Декоративное изображение
7 214

Поделиться

Не растет цена

Инфляция в индустриальных странах снижается прямо на глазах, это можно увидеть на примере стран G7 (см. график). В январе 2013 года потребительскиецены были на 2,5% выше, чем в январе 2012-го, а в конце 2013 года они были выше всего лишь на 1,0%, чем в конце 2012-го. Инфляция в США снизилась до 1,2% в годовом исчислении, Банк Англии впервые за четыре года смог объявить, что в Великобритании инфляция составляет всего 2,0% в годовом исчислении (собственно, эта цифра – официальная цель проводимой банком политики инфляционного таргетирования, при которой все усилия бросаются на сдерживание роста цен, а не на регулирование курса национальной валюты). В странах еврозоны инфляция снизилась до 0,9%. В таких условиях можно говорить о почти полном отсутствии инфляции и близкой дефляции, то есть падении потребительских цен.

В течение уже многих месяцев подряд дефляция наблюдается в Греции и на Кипре. Очень скоро к ним могут присоединиться Эстония, Нидерланды, Португалия и Испания.

По традиции цены постоянно падают только в Японии, там к этому падению привыкли настолько, что граждане мирятся даже с нулевой ставкой процента по своим сберегательным вкладам, полагая, что неизбежное ежемесячное удешевление товаров в любом случае делает сбережение денег выгодным.

В Голландии давних традиций падения цен нет, однако после кризиса 2008-2009 годов постепенно они начали формироваться: в ноябре 2010-го цены снизились на 0,1%, в декабре – на 0,3%, в январе 2011 года– на 0,1%. Подобно голландским вели себя цены на Кипре: в ноябре 2010-го упали на 0,7%, в декабре – на 0,2%, в январе 2011-го – на 0,4%.

Январь 2011 года был примечателен тем, что к дефляционному клубу присоединилось большое количество стран, в предыдущие месяцы в падении цен не замеченных. В итоге в этом месяце к дефляции перешел весь Евросоюз в целом: в ноябре 2010-го во всех 27 его странах-участницах потребительские цены в целом выросли на 0,2%, в декабре – на 0,6%, а в январе 2011-го – упали на 0,4%. В Норвегии, в Евросоюз не входящей, наблюдалась аналогичная картина: в декабре 2010-го цены выросли на 1,3%, а в январе 2011-го – упали на 0,8%.

В экономической истории случаев дефляции не было зафиксировано до XIX века. В XVI–начале XVII века в мире наблюдался длительный период инфляции, хотя и относительно низкой: в европейских странах товары и услуги дорожали в год на 1-2%. В XVIII веке инфляция стала гораздо более высокой: во время американской революции потребительские цены росли на 8,5% в месяц, а во время французской революции – на 10% в месяц.

Потом инфляция замедлилась: в частности, в США за 1790-1815 годы цены на товары и услуги выросли всего на 3,3%. И только потом наступил длительный период дефляции: с 1815 по 1850 год американские потребительские цены снизились на 2,3%. Затем начался рост цен: за 1850-1873 годы американская инфляция составила 5,3%. С 1873 по 1896 год цены опять упали – на этот раз на 1,8%. Потом снова началась инфляция: с 1896 года по 1920 год товары и услуги росли в цене и в результате подорожали на 4,2%. Наконец, с 1920 по 1934 год наблюдался длительный период дефляции: американские цены упали на 3,9%. Разумеется, в данном случае нельзя было говорить о том, что дефляция охватила весь мир: например, в Германии в 1922-1923 годах за 16 месяцев количество денег в обращении увеличилось в 7 млрд раз, а цены выросли в 10 млрд раз.

Экономическая теория обычно отмечает, что дефляция наблюдается тогда, когда снижается производство и растет безработица. Теоретически снижение цен может стимулировать потребление, обеспечить расширение инвестиций и развитие внешней торговли, но, разумеется, только в том случае, если возрастет производство и увеличится занятость.

