Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Несчастье есть
По наблюдениям экспертов из обществ защиты прав потребителей, с наступлением кризиса резко увеличилось количество жалоб на некачественные продовольственные товары. В последние месяцы стало резко расти число заболеваний, связанных с пищевыми отравлениями. Этот показатель за последний год увеличился на 52%. Такая тенденция стала повсеместной. Плохая еда продается и в столицах, и в маленьких городах. На какие только уловки не идут продавцы, чтобы реализовать товар, на который нет спроса в период экономических трудностей.
Это и наклеивание на залежавшиеся продукты этикеток с новым сроком годности, и откровенное соскабливание с колбас и сыров верхнего слоя гнили или слизи, после чего товар можно снова отправлять на прилавок. Вместе с тем опыт показывает, что при желании потребитель может весьма успешно отстоять свои права в суде.
Повседневные походы в магазин за продуктами для рядовых покупателей неизбежны, как рассвет. Можно какое-то время обходиться без стирального порошка, крема для обуви или одеколона, но без хлеба, соли, сахара, молока на обеденном столе вряд ли удастся продержаться даже пару дней. И никакой экономический кризис не в силах отменить этот основной закон обыденной жизни. Он может внести свои коррективы лишь в предпочтения гражданами тех или иных магазинов. И единственное, на что не может согласиться потребитель, так это на обман и подлог со стороны тех, кто находится «по ту сторону прилавка» – продавцов и производителей продуктов питания. Сегодня же между продавцами и покупателями образовалась самая настоящая линия фронта.
«Сам ешь эту гадость»
«Увидев, что цена снижена почти на треть, я купила банку печени трески, думала салат сделать, – рассказала корреспонденту «НИ» Сергею ИШКОВУ жительница Самары Виктория Гладкова. – Чудом не отравилась! Открыла банку и уже хотела в тарелку положить, но вовремя увидела, что это не печень никакая, а тухлятина, залитая прогорклым растительным маслом!» Нетипичная провинциальная история? Отнюдь.
В прошлом месяце скандальную известность получила история с московским гипермаркетом «Ашан» в районе метро «Красносельская», где в ходе контрольной закупки сотрудники ОБЭП обнаружили и изъяли из продажи крупную партию рыбных деликатесов с просроченным сроком реализации. Почти полтора центнера устриц, семги, осетра, крабовых консервов были признаны опасными для здоровья и жизни людей.
«Купил недавно в «Перекрестке» фабричную упаковку подсолнечной халвы. Предложил за чаем своему четырехлетнему внуку, – рассказал «НИ» москвич Дмитрий Юхимов. – Каково же было мое удивление, когда малыш отодвинул от себя халву подальше со словами: «Сам, дед, ешь эту гадость!» Попробовал – и задохнулся от жуткого запаха испорченного подсолнечного масла и отвратительного вкуса. Присмотрелся к полустертому сроку годности продукта на упаковке и ужаснулся – срок реализации истек еще два месяца назад! Раньше такого беспардонного «впаривания» испорченных продуктов покупателям в «Перекрестке» не наблюдалось. Так что же теперь нас ожидает в более «экономных» торговых сетях – в «Кварталах», «Пятерочках», «Копейках»?»
Случаев, когда в продуктах питания встречаются инородные элементы (насекомые, камни, песок, гвозди или мыши), не счесть. «Недавно к нам обратился потребитель, который приобрел в «Рамсторе» на Красной Пресне батон хлеба с тараканом внутри, – рассказал «НИ» юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Дмитрий Лесняк. – Менеджер магазина отказалась вернуть мужчине деньги за некачественный продукт, ссылаясь на отсутствие товарного чека. Персонал супермаркета не убедило даже то, что по маркировкам, упаковке и внешнему виду хлеб был произведен в самом «Рамсторе». Видимо, 19 рублей нынешним торговцам дороже репутации магазина».
Искупать сосиску
Голь, как известно, на выдумку хитра. И это ее частное дело. Куда опаснее для окружающих ухищрения особо изворотливого в кризис торговца. Вот что удалось узнать корреспондентам «НИ» из приватных бесед с работниками этой сферы. Знает ли что-нибудь доверчивый покупатель о существовании моющихся сосисок? Когда партиям подпорченного временем, хранением и качеством изготовления колбасных изделий в секретных условиях даруют вторую жизнь. Происходит это таинственное действо обычно в подсобных помещениях магазинов, как правило, ночью. Сотрудники магазинов – от кассира до уборщицы – оттирают тряпочкой, соскребают ножом, смывают в ведре появившуюся на залежалой колбасной продукции слизь, чтобы на следующий день обновленный товар снова сверкал на прилавке.
Другой способ «впаривания» покупателю залежалого товара – переклейка этикеток со сроком реализации. Чаще всего это происходит с замороженными продуктами, по внешнему виду которых довольно сложно определить, насколько они пригодны для питания. Обычная картина, когда в морозильных камерах-прилавках среди айсбергов льда покупатели вылавливают заснеженные упаковки мороженой рыбы. Потом приносят домой, размораживают эту монолитную глыбу и удивляются, почему из килограмма филе или тушки серебристого хека, купленного в магазине, на домашней сковороде всплывает одна пена, в осадке которой чуть более половины ожидаемого продукта. Это торговые стахановцы за ночную смену нагуляли дополнительный вес рыбе, щедро окропляя ее водой в холодильных камерах. Аналогичным способом достигается рекордный привес мороженого мяса. На зависть колхозникам.
Осторожно с заморозкой
Способов обмануть потребителей существует великое множество, их используют не только продавцы, но и производители. При росте розничных цен и спаде покупательского спроса они вместе и порознь вспоминают о старых уловках и пытаются придумать новые способы обмана. В последнее время участились случаи, когда в упаковку из-под более дорогих и качественных товаров помещают более дешевые и некачественные. Чаще всего это происходит с крупами – гречкой и рисом, но также и с мукой, макаронами, чаем, кофе. Такие продукты подменить легче всего, так как для того, чтобы распознать их качество, надо быть настоящим гурманом или профессиональным товароведом. Во время кризиса, когда одни остались без работы, другие месяцами ждут зарплату, а третьим ее существенно урезали, люди стараются экономить. На всем, в том числе и на продуктах. Берут то, что дешевле, чем порой весьма активно пользуются бесчестные производители и торговцы. «Сейчас в магазинах Самары появилось много пачек сливочного масла по цене 19–26 рублей за 170–200 граммов, – говорит «НИ» председатель общественной организации защиты прав потребителей «Комитет народного контроля» Борис Данилкин. – Люди его охотно берут, а потом жалуются нам, что вкус безобразный. И правильно – экспертиза показала, что продукт, продаваемый под видом сливочного масла, таковым не является». Как показали результаты лабораторных исследований Самарского центра стандартизации, метрологии и сертификации, 60% сливочного масла ценой ниже 28 рублей – подделка. Содержание молочного жира в приобретенных образцах – от 0 до 50% вместо положенных 72,5. «Сливочное масло должно состоять только из молочного жира, а в исследуемых образцах – смесь жиров самого разного происхождения, но только не молочных», – заявил нам Борис Данилкин.
«Очень осторожно следует покупать продукты, на которых уже указан вес, особенно замороженные, – предупредил читателей «НИ» председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. – На 100–150 граммов обвешивают постоянно. В каждом более или менее крупном магазине обязательно должны находиться контрольные весы, на которых покупатель сможет перевесить товар. К сожалению, Роспотребнадзор должным образом не следит за соблюдением этого правила. Обычно в случае, если контрольные весы показывают меньший вес, продавцы не спорят с покупателем, а лишь приносят извинения, ссылаясь на ошибку. Это свидетельствует только о том, что обвес планировался заранее».
«Нас очень беспокоит увеличение заболеваемости эндокринной системы у детей, вызванной дефицитом микро- и макроэлементов, получаемых с продуктами питания», – заявил корреспонденту «НИ» Наталье ШЕРГИНОЙ заместитель руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу Александр Мельцер. – Эксперты продовольственного рынка связывают эти тенденции с тем, что почти треть пищевых продуктов на прилавках питерских магазинов не соответствует стандартам качества, а то и просто опасна для здоровья».
