Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Некачественных соков становится меньше
Россия сегодня входит в четверку стран самых крупных производителей соковой продукции наряду с Америкой, Германией и Китаем, а объем производства сокосодержащих негазированных напитков равен 2 800 млн литров в год. При этом на внутреннем рынке, по мнению компании «Маркет Аналитика», на долю отечественной соковой продукции приходится до 98%, импорт соков составляет порядка 2%. Согласно исследованиям, в среднем один россиянин потребляет около 21 литра соковой продукции в год, меньше, чем житель Европы, выпивающий 30-40 литров соков в год, и значительно ниже, чем американец, потребляющий 50 литров в год. При этом ассортимент соковой продукции в России значительно шире, чем на Западе. Российский потребитель любит соки, но в последнее время потерял часть доверия к соковой продукции.
В отношении соков покупатель до сих пор живет воспоминаниями 1990 – 2000-х годов и представлениями о том, что соки в большинстве своем это не натуральные, разведенные порошки. К старым мифам примешиваются новые: промышленные соки имеют повышенное содержание сахара, их нельзя употреблять тем, кто задумывается о правильном питании. В последнее время у потребителей появилось достаточно информации о качестве продуктов питания, однако многие исследования не имеют под собой серьезной научно-практической базы и не подкреплены достоверными и профессионально собранными данными.
Самостоятельно органолептические определить состав и натуральность сока невозможно, остается полагаться на мнения серьезных экспертов с научным багажом и практическим опытом. 95 % исследованной продукции отвечают требованиям натуральности. В соках сохраняются свойства фруктов и овощей, из которых они сделаны. Это натуральный комплекс биологически активных соединений и природных антиоксидантов. Сахар же является натуральным консервантом в некоторых видах сока, которые в чистом виде употреблять вообще не стоит, как, например, клюквенный. «Технологии выросли до того, что соки можно производить без консервантов, используя специальную упаковку, не пропускающую солнечные лучи и воздух, поэтому разговоры о дискредитации соков совершенно неправильны. Это очень хороший продукт», – высказал свое мнение доктор химических наук, руководитель лаборатории аналитических методов исследований пищевых продуктов Института питания РАМН Константин Эллер.В 2010 году Российский союз производителей соков утвердил внутри себя проект, который называется Система мониторинга качества соковой продукции и за три года исследовал продукцию 74 изготовителей, работающих на российском рынке и 12 производителей из стран СНГ. Цель проекта обеспечить качественный выбор на торговой полке и создать условия для добросовестной конкуренции производителей. На сегодняшний день Российский союз производителей соков составил и ведет базу данных соковой продукции, существующей на рынке (более 2300 наименований соковой продукции от более 170 производителей).
«Мы решили, что в реализации Системы мониторинга качества будем смотреть на соковую продукцию глазами покупателя: делаем закупки по нескольким городам, чаще всего в Москве, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге, и приобретаем все, например, яблочные соки, которые представлены на торговой полке в течение месяца. Далее начинаем исследование всех конкретных образцов», – рассказывает президент РСПС Иванова Наталья.
Каждый образец исследуется по 15- 30 показателям в зависимости от вида сока. Во избежание влияния субъективных факторов в зашифрованном виде образцы передаются в независимые аккредитованные лаборатории. В исследовании участвовало больше 10 российских лабораторий и 2 зарубежные. Анализ результатов проводит экспертный совет, который включает самых квалифицированных экспертов отрасли. В год исследуется около 6 соковых программ (программа – это исследование вида сока по параметрам), в которых уже изучены более 600 образцов соковой продукции, из них 560 образцов было исследовано комплексно.«Все изготовители оповещаются о результатах мониторинга качества, для того чтобы они могли составить устранить нарушения. Если изготовитель игнорирует наши результаты, то мы передаем информацию в органы потребительского контроля и сертификации, с которыми активно взаимодействуем. Они оперативно реагируют на наши обращения, так как конечная цель – вывод некачественной продукции с рынка. Кроме этого, мы передаем информацию в сети, с которыми иногда сотрудничаем, особенно о тех производителях, у которых наиболее часто фиксируются нарушения», – прокомментировала эксперт Сокового союза, исполнительный директор ООО «ЦентрСок» Людмила Хомич.
Соковая отрасль в России находится в приоритете и под пристальным вниманием законодательства. В связи с созданием Таможенного союза совершенствуются технические регламенты, требования к безопасности и к маркировке соковой продукции, а 2014 год является основным периодом перехода соковой отрасли на измененные требования. В эти документы включены также на методы контроля для целей применения технического регламента Таможенного союза на соковую продукцию.
Одна из задач, стоящая перед соковой отраслью России в настоящее время – обновить действующие национальные и межгосударственные стандарты на методы исследования соковой продукции, которые остаются востребованными и отраслью, и потребителями. Тем более, что вектор потребительского спроса все больше смещается в сторону натуральных и качественных продуктов. При этом технологии и производство не стоят на месте и вполне могут изготавливать сокосодержащие напитки и соки, особенно являющиеся источниками широкого спектра микроэлементов и витаминов, как для обычного потребления, так и для покупателей, которые находятся на специальных диетах.
Ирина Баскакова, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?