Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Невосполнимая потеря
Закрытие Черкизовского рынка – логистического центра федерального значения, построенного на первобытных принципах, – приведет к серьезному дефициту одежды и обуви. Возместить весь объем китайского товара отечественные производители не смогут.
Измайловский райсуд вчера прекратил на 90 дней деятельность четырех из пяти предприятий, управляющих торговыми павильонами на Черкизовском рынке. А сегодня приостановил и деятельность пятого – компании «Росклас». Решения были вынесены на основании материалов проверок Госпожарнадзора Управления МЧС по Москве в отношении ООО «Фирма Илиев», ЗАО «Физкультурно-оздоровительное предприятие „Измайлово”», OOO «Голден сенчери» и ООО «Трейдикс».
В настоящее время расследуется уголовное дело о хранении на Черкизовском рынке крупной партии детских товаров, признанных опасными для жизни и здоровья людей. Всего, по данным следствия, на рынке хранится 6 тыс. контейнеров контрабандного груза на 2 млрд долларов.
На помним, что 29 июня рынок был временно закрыт из-за нарушения санитарных норм. А еще раньше мэр Москвы Юрий Лужков и председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин сообщили о том, что сделают все возможное, чтоб рынок перестал существовать навсегда, но, по словам Бастрыкина, «не все так просто, как может показаться: когда идешь вглубь проблемы, там такие „крыши”, такие фигуры всплывают, что мама не горюй».
В то же время, считают аналитики рынка, закрытие крупнейшего оптового рынка может создать дефицит товаров легпрома по всей стране. А гильотина – не лучшее средство от головной боли. По словам генерального директора Ralf Ringer Андрея Бережного, ситуацию с Черкизовским рынком можно сравнить со зданием, где бегают крысы и тараканы, но хозяин не травит их, а взрывает все здание целиком.
Черкизовский рынок до настоящего времени был крупнейшим дистрибутором одежды и обуви в России. Точных цифр нет, но, по примерным оценкам участников рынка, через него проходило товара примерно на 25 млрд долларов в год, то есть он обеспечивал половину оборота всей одежной и обувной розницы страны. Челноки и ритейлеры со всех регионов съезжались на «Черкизон», закупались партиями товара и везли вещи на свои рынки и в местные магазины. Известно также, что и достаточно крупные сети низкой ценовой категории отоваривались именно там – например, «Центробувь», «Терволина». «Оптовый рынок одежды и обуви в России необходим, поскольку у нас нет отлаженной дистрибуции, – считает Бережной. – Ни один поставщик не в состоянии закрыть весь требуемый ассортимент для ритейла».
«В регионах доля рыночной торговли весьма велика. Например, мой коллега из Костромы называл цифру в 40% от всего оборота обувных продаж города. Очевидно, что в подавляющем большинстве товар на городские рынки поступал именно с „Черкизона”», – говорит Бережной. Он считает, что закрытие рынка стопроцентно приведет к дефициту обуви и одежды. «Особенно сейчас, когда спрос ориентирован на максимально дешевые товары», – добавляет генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды (АПРИМ) Мария Сморчкова.
Пострадают не только нелегальные мигранты и их покупатели, но и российские производители небрендовых товаров, для которых Черкизовский рынок был своего рода шоу-румом. Для многих из них содержание магазинов было непозволительной роскошью, а площадка Черкизовского давала возможности показать и продать товар огромному числу региональных оптовиков. В частности, на Черкизовском активно шли продажи швейной фабрики «Славянка», «Глория джинс» и еще десятков российских компаний, не обладающих мало-мальски известным брендом. «У нас не было точки на Черкизовском, но недалеко от рынка есть магазин-дисконт», – говорит Бережной.
На первый взгляд кажется, что закрытие «Черкизона» позволит вздохнуть российским производителям, которые не раз заявляли, что их давит нелегальный китайский импорт. Но, как говорит Бережной, прямой конкуренции с Черкизовским у его компании не было: «У нас разная целевая аудитория». Те, кто покупал себе одежду и обувь на рынке в своем городке, куда шла продукция с «Черкизона». вряд ли, тем более в условиях кризиса, захочет покупать более дорогой товар. Опуститься же до черкизовских цен наша одежная и обувная розница не сможет. «Уже сейчас они работают с маржой 5%, до кризиса она составляла 30%, – говорит Сморчкова. – Господдержка до большинства из них не доходит – выделенные на легпром деньги идут в основном на фабрики, производящие военное обмундирование. С простых смертных требуют до 40% отката».
В пристрастии к нецивилизованным формам торговли играет роль и психологический фактор: люди привыкли думать, что на рынках товар дешевле, а это не всегда так. К тому же там больше вероятность наткнуться на плохое качество, а о правах потребителя можно забыть.
Даже если россияне массово захотят покупать отечественную одежду и обувь, им это не удастся. Ее просто не хватит! По оценке Discovery Research Group, доля отечественных производителей в общем объеме одежного рынка России составляет лишь 3,4−3,7%. Из обуви российские производители предлагают в основном мужскую и детскую, то есть работают в узко сегментированных нишах. При этом выдержать кризис смогут далеко не все.
Но свято место пусто не бывает. Как отмечает Сморчкова, уже сейчас стали открываться в большом количестве магазины с вывесками «Реализация таможенных товаров». Понять, кто хозяин этих магазинов и связаны ли они с таможней, не удалось, но родом товар из того же Китая. По словам экспертов, ниша «таможенных товаров» будет здорово выделяться на фоне всего розничного сектора, тем более после закрытия «Черкизона». «Когда реальные доходы падают, безработица растет, а потребительское кредитование сокращается, мы наблюдаем смещение спроса в сторону наиболее доступных, самых дешевых предложений. Проще говоря, потребители экономят уже практически на всем, что не относится к разряду первостепенных, обязательных товаров и услуг, а в сегменте непродовольственных товаров длительного пользования тренд еще более очевиден», – говорит аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин. В таких условиях ассортимент магазинов, подобных «таможенным», будет все более востребован.
Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.