Декоративное изображение
6 783

Поделиться

Недетские игры на детском рынке

Современная высокотехнологическая индустрия детских товаров – это один из реальных способов влияния на формирование благополучной, экологически здоровой и развивающей среды детства, удовлетворяющей общественные потребности в развитии социальной инфраструктуры для детей и семей с детьми, обеспечении их полноценной жизни, образования, воспитания, социализации, отдыха и оздоровления. Об этом было заявлено в ходе Парламентских слушаний в Совете федерации 29 марта, на которых обсуждалась Концепция формирования Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Возрождение индустрии детских товаров и детской игровой продукции в России происходит крайне медленно, с большими экономическими, финансовыми и организационными трудностями.

Необходим переход индустрии детских товаров и детской игровой продукции на инновационную модель развития, производство безопасных для здоровья детей товаров, игровой продукции, продукции для беременных и кормящих матерей и др. В целях формирования нового индустриального облика данной сферы предлагается разработать и принять Стратегию развития индустрии детских товаров в Российской Федерации на период до 2020 года и план мероприятий по ее реализации в формате федеральной целевой программы, внести соответствующие изменения и дополнения в нормативную правовую базу. На слушаниях президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) Антонина Цицулина отметила, что впервые в документе о стратегии в отношении детей появляется тема экономики. Она призвала «не относиться подозрительно к бизнесу», работающему в детской индустрии, а также «синхронизировать с этим бизнесом свои усилия».

Между тем, предстоящее вступление России в ВТО вносит существенные коррективы в стратегию  и тактику поведения российских компаний. Как отмечает председатель Комитета по стандартам и качеству АИДТ Генеральный директор компании «ОЛТРИ» Андрей Сухинин, «наряду с новыми возможностями вступление в ВТО несёт и определенные угрозы. Получая гарантированный доступ на рынки стран-участниц ВТО, Россия будет обязана расширить доступ на свой рынок путем законодательного ограничения импортных таможенных пошлин и постепенного снижения их до определенной величины».

При негативном сценарии развития событий это может затронуть интересы национальных производителей и повлечь за собой снижение конкурентоспособности российской продукции. Среди ключевых игроков рынка детских товаров возможна перегруппировка сил в тех категориях, где высока доля отечественного производства. Прежде всего, это детская одежда, которую производят свыше 340 российских предприятий и на которую приходится более 20% общей емкости рынка: белье, трикотаж, чулочно-носочные изделия, головные уборы. Изменения возможны: в сегменте детской косметики с долей отечественного производства около 56%; в производстве игр и игрушек, которые составляют на рынке детских товаров 16% общей емкости и где 214 отечественных предприятий имеют долю почти в 18%; в сегменте детской мебели. Кроме того, вступление России в ВТО может негативно повлиять на уже наметившиеся тенденции роста доверия к российским товарам, а также роста импортозамещения, что особенно относится к детской обуви и к товарам для новорожденных.

В плюсе, безусловно, оказывается потребитель. Как отмечает Андрей Перепелицын, заместитель генерального директора сети магазинов «Дети», «импортеры смогут завозить более качественные товары, пошлины на которые ранее были запредельными, рынок станет более конкурентным, цены — доступнее и в результате выиграет потребитель, который сможет удовлетворить свои потребности более качественно и более экономно. Однако для Российской детской промышленности это серьезный вызов: если увеличится поток более качественного импорта по приемлемым ценам, конкурировать с ним придется либо повышением качества, либо снижением цены отечественного товара, что непросто в обоих случаях. Для российской промышленности этот вызов должен стать тем стимулом, который позволит доказать потребителю, что российское — лучше, а значит — опять должен выиграть потребитель».

Вместе с тем, для ритейла, как отрасли, обслуживающей платежеспособный спрос, появятся свои сложности. А. Перепелицын подчеркивает:

 – Станет сложнее выбрать из более широкого ассортимента качественных импортных и отечественных товаров — что же поставить на полку. Но это, в свою очередь, также должно явиться определенным стимулом делать свою работу более качественно и отдавать свою полку товарам, за которые покупатель будет голосовать рублем.

В лидерах трендов рынка детских товаров – инновационность и экологичность, их приходится принимать в расчет, как производителям, так и ритейлу.

 – Продвижение инновационных товаров непростой вопрос для ритейла, — признает А. Перепелицын, — с одной стороны — нужно соответствовать духу времени, быть современным, инновационным. Но с другой стороны — ставить на полку товар, который никто еще не знает, который себя никак пока не проявил и для популяризации которого необходимо отдать лучшую полку, потратить силы и время для продвижения – невыгодно. Ведь аренду платишь сегодня и можешь не дотянуть до светлых времен пика продаж нового товара. Поэтому розница может принимать свое посильное участие в этом, но главное бремя продвижения инновационных товаров должно лечь на производителей, дистрибуторов и государство. Наша сеть вносит свою посильную лепту в это дело, но сказать, что это высший приоритет нашей деятельности— мы не можем.

Эксперты отмечают, что самых серьезных перемен после присоединения к ВТО можно ожидать в сегменте внемагазинной торговли, в первую очередь — продажи через Интернет. Несмотря на то, что доля всего сегмента внемагазинных продаж пока еще сравнительно невысока (около 4%), рост отдельных его составляющих намного превышает темпы роста рынка в целом. Так, за последние 5 лет объем электронной коммерции вырос более чем в 6 раз, а в ближайшие 2 года ожидается его удвоение. Это— следствие повышения уровня проникновения Интернета и географического расширения системы дистрибуции товаров.

Уже сейчас многие американские и европейские Интернет-магазины включили Россию в список стран доставки. Возможно, это заставит отечественных игроков пересмотреть подходы к ценообразованию на отдельные виды продукции высокого ценового сегмента, где нередко стоимость доставки ниже стоимости самого продукта (детская бытовая техника и электроника, детская одежда и обувь, косметические товары и средства личной гигиены, детская мебель и медиа-продукция). По данным на конец 2011 г. (DataInsight) большинство интернет-магазинов детских товаров – около 60% – базируется в Москве. Примерно половина из них позиционируется как федеральные или, как минимум, предлагают доставку в другие города России. Всего в Рунете функционирует около 3000 Интернет-магазинов, специализирующихся на продаже товаров для детей. Детские товары покупает в Интернете 10% всех онлайн-покупателей (около 3 млн в год), это 10-е место в российской электронной коммерции. В 2010 г оборот онлайн-торговли детскими товарами составил 9,2 млрд. рублей, что составило около 3,8% от всего российского рынка розничной Интернет-торговли. 58% приходится на Москву и Санкт-Петербург, крупнейшим региональным рынком является Поволжский федеральный округ, где оборот онлайн-торговли детскими товарами превышает 1 млрд. рублей. Наибольшее число региональных онлайн-покупателей детских товаров проживает в Екатеринбурге, Перми, Новосибирске и Нижнем Новгороде – по 20-40 тысяч покупателей в каждом городе.

Софья Кранц, обозреватель

 

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами