Декоративное изображение
11 525

Поделиться

Некачественных соков становится меньше

95 % соковой продукции, которая стоит на прилавках российских магазинов, соответствует и надписям, указанным на маркировке, и отвечает параметрам безопасности и требованиям к качеству, которые установлены в законодательных документах и признаны сообществам сокоделов,  5% продукции не соответствует своему наименованию – к такому выводу пришли эксперты Российского союза производителей соков после трехлетнего мониторинга рынка соковой продукции России.

Россия сегодня входит в четверку стран самых крупных производителей соковой продукции наряду с Америкой, Германией и Китаем, а объем производства сокосодержащих негазированных напитков равен 2 800 млн литров в год. При этом на внутреннем рынке, по мнению компании «Маркет Аналитика», на долю отечественной соковой продукции приходится до 98%, импорт соков составляет порядка 2%. Согласно исследованиям, в среднем один россиянин потребляет около 21 литра соковой продукции в год, меньше, чем житель Европы, выпивающий  30-40 литров соков в год, и значительно ниже, чем американец, потребляющий 50 литров в год.  При этом ассортимент соковой продукции в России значительно шире, чем на Западе. Российский потребитель любит соки, но в последнее время потерял часть доверия к соковой продукции.

В отношении соков покупатель до сих пор живет воспоминаниями 1990 – 2000-х годов и представлениями о том, что соки в большинстве своем это не натуральные, разведенные порошки. К старым мифам примешиваются новые: промышленные соки имеют повышенное содержание сахара, их нельзя употреблять тем, кто задумывается о правильном питании. В последнее время у потребителей появилось достаточно информации о качестве продуктов питания, однако многие исследования не имеют под собой серьезной научно-практической базы и не подкреплены достоверными и профессионально собранными данными.

Самостоятельно органолептические определить состав и натуральность сока невозможно, остается полагаться на мнения серьезных экспертов с научным багажом и практическим опытом. 95 % исследованной продукции отвечают требованиям натуральности. В соках сохраняются свойства фруктов и овощей, из которых они сделаны. Это натуральный комплекс биологически активных соединений и природных антиоксидантов. Сахар же является натуральным консервантом в некоторых видах сока, которые в чистом виде употреблять вообще не стоит, как, например, клюквенный. «Технологии выросли до того, что соки можно производить без консервантов, используя специальную упаковку, не пропускающую солнечные лучи и воздух, поэтому разговоры о дискредитации соков совершенно неправильны. Это очень хороший продукт», – высказал свое мнение доктор химических наук, руководитель лаборатории аналитических методов исследований пищевых продуктов Института питания РАМН Константин Эллер.

В 2010 году Российский союз производителей соков утвердил внутри себя проект, который называется Система мониторинга качества соковой продукции и за три года исследовал продукцию 74 изготовителей, работающих на российском рынке и 12 производителей из стран СНГ. Цель проекта обеспечить качественный выбор на торговой полке и создать условия для добросовестной конкуренции производителей. На сегодняшний день Российский союз производителей соков составил и ведет базу данных соковой продукции, существующей на рынке (более 2300 наименований соковой продукции от более 170 производителей).

«Мы решили, что в реализации Системы мониторинга качества будем смотреть на соковую продукцию глазами покупателя: делаем закупки по нескольким городам, чаще всего в Москве, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге, и приобретаем все, например, яблочные соки, которые представлены на торговой полке в течение месяца. Далее начинаем исследование всех конкретных образцов», – рассказывает президент РСПС Иванова Наталья.

Каждый образец исследуется по 15- 30 показателям в зависимости от вида сока. Во избежание влияния субъективных факторов в зашифрованном виде образцы передаются в независимые аккредитованные лаборатории. В исследовании участвовало больше 10 российских лабораторий и 2 зарубежные. Анализ результатов проводит экспертный совет, который включает самых квалифицированных экспертов отрасли. В год исследуется около 6 соковых программ (программа – это исследование вида сока по параметрам), в которых уже изучены более 600 образцов соковой продукции, из них 560 образцов было исследовано комплексно.

«Все изготовители оповещаются о результатах мониторинга качества, для того чтобы они могли составить устранить нарушения. Если изготовитель игнорирует наши результаты, то мы передаем информацию в органы потребительского контроля и сертификации, с которыми активно взаимодействуем. Они оперативно реагируют на наши обращения, так как конечная цель – вывод некачественной продукции с рынка. Кроме этого, мы передаем информацию в сети, с которыми иногда сотрудничаем, особенно о тех производителях, у которых наиболее часто фиксируются нарушения», – прокомментировала эксперт Сокового союза, исполнительный директор ООО «ЦентрСок» Людмила Хомич.

Соковая отрасль в России находится в приоритете и под пристальным вниманием законодательства. В связи с созданием Таможенного союза совершенствуются технические регламенты, требования к безопасности и к маркировке соковой продукции, а 2014 год является основным периодом перехода соковой отрасли на измененные требования. В эти документы включены также на методы контроля для целей применения технического регламента Таможенного союза на соковую продукцию.

Одна из задач, стоящая перед соковой отраслью России в настоящее время – обновить действующие национальные и межгосударственные стандарты на методы исследования соковой продукции, которые остаются востребованными и отраслью, и потребителями. Тем более, что вектор потребительского спроса все больше смещается в сторону натуральных и качественных продуктов.  При этом технологии и производство не стоят на месте и вполне могут изготавливать сокосодержащие напитки и соки, особенно являющиеся источниками широкого спектра микроэлементов и витаминов, как для обычного потребления, так и для покупателей, которые находятся на специальных диетах.

Ирина Баскакова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами