37% опрошенных соответственно увеличат объем инвестиций в эти каналы — это самые высокие показатели среди других медиаканалов), одновременно с этим сократив затраты на наружную рекламу (46%), телевидение (43%) и радио (37%).
Статья и иллюстрации подготовлены компанией Nielsen
Интервью
Алла Подгорная, «Яндекс Лавка»: «Продажи готовой еды в регионах выросли на 72%»
Как создать линейку хитов, угодить покупателю в регионах и помогать поставщикам налаживать производство готовой еды.