Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Не качеством, так количеством
Мэрия Новосибирска сообщила о фантастическом достижении — город обогнал Москву по объему торговых площадей, пересчитанных на тысячу жителей. Исполняющий обязанности начальника управления потребительского рынка городской администрации Татьяна Болаболова на пресс-конференции рассказала, что, по данным на 1 января 2013 года, в Новосибирске на тысячу жителей приходится 1 722 кв. метров торговых площадей (на 7,5% выше, чем было в 2012 году; к началу следующего года специалисты ожидают примерно такого же роста этого показателя). В то же время в Москве аналогичный показатель составляет всего 794 кв. метра, в Санкт-Петербурге — 1 035 кв. метров, а в Екатеринбурге, сопоставимом по численности населения региональном мегаполисе, — целых 1 189 кв. метров торговой площади. По словам Болаболовой, по нормативам, рассчитанным для Новосибирска областным комитетом статистики, на тысячу жителей здесь должно приходиться всего 655 кв. метров торговых площадей. Но есть ли повод для гордости?
Автор эти строк живет недалеко от станции метро «Березовая роща», в шаговой доступности от крупного ТРК «Сибирский молл». На этом маленьком «пятачке», вокруг всех четырех входов в метрополитен, расположены торговые точки различной величины и вида — киоски, павильоны, многоэтажные центры. Такая же ситуация — и у других станций подземки: масса точек стрит-ритейла, многие испытывают явный дефицит посетителей, идет постоянная смена арендаторов — то аптека, то зоомагазин, то продажа янтаря. Тем не менее, в этих и так «перенаселенных» розницей местах строятся новые объекты торгового назначения: так, около «Березовой рощи» невооруженным глазом заметно минимум четыре подобных объекта. По всем признакам — кризис перепроизводства. Но в мэрии считают, что городу далеко до насыщения. «Мы территориально растем — какие массивы строятся на окраинах нашего города и в районах! Раз жилой фонд расширяется, то без нашей инфраструктуры никуда, это значит — и торговля, и общественное питание, и бытовое обслуживание», — говорит Татьяна Болаболова.
Чтобы совместить услышанное (заявление мэрии) с увиденным (каждодневные наблюдения уличной фактуры), стоит обратиться к фактам. По данным Новосибирскстата, средний прирост оборота розничной торговли за семь месяцев 2013 года составил 4,5%. Денежные доходы населения вроде бы тоже не растут: в среднем за полгода динамика не превысила 2,3%. Иными словами, об исключительной покупательской способности горожан говорить не приходится. Можно, конечно, предположить, что к нам приезжают на шопинг жители соседних регионов (на парковке ТРК «Мега» шведской IKEA всегда можно насчитать десятки автомобилей с номерами Кузбасса, Алтая и Томской области). Но размеры оборота розничной торговли свидетельствуют, что взрывного роста в секторе они не обеспечивают. Кроме того, сокращается и количество юридических лиц, в том числе за счет массивной ликвидации торговых предприятий (киосков, небольших магазинчиков и др.). За счет новаций в торговом законодательстве облик региональной розницы в настоящее время пребывает в стадии активной трансформации.
Как же тогда Новосибирску удалось обогнать две столицы и Екатеринбург по количеству площадей на тысячу жителей? «Данный показатель связан с методикой расчета. В рейтинге по итогам 2012 года, который составляет INFOLine, Краснодар занимал первое место с объемом площадей 1,8 тыс. кв. метров на тысячу жителей, а Екатеринбург находился на втором месте с объемом площадей 1 182 кв. метра на такое же количество населения. Возможно, это связано с увеличением ввода торговых площадей в Новосибирске, хотя большая часть этих объектов может оставаться полупустой», — считает Игорь Арнаутов из Инвесткафе. «Не количество объектов здесь, наверное, важно, а качество и концептуальность. Ведь у нас всего несколько штук более или менее приличных торговых центров, все остальное какое-то убогое — от архитектурных решений до концепций объектов. Скорее всего, ситуация такая же, как и с бизнес-центрами. Вроде у нас есть класс «А» в городе, но они даже рядом не стояли с классом «А» в Москве», — комментирует Александр Назаров, аналитик рынка коммерческой недвижимости, директор компании Nazarov & Partners.
Верность этого тезиса подтверждает и региональный директор по торговой недвижимости в России и СНГ компании Knight Frank Сергей Гипш. По его словам, если выделить в статистике качественные торговые площади, то окажется, что Новосибирску еще есть куда расти в развитии сектора. «Новосибирск с точки зрения насыщенности качественными торговыми площадями занимает 12 место из 15 городов-миллионников, и это при том, что он третий в стране по численности. Здесь чуть больше 500 тысяч квадратных метров площадей качественного торгового ритейла, из которых 345 тысяч сдаются в аренду. Это около 225 метров торговых площадей на тысячу жителей. Невысокий показатель. В Москве — около 300 квадратных метров, в Санкт-Петербурге — 450, в крупных европейских городах — до 1 000. Есть куда развиваться», — говорит Гипш.
Кроме того, городским властям стоило бы меньше радоваться сомнительным рекордам, а заняться и ликвидацией территориальных диспропорций в размещении торговых объектов по территории Новосибирска. По оценкам аналитического центра «Сибакадемстрой-Недвижимость», по доле предложенных торговых площадей в городе по-прежнему лидируют центральные районы, на которые приходится 37% предложений. По мере удаления от центра города объем предложения достаточно резко сокращается: на Кировский и Калининский районы приходится четыре процента, на Советский — три процента, на Первомайский — всего два. Видимо, бурный рост рынка сегодня обеспечивают все-таки центральные районы, которые заполоняются безвкусными с архитектурной точки зрения торговыми центрами и павильонами. Оправдывая неформальный статус Новосибирска как «большой барахолки». Кстати, аналогичную проблему недавно признали и власти Екатеринбурга: Наталья Фирстова, зампред комитета по товарному рынку тамошней мэрии, к примеру, заявила, что центральная часть города испытывает дефицит торговых площадей, занятых продовольственной торговлей.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.