Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Незваные гости
Старая проблема под новым именем
Относительно недавно для определения воровства, совершенного покупателем в магазине, появилось новое слово – шоплифтинг (shoplifting- от слов «магазин» и «тащить»). Словом «шоплифтеры» теперь называют себя те, кто крадет вещи из магазинов для себя или под заказ. Назвать это новым социальным явлением сложно, воровство старо как мир. Существует мнение, что в ближайшие и последующие годы потери ритейлеров от воровства могут увеличиться во всех странах из-за социального расслоения общества, растущих цен на товары и относительной легкости совершения кражи, несмотря на то, что ритейл прикладывает серьёзные усилия, чтобы обезопасить себя от воров.
Что плохо лежит?
Список наиболее воруемых продуктов есть во всех категориях ритейла.
Как правило, воров привлекает категория дорогих товаров, однако, средний ценовой сегмент и дешевые товары также находят своего похитителя. В сегменте food больше всего воруют дорогой алкоголь, конфеты, кофе, сыр и морепродукты. «Выносятся» из магазина и обычные продукты. В одежном ритейле чаще всего страдают отделы женской одежды и аксессуаров. На сайтах шоплифтеров (например shoplifteru.com, shoplifting.pro) есть даже заказы на дорогую брендовую одежду, гарантируя краденой вещи сбыт и мотивируя вора на кражу. Стоимость украденной вещи при этом меньше начальной суммы на 30-40%. В сегменте товаров для дома популярны дорогой электроинструмент и электросчетчики. В магазинах мобильной техники воров интересуют прежде всего новинки рынка. Количество краж увеличивается на 30-40% в холодное время года, так как объемная одежда позволяет вору легче спрятать товар и пронести его через кассу. Закономерно, что всплеск краж наблюдается в часы пик в будни и в выходные и предпраздничные дни, когда в торговом зале больше всего покупателей.Новое слово и новые методы
Сейчас из-за доступности интернета ворам стало еще проще набраться опыта и поделиться своим с коллегами по ремеслу. Более того, интернет даже позволил злоумышленникам приобретать те или иные средства для преодоления технического заграждения подготовленного ритейлером для защиты своих товаров. Часто современный вор оказывается вооружен не хуже современного охранника.
Существуют три основных средства, используемых злоумышленниками – магнитосъемник, фольгированная сумка и устройство, которое отключает охранную систему. Магнитосъемник позволяет быстро и незаметно снять защитный магнит с товара – достаточно занести его в магазин и незаметно воспользоваться. Фольгированная сумка спрячет сворованный товар при прохождении через антикражные ворота, так что они не сработают сигналом на незаконный вынос товара. «Глушилка» или устройство, отключающее охранную систему, выглядит как мобильный телефон или пачка сигарет, но может отключить или дестабилизировать охранную систему. Большинство этих устройств при желании можно приобрести через интернет-сообщества любителей и профессионалов шоплифтинга. Магнитосъемник и фольгированную сумку можно найти по цене от 2000 до 5000 рублей, «глушилка» обойдется дороже – в пределах 20000.
Технически вооружен – значит защищен
Технические средства, защищающие товар, тоже постоянно совершенствуются. Во-первых, существуют металломагнитодетекторы (отдельно и как часть охранной системы), которые в состоянии справиться с обнаружением фольгированной сумки или магнита. При этом они могут не подавать звуковых сигналов, а оповестить охрану световой сигнализацией или с помощью переносного пейджера. Это позволяет пресечь попытку кражи и контролировать подозрительного клиента в торговом зале. Надо отметить, что сейчас некоторыми компаниями разработаны новые типы защитных магнитов-датчиков, которые можно снять только совместимым оборудованием, которое продается в комплекте с противокражной системой. Во-вторых, используется усиленная защита товара – датчики, которые рвут упаковку товара, если снимать его неправильно, прикрепляются металлические тросы, боксы со специальным съемником для защиты и хранения.Однако, самое сложное – это борьба с «глушилками», которые могут парализовать сигнал от защитных ворот на несколько секунд, достаточных, чтобы вынести товар из магазина. Кроме того, в последнее время отмечается стабильный рост использования видеонаблюдения и видеоаналитики для защиты торгового пространства.Также применяются стационарные и переносные кнопки экстренного вызова охраны, системы оперативной связи и оповещения.
Все эти способы становятся частью комплексных решений по профилактике и предотвращению краж в ритейле. Сейчас основная задача ритейла – даже не поймать вора, а предотвратить кражи. Это особенно важно для создания комфортной атмосферы в магазине, когда в на кассе покупатели ждут своей очереди и нужно избежать конфликтных ситуаций, чтобы не отпугнуть постоянных клиентов. Цель системы – дать понять злоумышленнику на входе в магазин, что за ним будут следить, и уйти безнаказанным ему не удастся. Чаще вор это понимает и уходит.
Человеческий фактор
Не стоит забывать, что даже в магазинах самообслуживания присутствует персонал, который вполне способен предотвратить ситуацию кражи. По мнению сотрудников служб безопасности, около 15-18% задержаний воров происходит благодаря сигналам от защитных устройств на товаре, остальные – при помощи специальных средств наблюдения и правильно обученного персонала. Приходя в магазин, часто преступник ищет не столько товар, сколько жертву – невнимательного продавца или консультанта, чтобы воспользоваться ситуацией. Персонал, знающий поведенческие маркеры предполагаемого злоумышленника, такие, например, как нервозные движение, наличие неоправданно больших сумок и свертков, осматривание зала, а не выбор товара, в большей степени сможет предотвратить неприятную ситуацию. Знание персонала как действовать в момент подозрения на кражу, отработка схемы взаимодействия между продавцом и охранником – все это часть мер профилактики воровства.
Осведомлен, значит, вооружен
По мнению экспертов, полностью проблему воровства в современном мире решить не удастся никогда. Процент нечистых на руку покупателей колеблется от культурологических особенностей страны, экономических ситуаций и социальных явлений. В этом смысле знание «врага» и его возможностей в лицо очень сильно помогает предотвратить ситуацию. Учитывая современные технические возможности шоплифтеров, выход для ритейла один – это комплексная защита и профилактика всеми возможными средствами, начиная от суперсовременных технических, заканчивая подготовкой персонала.
Андрей Иванович Лабыцин
коммерческий директор компании «СМ ТРЭЙД», рассказывает об инновационных решениях для предотвращения воровства в магазинах
Ирина Баскакова, специально для Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.