Сейчас обращает на себя внимание то обстоятельство, что после кризиса 2008-2009 годов дефляция наблюдается в условиях мирового продовольственного и нефтяного кризиса (цены на нефть уже в январе 2011 года превысили $100 за баррель). При этом все страны заявляли, что постепенно преодолели экономический спад и перешли к экономическому росту. Экономический рост и в еврозоне, и в США, и в Японии обеспечивался за счет широкомасштабного печатания денег и раздачи этих денег производителям – для того, чтобы они смелее производили. Казалось бы, в условиях изобилия денег, экономического роста и увеличения издержек из-за подорожания сельхозсырья и нефти цены должны быстро расти. Но они падали.

По-видимому, дело в том, что печатание денег и рост производства не привели к снижению безработицы, которая продолжает оставаться на очень высоком уровне: так, во Франции она составляет 10% трудоспособного населения. Безработные граждане не склонны предъявлять значительный спрос на товары, сколько бы этих товаров ни производилось. При этом следует учитывать, что статистика считает безработными только тех граждан, которые не имеют работы, но хотели бы ее получить. Тот, кто не хочет получить работу или, как это случается все чаще, уже не надеется ее получить, безработным не считается. И спроса на товары такие граждане тем более не предъявляют. При этом в европейских и японских магазинах товарного дефицита не наблюдается, и торговцы хотели бы свои товарные запасы реализовать – не вечно же им лежать на полках. Вот им и приходится при недостаточном спросе снижать цены. Также стоит помнить о том, что состоятельные граждане в Европе и Японии довольно экономны, и переложить на них издержки, возникающие из-за малого числа покупателей и порчи товаров, торговцам обычно не удается.

Разумеется, производители и торговцы из-за дефляции в конце концов начнут #получать убытки, и тогда они смогут – при появляющейся во всем мире щедрости властей – снова попросить у них финансовую помощь.

В 1990-е годы в Японии из-за дефляции банки стали крайне неохотно выдавать предприятиям кредиты: мол, цены на вашу продукцию снижаются, и вы просто не сможете платить проценты и погашать свой долг. То же самое сейчас происходит в еврозоне: общий объем банковских кредитов в 2013 году упал на 1,4%, причем объем кредитов нефинансовому сектору снизился на 3,4%.

Инфляция и дефляция очень влияют на состояние государственных финансов. В 1970-е годы в условиях отмены золотого стандарта и резкого взлета нефтяныхцен в США наблюдалась невиданная инфляция в 13% годовых. И власти США вообще не могли размещать облигации на рынке: базовым видом госбумаг являются облигации со сроком погашения в десять лет, и покупатели не могли не задумываться о том, насколько же обесценятся деньги к моменту, когда государство их вернет.

Сейчас, казалось бы, покупать госбумаги все выгоднее – деньги не дешевеют, а дорожают. Однако инвесторы слишком увлечены бурно растущими рынками акций, прежде всего американским, и выводят деньги из фондов, занимающихся покупкой облигаций, помещая их в фонды, занимающиеся покупкой акций. Для финансов стран с большим госдолгом вроде Греции, Италии или Португалии дефляция имеет еще одно последствие: обслуживать долг становится все труднее, поскольку денег на выплату держателям акций власти получают все меньше – из-за падения цен падает и налогооблагаемая прибыль предприятий.

Можно заметить, что японская политика борьбы с дефляцией с помощью печатания денег уже вызвала подешевение японской иены на 22% по отношению к евро – и подешевевший японский импорт внес свой вклад в снижение инфляции в еврозоне. Для граждан падение цен является своеобразным аналогом снижения налогов на них. И граждане могут заметить, что они оказываются важнее государства – как оно ни печатает деньги, а цены все равно определяют покупатели исходя из своих предпочтений. И если в период инфляции они руководствуются принципом «покупай сегодня, потому что завтра будет дороже», то в период дефляции принцип может быть обратным – «не покупай сегодня, потому что завтра будет дешевле».

В свою очередь, российские власти ничего не могут поделать со своими покупателями: те все покупают и покупают, и поэтому в 2013-м году снизить инфляцию опять не удалось, и она составила удивительную по меркам индустриальных стран цифру в 6,5% годовых.

Сергей Минаев, Журнал «Коммерсантъ Власть»

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами