Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Нет повода для пессимизма
Анализ потребительского поведения россиян в 2013 году
В 4 квартале 2013 года экономический негатив в новостном поле явно преобладал над позитивными новостями, и могло сложиться впечатление, что и весь год не задался. Некоторые эксперты уже поспешили объявить о кризисе потребительского рынка, а то и всей модели «экономики потребления». А между тем, это совершенно не соответствует действительности. Ситуация на российском потребительском рынке в 2013 году в целом может быть корректно названа снижением темпов номинального (и реального) роста, но никак не кризисом потребления.
Изменение структуры спроса (рынка), поведения и предпочтений потребителей, расстановки сил в сегментах, усиление конкуренции – это, похоже, общий лейтмотив развития потребительских рынков в 2014 году и свидетельство их зрелости. А зрелые рынки, как правило, не растут на 20-30 % в год. Вот и рынки продуктов питания и товаров повседневного спроса после десятилетия впечатляющего роста и в номинальном, и в реальном выражении, похоже, подходят к состоянию зрелости.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*, расходы на продукты питания и непродовольственные товары повседневного спроса в 2013 году выросли в номинальном выражении на 9,5% (См. Диаграмму 1). Впервые за весь период проведения мониторинга с января 2008 года, да и за весь постсоветский период с 1990 года, номинальные темпы роста повседневного потребления оказались ниже 10%.
С учетом инфляции, которая в 2013 году составила по данным Росстата 6,5%, можно говорить о росте реальных расходов на повседневное потребление в размере 2,8%. Эти показатели: 9,5% номинального роста и 2,8% – реального в точности совпадают с данными Росстата по изменению оборота розничной торговли. Здесь особенно хочется подчеркнуть, что мы говорим о росте потребления. И в реальном, и в номинальном выражении. Да, его темпы существенно снизились по сравнению с 2009-2012 гг. Но, это все же рост потребления, а не его сокращение.
Диаграмма 1. Номинальные и реальные темпы роста повседневного потребления в России в 2009 – 2013 гг. (%)
Источник: Romir Scan Panel
Аналитики понимают, что ситуация, когда рынки продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса растут на 15-20% в номинальном и 7,5-9% в реальном выражении, не может продолжаться бесконечно. В противном случае доля расходов, связанных с этими рынками должна была бы существенно возрасти, и это оказало бы угнетающее воздействие на другие рынки, например, товаров длительного пользования. А это случается как раз в периоды экономических потрясений.
Так произошло в 2009 году, когда повседневное домашнее потребление существенно возросло, а рынки товаров длительного пользования (автомобилей, мебели, одежды, бытовой техники и т.д.) сократились на 20-40%. А с учетом того, что совокупная емкость рынков продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса (фармацевтических, хозяйственных, галантерейных, парфюмерных и т.д.) составляет порядка 15 триллионов рублей в год, номинальный рост на 9,5% означает прирост стоимостного объема на 1,5 трлн. руб. за год. Это более 2% российского ВВП в масштабе цен 2013 года. Т.е. только рынки повседневных товаров способны обеспечить номинальный рост ВВП на 2% за год.
Такой же вклад, если не более могут сделать рынки товаров длительного пользования. Не менее 1% номинального прироста ВВП в 2014 году может обеспечить сектор потребительских услуг. Итого на долю потребительского сектора в 2014 году может прийтись не менее 5% номинального роста ВВП из примерно 8% ожидающихся по экономике в целом. При инфляции в 5-5,5% это может дать около 2,5% реального роста экономики России (ВВП) в 2014 году. Довольно скромный показатель на фоне былых (в 2010-2012 гг.) 3,5%, но все же лучше прошлогодних 1,3%.
Неравномерный характер роста повседневного потребления В отличие от ситуации 2001-2008 гг., когда экономический рост и рост потребления носили «фронтальный» характер (росло всё и все и примерно одинаковыми темпами – по 25-30% в год в номинальном выражении), рост потребления в посткризисную пятилетку 2009-2013 гг. приобрел дифференцированный характер. В частности, различия мы видим и по типам городов, и по отдельным социальным и доходным группам потребителей.
Так, в 2009 году номинальный рост повседневного потребления в городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей в 1,5 раза превысил показатели роста по Москве и другим городам-миллионникам (См. Диаграмму 2). В 2010 году миллионники продемонстрировали на четверть меньший рост, чем Москва и пятисоттысячники. Но в следующем 2011 году как раз миллионники показали рост повседневного потребления на четверть выше московского и почти в два раза выше, чем города с населением от 500 тысяч до миллиона жителей.
Пятисоттысячники отыгрались в 2012, но провалились в прошлом 2013. За весь год номинальный рост повседневного потребления в городах этого типа составил всего 6%. А с учетом инфляции потребительского рынка (6,5%) можно говорить о стагнации повседневного потребления в городах с населением от 500 тысяч до миллиона человек в 2013 году. Возможно, повседневные расходы в этих городах наверстают отставание уже в 2014 году.
Диаграмма 2. Номинальные темпы роста повседневного потребления в различных типах российских городов в 2009 – 2013 гг. (%)
Источник: Romir Scan Panel
Еще более дифференцированную динамику демонстрируют показатели потребления по отдельным городам. Так, к примеру, Санкт-Петербург в 2009 году показал 26% номинального роста повседневного потребления или почти 15% реального роста расходов. Но уже в 2010 году город на Неве постигло снижение потребительской активности. Расходы снизились на 2,5% в номинальном и на 10% в реальном выражении. Зато в 2011 Петербург стал абсолютным лидером по росту повседневного потребления с показателями +52% номинального и +42% реального роста. А следующие два года повседневные расходы в северной столице демонстрировали нулевой номинальный рост. Реальное потребление за два года сократилось примерно на 12%. Однако, нельзя не отметить, что даже в условиях такой рваной динамики номинальный уровень потребления продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса в Санкт-Петербурге в 2013 году почти в два раза (на 88%) превысил показатели 2008 года. Реальный рост повседневного потребления составил за пятилетку около 25%.
А вот Москва в целом по 2013 году показала очень хороший рост – 16% в номинальном и почти 9% в реальном (с поправкой на инфляцию) выражении. Правда, весь этот рост в основном пришелся на первые три квартала. А в конце года показатели потребления по Москве ушли в глубокий минус. Если ситуация не выправится к весне 2014, то провальным для московского потребительского рынка может стать как раз весь 2014 год.
В 2009 и 2010 гг. повседневное потребление в семьях с доходами ниже среднего уровня росли существенно более высокими темпами по сравнению с семьями среднего достатка и семьями с высоким уровнем достатка (См. Диаграмму 3). Реальный уровень повседневного потребления в «бедных» домохозяйствах за эти два года вырос более чем на 20%. Следующие три года темпы роста повседневного потребления в этой потребительской группе снижались, но все же оставались в области положительных (в смысле роста реального потребления) значений. Даже в 2013 году номинальное потребление у «бедных» выросло на 8%, а реальное – на 1,4%. За три последних года уровень реального потребления в семьях с низким доходом вырос как минимум на 10%, а за всю пятилетку с 2009 года – на 30-35%.
Диаграмма 3. Номинальные темпы роста повседневного потребления в различных доходных группах в 2009-2013 гг. (%)
Источник: Romir Scan Panel
В семьях среднего достатка повседневное потребление росло высокими темпами в 2009, 2011 и 2012 годах. В 2010 номинальный рост повседневных расходов у этой группы домохозяйств составил всего 11%, а реальный – скромные 2-2,5%. А вот в 2013 году в среднеобеспеченных семьях не наблюдалось даже номинального роста повседневного потребления, а реальные потребительские расходы вообще сократились примерно на 6%, фактически откатившись к уровню 2011 года. Так что недовольство «среднего класса» имеет вполне объективную экономическую основу. Однако за всю пятилетку в целом рост реального повседневного потребления у среднеобеспеченных составил порядка 20-25%.
Группа обеспеченных потребителей демонстрировала довольно скромные показатели роста повседневного потребления в 2009 и особенно 2010 годах – 9% номинального и максимум 1% реального роста. Зато в 2011 и 2013 гг. именно эта группа была в лидерах роста. Причем в 2013 году это, похоже, оказалась единственная группа, продемонстрировавшая рост реального потребления – на 5-6%. Хотя показатель и не столь впечатляет, как в предыдущие годы, но тем не менее. За пять лет реальное потребление в высокодоходной группе выросло на 33-38%.
Исследовательский холдинг Ромир
*) Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Интервью
Когда собственная доставка может быть экономически эффективнее, чем при работе с внешними службами?