Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 4578
Поделиться
Неформатная е-волюция
Крупнейший в мире онлайн-ритейлер Amazon за один только квартал зарабатывает столько, сколько все интернет-магазины Рунета вместе взятые — за год. Компания появилась 17 лет назад как продавец книг, но сегодня уже трудно назвать Amazon и «книжным», и «магазином». Это скорее онлайн-«осьминог», охватывающий множество интернет-форматов. Amazon — торговая площадка для сторонних продавцов подобно японскому Rakuten, производитель электронных «читалок», как PocketBook, магазин мобильных приложений, аналогичный Android Market, сервис коллективных покупок, похожий на Groupon, шопинг-клуб брэндовых распродаж, работающий по модели Vente-privee, и много чего еще. Осенью Amazon станет еще и чуточку Wal-Mart, открыв первый офлайновый магазин.
Превращение некогда нишевых компаний в глобальных игроков продиктовано желанием заставить потребителя потратить на сайте как можно больше. Выручка Amazon.com по итогам 2010 года увеличилась на 40%, за 2011-й — на 41% и составила $48,1 млрд. И это на фоне 15-процентного роста рынка е-коммерции в США.
Не отстают от международного тренда и крупные игроки Рунета, тоже обрастая все новыми форматами торговли.
Давай дружить
«Маэль Гавэ — светлое пятно в истории Ozon. Она столь же обаятельна, сколь и умна» — так охарактеризовал француженку — генерального директора холдинга один из собеседников СФ. Улыбчивая Гавэ в школьные годы так полюбила творчество Федора Достоевского, что начала изучать русский язык — «хотела читать в оригинале». Будучи студенткой Сорбонны, Гавэ приезжала в Россию работать волонтером в детском доме.
«Не только благотворительный фонд может изменить мир. Бизнес — еще один способ сделать это,— не сомневается Гавэ и с улыбкой добавляет: — Я считаю, что бизнесом я занимаюсь лучше, чем благотворительностью».
В 2010-м Гавэ пришла в Ozon директором по маркетингу, а в 2011-м возглавила компанию. Источники СФ, знакомые с бизнесом Ozon, уверяют, что компания по-прежнему убыточна. Однако с точки зрения выручки прошлый год стал крайне удачным для компании: если весь рынок е-коммерции по итогам 2011-го увеличился на 25-30%, то объем продаж холдинга Ozon вырос на 78% и составил 8,8 млрд руб. «В долларах эта цифра выглядит еще красивее»,— говорит Гавэ.
Кроме того, осенью 2011-го холдинг привлек $100 млн от консорциума инвесторов, в числе которых фонды ru-Net Ltd, Alpha Associates, Index Ventures и крупнейший японский онлайн-ритейлер Rakuten. Это самые большие инвестиции в истории российской электронной коммерции. В феврале этого года Ozon приобрел у фонда Fast Lane Ventures лидера в сфере онлайн-продаж обуви Sapato.ru (ежемесячный оборот — около $26 млн), оплатив сделку своими акциями.
«Сейчас мы рассматриваем разные форматы онлайн-торговли и откроем новые бизнесы, чтобы охватывать все направления интернет-торговли»,— рассказывает Гавэ. В начале февраля Ozon запустил одежный интернет-бутик Ozon.Style. Сервис работает по модели шопинг-клуба подобно одному из самых посещаемых в Рунете проектов KupiVIP.ru: на портале продаются брэндовые вещи по сниженным ценам (дисконт до 80%).
В этом году Маэль Гавэ хочет сконцентрироваться на развитии Ozon.ru в качестве торговой площадки для сторонних онлайн-продавцов. Уже сейчас на Ozon.ru представлены 150 тыс. наименований товаров от 150 онлайн-продавцов. Это, конечно, капля в море по сравнению с собственным ассортиментом (более 2 млн позиций), но в разы больше, чем у магазинов, торгующих исключительно своими товарами (например, ритейлер «Эльдорадо» продает около 20 тыс. наименований).
Превращение популярных торговых порталов в сайты-агрегаторы — наиболее распространенное сегодня явление (см. график на стр. 66). С интернет-магазинами как c партнерами также работают, к примеру, крупнейший в Рунете сайт объявлений Avito.ru и самый популярный интернет-аукцион Molotok.ru. У последнего, благодаря сотрудничеству с профессиональными продавцами, в прошлом году продажи в натуральном выражении выросли на 25%, до 3,5 млн товаров. Оборот площадки по итогам 2011-го составил 2,6 млрд руб., что на 15% больше, чем годом ранее.
А вот один из лидеров по продажам электроники «Ютинет.ру», хоть и начал работу с другими онлайн-продавцами еще в начале прошлого года, особо в этом направлении не продвинулся. Партнеров у компании сейчас только четыре. Требования к контрагентам «Ютинет.ру» предъявляет серьезные: полная прозрачность складских остатков, онлайн-трекинг цен и уровень исполняемости заказов не ниже 90%. Из 2,4 млрд руб. (с НДС) общего объема продаж «Ютинет.ру» по итогам 2011 года доля партнеров составляет всего 2%.
![]() |
Я сам
«Не пили сук, на котором сидишь» — так отреагировали онлайн-продавцы на заявление крупнейшего в Рунете агрегатора магазинов Wikimart (более 1 тыс. партнеров). В конце прошлого года основатели компании Максим Фалдин и Камиль Курмакаев начали строить собственную розницу. Выпускники Стэнфордского университета разочарованы низкой исполняемостью заказов, которую обеспечивают их партнеры (см. график на обложке журнала), а недовольство покупателей обрушивается на Wikimart.
Казалось бы, Wikimart сейчас представляет собой ту же «смесь», что и Ozon.ru или «Ютинет.ру»,— интернет-магазин плюс площадка для сторонних продавцов. Однако мутация агрегатора проходит труднее. Во-первых, в отличие от интернет-магазинов, которые открывают сайты для других торговцев, Wikimart, который раньше был лишь посредником между покупателем и продавцом, создает фактически новый бизнес и строит всю необходимую для него инфраструктуру (склады, логистику и т. д.). Затраты по итогам этого года составят до $10 млн. Во-вторых, если Ozon.ru боится «каннибализации» собственного ассортимента партнерским и выбирает контрагентов по принципу «не должно быть пересечений», то Wikimart сознательно замещает часть партнерского ассортимента своим. «Мы отбираем товары, которые популярны у покупателей, но с которыми чаще всего возникают сложности»,— объясняет Фалдин. По сути Wikimart начинает конкурировать со своими же партнерами.
Подобного конфликта интересов удалось избежать крупнейшему в Рунете купонному сервису Biglion: компания занялась продажей товаров с дисконтом (подробнее на стр. 78). Инвестиции в розницу — «несколько десятков миллионов долларов».
![]() |
Период скрещивания
«Продается »кот в мешке«. Стоимость — $49,95 или $59,95» — такое объявление вполне могли бы разместить Дэн Мурилло, Саша Сиддхартха и Дэвид Вайсман, запустившие в январе этого года портал Littleblackbag.com. Сервис представляет собой симбиоз интернет-магазина, шопинг-клуба и онлайн-аукциона. Пользователь покупает «черную сумку», в которой находятся два-четыре предмета из сегмента
fashion
. Какие именно, он узнает лишь после покупки («открыть» сумку можно прямо на сайте). С момента сделки у владельца «мешка» есть неделя, чтобы, торгуясь с другими покупателями «котов в мешке», продать ненужные и купить понравившиеся вещицы. Ассортимент зачастую состоит из товаров, которые в обычной рознице в разы дороже всей «сумки». Уже через неделю после запуска проект привлек первый раунд инвестиций в размере $2,75 млн.
![]() |
Влезать в насыщенные сегменты интернет-бизнеса, где лидеры уже определены, смысла мало. Например, в Рунете почти 90% рынка продажи скидочных купонов контролируют шесть сервисов — Biglion, Groupon, Vigoda, KupiKupon, BigBuzzy и KupiBonus, за которыми стоят крупные инвесторы. Но это не смутило основателей еще почти сотни проектов, которые попытались (и все еще пытаются) подвинуть гигантов, толкаясь на 10-процентном участке рынка. Никому из них завоевать серьезные позиции не удалось.
Принести плоды может смесь технологий из разных форматов торговли вкупе с креативным подходом. К примеру, Кирилл Войцехович-Казанцев и Игорь Гроссман осенью прошлого года запустили интернет-гипермаркет Clickandpay.ru. Проект работает как агрегатор, собирая в одном месте не только онлайн-продавцов товаров, но и тех, кто предоставляет услуги. Вишенкой на торте служит услуга cashback: с каждой покупки пользователю на его счет в «Личном кабинете» возвращается часть денег (до 10% суммы покупки) — по сути это дисконт. За пару месяцев работы Clickandpay уже есть чем похвастать: около 100 партнеров, 20 тыс. посетителей в месяц и «несколько сотен» заказов в день.
Так что грамотная комбинация из уже слегка поднадоевших традиционных форматов торговли с добавлением изюминки способна помочь стартаперам выделиться из множества интернет-проектов и, возможно, стать счастливым обладателем пропуска в конкурентный мир онлайн-бизнеса. Главное — найти верное сочетание форматов.
www.kommersant.ruИнтервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?