Продолжает работать и еще одна проверенная на практике уловка продавцов. Это когда в первых рядах на прилавках выставляют свежие продукты, а подальше – с истекающим сроком хранения. Многие люди, не обращая внимания, берут сразу несколько упаковок, и часто прихватывают парочку просроченных.
Ряды грамотных продавцов редеют
Похоже, уходит то время, когда магазины крупных торговых сетей можно было отличить по качеству и количеству предлагаемых товаров, уровню обслуживания. Сейчас они настолько сравнялись по этим показателям, что можно легко перепутать «Седьмой континент» с «Перекрестком», а «Квартал» с «Пятерочкой». Одни и те же выходцы из стран СНГ, что в гипермаркетах, что в дорогих супермаркетах, что в магазинах экономкласса, которые не всегда вежливы и не всегда разбираются в товаре. Осталась, пожалуй, лишь одна прежняя отличительная черта – уровень цен. Поэтому неудивительно, что во время кризиса многие постоянные клиенты сетевых магазинов сменили свои предпочтения, перейдя в менее дорогие торговые залы. Здравый смысл агитирует лучше любой рекламы.
«За счет снижения затрат на содержание штата некогда вполне пристойная зарплата кассирш и продавцовв зале сейчас заметно упала. Нет больше грамотных консультантов и вышколенных кассирш. Существенно поредели ряды товароведов, которыми хозяева магазинов жертвуют в первую очередь. В результате – резкое снижение качества обслуживания во всех без исключения магазинах», – поделился своими наблюдениями с «НИ» маркетолог Антон Горбунов.
Ловите бабочек
Классическую фразу обслуживающего персонала «Кушать подано» ныне, похоже, можно смело поменять на «Кушать впарено». Иллюстраций множество. Но один ставший известным «НИ» случай поражает воображение своей абсурдностью. «Буквально на днях мы выиграли судебный процесс, который тянулся полтора года, – сообщил «НИ» юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Дмитрий Лесняк. – К нам обратился мужчина, который приобрел в сети супермаркетов «Седьмой континент» козинаки за 37 рублей. Дома покупатель вскрыл упаковку, и оттуда к его изумлению вылетели… живые бабочки. Сотрудники магазина отказались вернуть деньги за некачественный товар, всячески отрицая наличие в нем брака. Экспертиза, которую потребитель провел за свой счет, установила, что там действительно жили и размножались бабочки, которые попали в продукт из-за несоблюдения условий хранения». Только через полтора года мытарств суд вынес решение в пользу истца. В итоге покупателю должны вернуть деньги за товар, четыре тыс. рублей за экспертизу и возместить 10 тыс. рублей в счет компенсации морального ущерба. Это прецедент, который показывает, что надо бороться за свои права, а не мириться с произволом и уловками торговых сетей.
На Украине боятся "скидок"
В условиях нестабильности гривны владельцы украинских сетей розничной торговли терпят миллионные убытки. В супермаркетах Киева, правда, пессимистичный настрой пока не так заметен. О значительном обвале закупок и продаж речи не идет, хотя у ряда производителей себестоимость товара уже выше, чем нынешняя цена продаж, и им становится невыгодно его поставлять. Чтобы не прогореть, магазины переходят на дешевую продукцию, зачастую подсовывая покупателю просроченный товар и маскируя это какой-нибудь акцией. Впрочем, киевляне относятся к «бесплатному сыру» настороженно, памятуя про мышеловку. Пенсионер Павел Иванович заявил «НИ» прямо: «Акциям не верю. Люди стараются тратить деньги на самое необходимое, а супермаркеты за счет своих скидок чаще всего подсовывают им брак». Супруга мужчины недавно стала свидетельницей того, как расфасованное накануне мясо при ней изъяли с прилавка, а буквально через полчаса выложили вновь, но уже со свежей датой упаковки. Часто супермаркеты клеят свои ярлыки со сроками годности поверх ярлыков производителя. Но кроме обычных покупателей есть еще и оптовики, которые с выгодой для себя помогают выжить гипермаркетам. Практически в каждом втором проверенном обществами защиты прав потребителей киевском кафе и во многих ресторанах найдены просроченные продукты. Кроме того, уже отмечены случаи обвешивания в супермаркетах. Причем разница между выбитым на упаковке и истинным весом товара иногда достигает и 300 граммов.
Польские потребители ринулись отстаивать свои права Как рассказали «НИ» в Польской федерации потребителей (ПФП), кризис не только оказал пагубное воздействие на финансовое благополучие людей, но и провоцирует обострение стяжательства. А потому у 48 региональных отделений Общества защиты прав потребителей Польши (одного из подразделений ПФП) последние полгода очень много работы. В суды с сентября минувшего года по февраль нынешнего поступило почти вдвое больше дел о нарушении прав потребителей, чем за аналогичный период года прошлого. Без малого вдвое – до 4,1% – выросло число АЗС, торгующих некачественным топливом, значительно – в 1,5 раза – увеличилось число жалоб на супермаркеты, торгующие продуктами питания. Ассортимент уловок остался тем же, но изменились их масштабы. Например, пролежавшую долгое время и подпортившуюся рыбу вторично подвергают глубокой заморозке и пускают в продажу. Похожие манипуляции проводят и с мясом птицы. Не первой свежести куриные окорочка обжаривают на гриле и продают. Переклеивают этикетки со сроком годности продуктов. Корреспондент «НИ» и сам несколько раз подряд покупал в варшавском супермаркете «Ашан» прокисшее молоко в целлофановых пакетах. Все они были маркированы как продукция разных молокозаводов с длительным сроком хранения.
В штатах просроченные продукты подлежат захронению
Около месяца назад 21 гастроном торговой сети White Plains в пригородах Нью-Йорка был оштрафован на миллионы долларов за продажу продуктов питания с просроченным сроком годности. Незадолго до этого департамент надзора за качеством сельскохозяйственных продуктов штата Калифорния оштрафовал и понизил в должности менеджера торговой сети Сан-Диего Ralph Stores за попытку перевозки непроданного молока из одних гастрономов в другие, где на этот товар больше спрос, в канун истечения срока его годности. В правилах федерального департамента сельского хозяйства нет четкого определения понятия «срока годности» товаров. Например, срок годности медикаментов означает окончательное время, после которого они теряют свою эффективность. На ярлыках продуктов питания устанавливается крайний срок их легальной продажи. «Эта дата указывает на окончательный срок сохранения продуктами питания вкуса, запаха, калорийности, но не исключает возможности активизации в них всевозможных микробов. Такие продукты могут стать источником инфекционных заболеваний, и их продажа запрещена», – пояснил «НИ» менеджер чикагского магазина Ted’s Food Рик Петино. В среднем в Чикаго ежегодно до 15% просроченных продуктов питания изымаются с прилавков магазинов. Они подлежат уничтожению и хоронятся в специальных подземельях. При умышленных повторных попытках торговли такими товарами кроме мер административного характера человеку может грозить и уголовное наказание. Магазины в США очищаются от невостребованных товаров регулярно. «Наша задача – вовремя убрать с прилавков непригодные к потреблению продукты питания или же успеть сбыть их до истечения срока годности, – рассказал «НИ» совладелец одного из гастрономов Food Market в пригороде Чикаго Майкл Звегер. – Как правило, на такие товары мы снижаем цены за месяц до этого срока. Рекламируем распродажу, распространяем купоны с предложениями покупки их вкупе с другими продуктами. А иногда залежавшиеся, но еще не просроченные товары, мы отсылаем в качестве пожертвований в организации, бесплатно снабжающие продуктами бедняков». В Чикаго есть такая организация – Food Depository (Хранилище продуктов), которая занимается распределением продовольственных товаров, которые были отданы беднякам торговыми организациями и частными лицами. Там стоят холодильники, в которых продукты хранятся до истечения срока годности. В прошлом году Food Depository раздала чикагским нищим и службам армии спасения около трех млн. кг еды. Ее качество, кстати, проверяют инспекторы федерального департамента сельского хозяйства.
Новые Известия Анатолий Дмитриев, Ольга Лутовинова, Яна Сергеева, Виктор Шаньков, Борис Винокур
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?